Как защитить слабого. Психология защищенности

Вопрос - стоит ли защищать другого человека, на которого нападают хулиганы, имеет и нравственно-духовную и конкретно-ситуативную сторону, связанную с оценкой собственных физических возможностей.

Нравственно-духовная сторона - это вопрос о наличии у каждого человека ценностей, которые дороже жизни.

В отличие от животных у человека особые отношения с этим миром духа. Иногда бывает так, что человек, который поставил на сохранение и защиту жизни все, поступившись честью, после просто не мог жить.

Практика показывает, что если на глазах человека хулиганы и бандиты в той или иной форме надругались над его близкими людьми, а он из страха или осторожности не предпринял никаких действий и не сопротивлялся, то он уже не мог нормально жить дальше.

С течением времени в той или иной форме, он как личность деградирует - спивался, становился наркоманом, сходил с ума, сам становился жестоким криминальным существом, вымещающим обиду за свою неполноценность на всем остальном мире.

Такие люди умирали довольно быстро. Но может быть, имело смысл попытаться защитить ближних, пусть даже и ценою собственной жизни?

Психология защищенности предполагает готовность человека в случае необходимости придти на помощь более слабому человеку.

Конечно, надо во всем рассчитывать свои силы.

Бывают такие ситуации, когда вы можете не прийти на помощь слабому избиваемому человеку, неважно мужчине, женщине или ребенку, и тем самым сохраните свою физическую оболочку, но разрушите связь с духовным началом, и после этого уже не сможете жить с чистой совестью, как нормальный человек.

Вы станете предателем самого себя, других людей и той духовной реальности, принятие которой и выделяет человека из животного царства.

Именно так становились предателями во время войны, ставившей человека в условия жесточайшего выбора. Вспомним повесть В. Быкова «Сотников» и еще более яркую экранизацию этой повести под названием «Восхождение», где воссоздан образ предательства.

Немцы, хорошо понимавшие психологические механизмы предательства и внутреннюю ломку, через которую проходит человек, ступивший на эту стезю, для закрепления результатов старались повязать однажды согласившегося на сотрудничество участием в расстрелах бывших своих соотечественников, то есть кровью.

Таким образом в случае отказа в помощи гибнущему человеку вы повязываете себя сами, предавая и общечеловеческую солидарность, и духовное начало в самом себе.

Однако не надо абсолютизировать ни одну истину. Бывают и иные случаи.

Мой знакомый однажды рассказывал мне, как стал свидетелем драки невысокого, но плечистого мужчины и огромной полной женщины на лестничной площадке.

Думая, что дерутся соседи (хотя это были зять и теща), и, заметив, что мужчина ведет себя слишком жестко (хотя было видно, что силы дерущихся примерно равны), он решил, что надо вмешаться и остановить избиение.

Однако когда он схватил мужчину за грудки и начал оттаскивать от женщины, дерущиеся вдруг объединились и совместными усилиями поколотили незадачливого альтруиста, перебив ему нос.

Далеко не всегда надо вмешиваться в драку.

Не будете же вы пытаться остановить побоище подростков, идущих драться район на район или встревать в потасовку торговцев на рынке, не поделивших места или выручку!

В таких случаях, полезно предоставить дерущихся всегда справедливой судьбе.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой