Информационный бум на память. Как научиться запоминать самое главное
Современный человек вынужден ежедневно справляться с гигантским валом информации, который обрушивается на его голову с колоссальной скоростью.
Телевизор, Интернет и радио наряду с действительно полезными сведениями пичкают нас ненужными новостями о свадьбе какой-нибудь светской львицы.
Воскресный номер «Нью-Йорк Таймс» содержит в себе больше информации, чем голландский крестьянин в Средние века узнавал за всю свою жизнь!
Вся лишняя, не нужная обычному человеку информация тормозит запоминание действительно важных вещей.
Что касается «девичьей» памяти, то дело в том, что девушки более эмоциональны, они могут уйти в себя на какое-то время. Они не задумываются серьезно о далеком будущем, а мечтают.
У них нет устойчивости настроения, поэтому часто, как говорится, у них в одно ухо влетает, из другого – вылетает, запоминания каких-то вещей не происходит.
Мужчины более объективно воспринимают мир и, как следствие, объективно его и запоминают.
Чтобы какая-то информация запомнилась, надо периодически о ней вспоминать. Лучше всего через час или два повторить полученную информацию еще раз.
Важно подключать эмоции. Обычно люди лучше запоминают негатив, но это отягощает человеческую психику. Хорошее же люди воспринимают как должное.
И зацикленность на прошлых обидах мешает сосредоточиться на настоящем и на будущем, что, в конечном итоге, ухудшает память.
Впрочем, все это можно отнести не только к отдельной личности, но и к нации в целом. Если народы очень часто конфликтовали между собой, то большую часть национальной памяти занимают именно обиды на бывших врагов, а на запоминание каких-то выводов из конфликтов места почти не остается.
Такие моменты можно проследить в национальном сознании армян и турков, немцев и французов. Характерная черта российского менталитета – напротив, беспечность и забывчивость.
Нельзя сказать, что это намного лучше копания в прошлых обидах. У нас, получается, каждое поколение хуже запоминает и усваивает уроки истории, делает меньше выводов о прошлых событиях, забывает о революции, войнах, репрессиях.
А ведь национальная память – это, прежде всего, гарантия стабильности в обществе, и если уроки истории будут забыты, последствия могут быть катастрофическими.
К сожалению, государство занимается этим меньше, чем следовало бы. Возможно, по причине того, что людьми без исторической памяти легче управлять.
Любопытно отметить, что из-за ускорения ритма жизни одни виды памяти ухудшились, а другие улучшились. Например, память на лица улучшилась.
Средний москвич более-менее постоянно общается с 150 людьми. Плюс есть еще узнавание лиц, которые мелькают в кино, по телевизору. Этот вид памяти улучшился еще и за счет увеличения роли межнационального общения в последнее время.
Известно, что многим из нас азиаты кажутся на одно лицо. А им, особенно это относится к китайцам и японцам, на одно лицо кажутся все европейцы.
Раньше это было по большому счету не очень существенно. Но сейчас, когда европейцы подолгу живут в Азии, или азиаты – в Европе, появилась потребность в различении хотя бы коллег по работе, соседей и друзей.
Ещё один вид памяти, который в последние годы стал развиваться – запоминание небольших комбинаций из цифр. Развивается он не от хорошей жизни – просто современному человеку приходится запоминать и держать в голове кучу паролей и пин-кодов.
Но у всего есть свой предел. Среднестатистический человек способен запомнить не более семи единиц информации одного порядка. И если комбинаций больше, чем семь, то чтобы «освободить» под них место, сознание может «выкинуть» какие-то важные сведения.
Такие «выкрутасы» человеческой памяти – лишнее свидетельство кризиса перепроизводства, наша психика считает неестественным то, что у одного человека может быть три телефона и пять банковских карт со своими паролями.
В детстве все впитывают знания, и все запоминают как губка. В этот период определяется образ мира, идет его познание. В старости свежесть восприятия притупляется, к тому же человек слишком много знает, и эти знания, как правило, уже не применяются и, как следствие, забываются.
Раньше старики, напротив, считались хранителями мудрости, истории поколений, к ним обращались за советом и просили поделиться воспоминаниями.
Теперь же ситуация иная, старики несколько отстают. Обычная ситуация: молодой человек меняет модель сотового телефона, думает, отдать ли старый аппарат бабушке. Почти всегда он размышляет так: «А, она все равно в этом ничего не понимает».
Конечно, все зависит от образовательного уровня. Пожилые ученые, которые продолжают работать, сохраняют любознательность, обладают очень хорошей памятью.
Недаром же доказано, что если ты знаешь хотя бы один иностранный язык, то возможность впадения в маразм резко снижается. Активность мозга, тренировка сознания страхует от интеллектуальной деградации.
Потенциал человеческого мозга огромен, но для этого надо учиться раскрывать ресурсы, организовывать мышление, таким образом, чтобы запоминать всю необходимую и важную информацию.
Самое важное и, в то же время, трудное – это умение выбирать и запоминать главное, отбрасывая ненужную информацию.
Существует множество мнемотехник, позволяющих завязать узелок «на память» в прямом и переносном смысле. Есть техники, тренирующие не память как таковую, а осознанность, внимательность.
Очень важно уметь хранить информацию, но современные люди мало заботятся об этом, перекладывая эту функцию на искусственные носители. Это неизбежно и не так уж и плохо, но ведь нужно не забыть и заглянуть в напоминалку.
Не менее важно и умение забывать ненужную информацию, выветривать ее из себя, время от времени, так сказать, переформатировать «жесткий диск».
Для этого можно использовать практики релаксации, медитации и даже специальные методики осознанного забывания.