Структура психики и сознания. Как развивать сознание

Тот, кто учится самостоятельно, преуспевает в семь раз больше,
чем тот, которому все объяснили.
Артур Гитерман, поэт

  1. Универсальные возможности мозга

Все функции нашего сознания на сегодняшнем уровне развития представляют собой результат эволюции и сознательного саморазвития.

На ранних этапах своей эволюции человек был далеко не так интеллектуально и эмоционально развит, как в наши дни. Его память была не столь наполнена информацией, а способность управлять желаниями – не столь тренирована.

Правда, в каких-то других психических свойствах – остроте восприятия, отдельных видах внимания, реагирующего на физическую опасность, силе эмоций, ярости, отвечающей за выживание, древний человек, пожалуй, в чем-то превосходил своего современного урбанистического потомка.

Но следует признать: в целом психика и сознание прошли огромный путь эволюционного развития.

В наибольшей степени это становится заметно, если рассмотреть, какую эволюцию проделал человеческий мозг за весь обозримый период истории планеты.

Наш мозг представляет собой потрясающий инструмент, помогающий нам адаптироваться к сложным условиям среды и развивать глубинный потенциал без каких бы то ни было ограничений. Мозг состоит из 100 миллиардов клеток, находящихся в непрерывном движении.

Их общее число приблизительно равно числу звезд в Млечном Пути. У каждой клетки не менее 20.000 соединений с другими клетками, и любая из них неизмеримо превосходит по мощности самый совершенный компьютер.

Если представить число доступных соединений одной клетки мозга с другой, то оно, по мнению ученых, должно превышать число атомов во всем Мироздании.

Поэтому каждый из нас – хозяин уникального суперкомпьютера, задействовав мощь которого хотя бы отчасти, мы можем стать сверхлюдьми с набором уникальных способностей. Ведь не зря современная наука утверждает: мощь человеческого мозга на сегодняшней стадии эволюции человека, как homo sapiens, используется всего на 6-8 %, а 92-94 % тихо спят внутри нас, ожидая сознательной активации.

Если можно было бы записать количество возможных соединений клеток нашего мозга в виде цифры на ленте, то длина такой ленты 17,5 тысяч раз обвила бы расстояние между Землей и Луной.

При этом, 50 % подобных связей между клетками, участками и системами мозга закладывается в первые четыре года жизни человека.

Потому человеческий мозг по строению и степени сложности превосходит совокупный технический «искусственный мозг» всех компьютеров мира, вместе взятых.

Авторы мирового бестселлера «Революция в обучении» Гордона Драйдена и Джанет Бос пишут:

«Попробуйте… взять десять ежедневно выполняемых вами действий (например, первые десять, выполненных сегодня утром) и скомбинировать их во всевозможных последовательностях. Вы получите 36288000 различных комбинаций. Если взять 11 действий, число возможных комбинаций возрастет до 39916800! Ну а теперь попробуйте скомбинировать 100 миллиардов клеток всевозможными путями при условии, что каждая из них может создать до 20000 различных соединений, - и вы получите представление о творческих возможностях всего мозга».

Человеческий мозг, решая проблемы, поставленные жизнью на протяжении эволюции, постоянно развивался и усложнялся. Ученые отмечают, что у человекообразных существ и человека за последний миллион лет масса мозга выросла в 5 раз, а площадь коры головного мозга - в 25 раз, причем быстрее всего рост происходил в последние 100 000 лет – время появления кроманьонца, или радужного человека.

Однако мы используем колоссальные ресурсы мозга очень слабо – иными словами, живем небольшой частью самих себя. Включение наших скрытых ресурсов и потенциалов обычно происходит лишь в условиях экстремальных состояний, в минуты опасности, либо при решении какой-либо очень сложной задачи.

В этом случае человеческий мозг способен всего лишь за секунду создавать в 15 раз больше соединений, чем все пользователи Интернета за 3 дня.

Исследователи мозга и психологи, занимающиеся развитием сознания, утверждают, что мозг создан Великой Природой с огромным запасом, неизмеримо превышающим требования адаптации и выживания.

Чтобы приспособиться к нашему непростому миру, требовался бы гораздо более простой по строению мозг с неизмеримо меньшим объемом оперативной памяти.

Потому многие ученые полагают, что сложность строения мозга и огромная избыточность ряда его функций, на самом деле, предназначены для того, чтобы человек эволюционировал, развивался, совершенствовался и устанавливал контакты с невидимым миром, духовной реальностью, верхними уровнями бытия – теми, что лежат в области сверхчеловеческой природы – грядущей стадии эволюции человека.

Чтобы выполнять подобные многообразные действия и достичь указанных целей, требуется постоянная тренировка мозга, движение и обучение новым функциям, умениям и навыкам. В принципе, наша жизнь предоставляет нам такую возможность.

Действуя, ставя цели и достигая их, общаясь с самыми разными людьми, мы все время решаем сложные задачи и тем постоянно тренируем различные функции нашего сознания.

Сосредоточиваясь на составлении бизнес-плана или на информации, озвучиваемой нашим собеседником, мы воспитываем навык сосредоточения или умения распределить внимание на несколько целей и объектов. Обостряя способность улавливать тонкие сигналы от тех, с кем мы участвуем в сложных переговорах, мы шлифуем умение более глубоко воспринимать мир.

Переживая радости и горести, мы воспитываем в себе способность эмоционально ощущать жизнь, проживать препятствия и трудности, распознавать добро и зло. И хотя многие эмоции, которые мы пропускаем через свое сердце, приносят нам боль и страдания, без способности переживать люди могли бы душевно очерстветь и деградировать.

Решая легкие и трудные головоломки в профессиональных и житейских ситуациях, и просто размышляя над течением и событиями жизни, мы непрестанно тренируем мышление, которое при правильном развитии становится все более глубоким, сильным, системным, образным, креативным.

В точности также, без всяких специальных школ и занятий мы развиваем воображение, память, интуицию, волю. Это позволяет нам эффективнее ставить цели и достигать их, лучше общаться с людьми, полноценнее адаптироваться к окружающей среде, успешнее обучаться и реализовывать задуманные жизненные программы.

Сами того не замечая, мы ежедневно проделываем сотни и тысячи умственных операций, ментальных, эмоциональных и волевых упражнений, и даже телесно-энергетических психотехник.

Наука утверждает: любое внешнее действие прежде, чем реализоваться на практике, проходит через внутреннюю лабораторию сознания.

Мы постоянно и почти бессознательно тренируем свои умения создавать мыслеформы, окрашивать их эмоциями и чувствами, преодолевать противоречия, запоминать и удерживать информацию, точно воспринимать мир.

Однако при этом следует признать: наша тренировка сознания и психики происходит невероятно бессистемно, а порой бессмысленно и даже нелепо.

Мы либо ленимся работать над собой и постоянно недотренировываем самих себя, либо взваливаем на свои хрупкие плечи непомерную нагрузку жизни и перетренировываем мозг, сердце и волю.

В результате мы не достигаем поставленных внешних целей и не получаем от процесса саморазвития полноценного внутреннего удовлетворения.

Если мы задумываемся о том, кто наиболее успешен внешне и удовлетворен изнутри, мы должны признать, что, как правило, это психологически тренированные, развитые люди. Кто-то из них натренировал своё сознание и психику, прожив насыщенную жизнь, наполненную решением разных сложных задач.

В тех случаях, когда человек от природы имеет крепкую, устойчивую нервную систему, пластичную психику, и способен обучаться новым умениям и навыкам, он самостоятельно пройдет необходимую школу развития мозга и организма.

Но, как правило, для того, чтобы достичь успеха и быть счастливым, необходимо специально развивать собственное сознание самыми разными способами, в том числе и проделывая различные упражнения и психотехники.

Жизнь постоянно усложняется, увеличивает темп и множит количество проблем, которые нам приходится решать. Новые условия, появляющиеся вокруг нас, требуют умения адаптироваться и по-иному реагировать на мир, думать, чувствовать, принимать решения.

Нетренированное, малоподвижное сознание, инертная психика, ленивая, привыкшая всегда действовать по старинке личность, скорее всего, не сумеют адекватно ответить на вызовы времени, привести нас к цели, дать нам уверенность и счастье.

2. Зачем нужно тренировать сознание?

Какие плюсы имеет человек, тренирующий свое сознание столь же регулярно, как это делает спортсмен или, по крайней мере, любитель фитнеса?

В первую очередь такой человек ощущает себя полноценно реализованным – регулярная практика помогает раскрыть все свои глубинные способности и потенциалы и осуществить все, что задумано.

Он находится в хорошей эмоциональной и волевой форме, и для него не представляет большой сложности добиться любых целей. Благодаря высокому психологическому тонусу он ощущает себя реализованным и успешным.

Во-вторых, тренированный человек прекрасно адаптируется к любой среде, где бы он ни жил. Он коммуникабелен, вынослив, имеет меньше врагов и грамотнее ведет себя в конфликтах. Люди чувствуют его внутреннюю силу и тянутся к нему гораздо сильнее, чем к психологически расхлябанному, слабому человеку.

В-третьих, тот, кто тренирован и сумел примирить все свои внутренние конфликты и проблемы, более гармоничен, нежели обычный человек, который не в ладу с самим собой. Устойчивое и счастливое состояние подпитывается не только и не столько внешней удачей, сколько глубинными энергиями позитива и уверенности.

Конечно, использование разнообразных психотехник и упражнений само по себе не дает чувства счастья, но зато оно приводит сознание и психику в равновесие - а это создает внутреннюю атмосферу для переживания счастья.

В-четвертых, психологическая тренированность, резко возрастающая после выполнения упражнений, пробуждает в человеке способность гораздо быстрее обучаться новым умениям и навыкам, которых требует от нас стремительно меняющаяся жизнь. Психотренинг сознания повышает обучаемость человека любым новым умениям во много раз.

И, наконец, в-пятых, сам процесс тренировки очень приятен, приносит массу удовольствия. Тренинг сознания сродни тренировке тела: в начале занятий мышцы побаливают, но через некоторое время организм усваивает нагрузку и начинает получать от нее особую эйфорию.

Попробуйте прервать тренировочный процесс - и мышцы сразу же заноют, как бы взывая о нагрузке. Тот, кто полюбил состояние тренированности, накачанности тела, никогда не променяет этого состояния на пассивность и мышечную вялость.

Похожим образом реагируют «мускулы сознания» – при прекращении занятий они еще долго будут ныть, просить о новых нагрузках. Сознание запрограммировано на развитие, оно любит сознательную работу.

Человек с дряблыми мускулами сознания – с рассеянным вниманием, суженным восприятием, плохой памятью, не поддающимися управлению негативными эмоциями, хаотическими мыслями, ослабленной волей - не может быть ни эффективным, ни счастливым.

Однако тренировка тренировке рознь. Любые упражнения по-настоящему эффективны в определенной системе и последовательности. Разрозненные психотехники, какими бы хорошими они не были, в лучшем случае дадут лишь частичный эффект.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой