Как стать хорошим рассказчиком. Умение красиво говорить
Умение говорить -это искусство складывать слова во фразы, фразы в некие абзацы, истории, которые интересно слушать.
Умение красиво говорить, должно проявляться и в монологе, способности человека держать внимание людей в течение какого - то времени своим рассказом и как мастерство беседы, в которой люди перебивают друг друга, отступают от каких-то правил, меняют тему, но потом, все - таки к ней возвращаются.
Так все-таки как стать хорошим рассказчиком? Это искусство включает в себя несколько важных моментов, если вы хотите общаться с незнакомыми, полунезнакомыми людьми в полунеформальной обстановке, очень важно в первую очередь войти в состояние психологического удара, куража и уверенности в себе.
У каждого человека в жизни есть такие ситуации, вспомните их. Ситуации, когда вы были уверены в себе, вам нравилось, то, что вы рассказываете и вас заворожено, внимательно слушали.
Если вы это состояние вспомните, то наверняка выделите определенные признаки, которые присущи этому ощущению. Культивирование этого ощущения очень полезно тому, кто задумывается, как стать хорошим рассказчиком?
В первую очередь состояние полного принятия себя, у вас не было никаких мышечных зажимов, вы умели распределять свое внимание между слушателями и своим рассказом, вы буквально видели, то, о чем говорили, вы передавали эту живую картинку.
Нам всегда очень интересно слушать профессиональных актеров, которые рассказывают какие-либо истории из своей профессиональной или личной жизни. Вслушиваясь в нее, можно постепенно понять- как стать хороши рассказчиком?
Их рассказ буквально живой, мы видим ситуацию глазами рассказчика, это происходит как раз по тому, что он проживает, визуализирует то. О чем рассказывает, он «рисует» для нас образы и чувства, еще раз проживает ситуацию.
Во- вторых, чтобы интересно, увлекательно и красиво говорить, нужно обладать большим запасом слов, на сегодняшний день, это вопрос актуальный, как ни печально.
Люди стали существенно меньше читать художественных произведений, качественную прозу заменяет бесконечная новостная лента и общение в интернете. У многих людей словарный запас так скуден, что они предпочитают общаться междометиями.
Общение, где люди ограничиваются каким-то компьютерным сленгом, каким-то языком падонков и так далее, ну это не язык, он не очень интересен другим. И если молодежь может как-то прикалываться, по большому счету, долго внимание она не удержит.
Обязательно нужно пополнять словарный запас.
Это можно сделать за счет чтения качественной прозы, погружением в мир культуры, внимательно слушать какие слова употребляют образованные люди.
Кроме того, наша устная речь подвержена определенному закону структурирования информации.
Например, если вас спросили о том, как ваши дела в форме приветствия, совсем не обязательно рассказывать всю историю жизни.
Нужно чувствовать диалог. Как его правильно структурировать?
В начале, если вы хотите что-либо сообщить или отвечаете на короткий вопрос, например, вы можете ответить односложно, одной фразой, или несколькими словами вводящими в суть речи.
Если как пример диалога взять статью, то это будет заголовок, озаглавьте свое речевое сообщение так, чтобы люди его слушали.
Если логика вашего рассказа или логика вопроса вашего собеседника требует уточнения, развертывания вашей мысли заглавного предложения, тогда уже надо рассказать, о чем вы собираетесь говорить более пространно в нескольких фразах.Без умения свертывать свою речь в тезисы и подпункты невозможно стать хороши рассказчиком.
Эта часть вашей речи, более длинная, развернутая, она может быть уподоблена преамбуле к темам, идущим после заголовка, как напечатано в статье.
Тогда автор в статье излагает, вводит в курс дела, собирается более подробно раскрыть суть статьи.
Если вы видите, что человек заинтересован и готов слушать, и вам для каких-то целей это нужно, здесь важно изложить информацию в виде основного текста. Это можно сравнить с самим текстом статьи.
Но опять - таки, если статья достаточно длинная, и монотонно изложена, даже самый увлекательный материал, в таком виде читается трудно.
Тоже самое и с устной речью. Слишком длинный рассказ необходимо дробить на части, структурировать, чтобы информация, которую вы хотите донести до слушателей, легко ими воспринималась.
Потому, что сознание людей устроено так, что оно может вместить только определенное количество информации, все остальное проходит мимо.
И само течение речи оно может быть подчинено определенным законам. Например, если это выступление или непубличный, какой - то рассказ.
Можно начать с истории, шутки, интересной фразы, которая сразу же цепляет внимание людей, затем идет основное изложение проблемы, когда внимание уже схвачено, и оно дробиться на эти смысловые пункты.
Вы должны понимать, что в вашей речи должна наступить некая кульминация, главная фраза, главная мысль, которую вы хотите донести до человека и внимание человека должно быть подведено к этой ключевой фразе.
Это кульминационный момент и наконец, разрядка, заключение. В этой части обычно делается краткое заключение сказанного, часто в этой части говорят комплименты аудитории, благодарность слушателям.
Это может быть переход к другим, как правило, приятным и позитивным моментам. Вот эти методы структурирования информации, которые нужно знать и владеть ими для успешного выступления. Без этого невозможно стать хорошим рассказчиком.
Еще, чтобы стать хорошим рассказчиком, очень важно понимать, с каким собеседником вы разговариваете. Если вы говорите с интеллектуалом, важно говорить на его языке, оперируя знакомыми ему словами и терминами.
Если же ваш собеседник простой человек, не стоит демонстрировать ему познания в квантовой физике, говорите понятными для него словами и фразами, иначе он вас просто не услышит или вы поставите его этим в неуютную, неловкую ситуацию и плодотворного диалога не случится.
Естественно, что в разговоре с пожилыми людьми не стоит злоупотреблять молодежным сленгом, это, безусловно, будет раздражать их.
В общении с молодым поколением, можно позволить себе более раскрепощенный стиль разговора и как раз умеренная сленговость речи, даже если вы человек другого поколения сыграет вам на руку, представит вас человеком современным, понимающим, своим в этой среде.
Конечно, любое мастерство, требует тренировок. Для того, чтобы легко рассказывать и красиво говорить нужно как можно чаще тренироваться, рассказывать.
Пересказывать увиденное, услышанное, пытаться рассказывать так, чтобы вас слушали.
В процессе разговора вы научитесь ловить состояние так называемого транса, научитесь чувствовать, когда вы владеете вниманием окружающих, научитесь управлять им.
Для того, чтобы рассказ был естественным и интересным, старайтесь пересказывать этот рассказ как часть вашей жизни, не бойтесь добавлять личный аспект, не вещайте.
Речь, даже грамотно поставленная и отрепетированная, если она холодная, не воспринимается, ее слушают, но не слышат. Верьте в то, что говорите.
НЛП нам говорит, что люди делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков.
Определить это можно по уровню и направленности взгляда человека в момент, когда вы его о чем - то спрашиваете, просите рассказать что-нибудь из прошлого.
Если человек обращает глаза к небу, задумывается, вспоминает ситуацию, то, скорее всего это визуал, который живет в мире образов.
Если его взгляд на привычном уровне, перемещается влево - вправо, как будто человек прислушивается, к самому себе, скорее всего это аудиал, и если он опускает глаза вниз, прислушиваясь к ощущениям, своему прошлому опыту, скорее всего это кинестетик.
Также, если человек смотрит в право и в вверх, при обдумывании чего либо, скорее всего он конструирует будущее.
Человек, который смотрит влево и вниз или взгляд перед собой обращенный внутрь, вероятно, что на данный момент он работает со своим прошлым опытом и хотя эта классификация не абсолютна, безусловно, есть рациональное зерно.
Когда мы знаем, как человек реагирует, каким образом обрабатывает информацию, мы можете насыщать свою речь соответствующими ключевыми словами, которые помогут донести необходимую информацию с наименьшими потерями. Без этого не понять, как стать хорошим рассказчиком?
Например, обращаясь к визуалу, рассказывая ему историю оправданно употреблять слова и фразы связанные со зрительным восприятием человека: «присмотрись», «если вглядеться», «смотря с какой стороны посмотреть».
Если аудиал, можно оперировать к его слышанию, например: «слышно», «громкий звук», «тихий шепот», «все мы это когда-то слышали».
Если мы хотим, чтобы нас услышал кинестетик, мы употребляем слова, которые направлены на ощущения: «прочувствуй это», «по ощущениям, это прекрасно», «что мы чувствовали в тот момент?», «пережить это ощущение должен каждый».
Если мы внимательно относимся к собеседнику и учитываем способ его восприятия, мы можем построить свой рассказ таким образом, чтобы он был более интересен.
Для выступлений на широкой публике такой индивидуальный подход мало эффективен, чтобы стать хорошим рассказчиком, следует строить свою речь, синтезируя все эти способы восприятия информации, чтобы вас мог услышать каждый.
Но, даже самую грамотно выстроенную речь, могут испортить слова паразиты, над избавлением от них необходимо работать.
Слова паразиты трудно устранимы, они прочно засели в речи, но чем их меньше, тем лучше. Единственный способ, который дает результат- это сознательный контроль своей речи, необходимо думать, над тем, что мы говорим.
По сути, слово паразит - это такая костно-язычная связка, когда у нас возникает некий пробел, и мы не можем подобрать слово, речь становится прерывистой, слова как будто спотыкаются друг о друга, речь не совсем внятная, мешает свободному течению речи, все это определенно не в пользу интересного рассказа.
Без них, ваша речь будет восприниматься с большим удовольствием.
В данном случае, мы говорили о монологе, но в реальной жизни, они встречаются не так уж и часто, не все люди готовы внимательно слушать долгое время, всегда хочется сказать что - то от себя, добавить, спросить, перебить.
Это не сложно проследить на собственном примере, как долго вы способны слушать? Важно помнить, о том, что в живой беседе у человека который вас слушает, всегда есть право перебить, Сказать что- то свое, добавить, задать вопросы, это нужно учитывать.
Безусловно, и в этом правиле есть свои закономерности и исключения.
Например, в ситуациях, когда собеседники люди разного социального статуса, конструктивный диалог редко возможен, как правило, руководитель узурпирует право вести беседу и не позволяет прерывать свою речь.
Подводя итог, можно сказать, что для того, чтобы ведение диалога было приятным и комфортным, а вы прослыли хорошим рассказчиком и собеседником, очень важно, чтобы ваше внимание переключалось с самого себя на собеседника.
Правильное соотношение распределения внимания при беседе должно соответствовать закону пропорции, так называемому золотому сечению.
Как мы знаем, принцип золотого сечения основан на соотношении 66% к 33% это основная часть и второстепенная часть.
Если вы, допустим, ведете некий рассказ с аудиторией, то 66 % следует уделять самому предмету, чтобы не потерять суть, но 33 % нужно отдать слушателям.
Если же вы слушаете человека и отвечаете на его вопросы, ведете беседу, то тут следует отдать 66 % человеку, а 33% непосредственно себе. Для чего нужно себе?
Важно слушать не только человека, но и самого себя, осознанно слушать, потому, что если мы полностью попали под влияние и обаяние рассказчика, потеряли себя, есть опасность потерять волю, это состояние полу-гипноза, когда мы теряем способность отстаивать свои интересы, попадаем под влияние другого.
Это соотношение золотого сечения должно присутствовать не только в речи, но и в невербальных сообщениях, которые вы посылаете собеседнику.
Известно, что чем более эмоциональная аудитория рядом с ним, особенно это касается женской аудитории например, тем меньше она прислушивается к слову, больше реагирует на то, как человек говорит. Невербальный момент общения, интересует гораздо больше, чем вербальный.
Совершенно не осознанно, мы считываем эту информацию и она гораздо быстрее и глубже воспринимается, чем услышанное. Слова не всегда и не полностью совпадают с мыслью.
Мысль значительно шире слов. Интонация может нести абсолютно диаметральное значение. От этого полностью меняется речь.
Хрестоматийное «Казнить нельзя помиловать» как раз очень четко этот факт подтверждает, от этого по большому счету может зависеть даже жизнь человека и одна и та же фраза, произнесенная с разной интонацией может означать совершенно различное речевое послание.
Наполняйте свою речь правильными интонациями, богато окрашенная речь воспринимается легче и правильно структурируется в восприятии человека.
Интонацией вы можете управлять, тем, что запомнит человек, делая упор на важные вещи правильной интонацией.
Последняя необходимая составляющая рассказа - его цель. Хороший рассказчик всегда помнит цель, для чего рассказывает, что именно он хочет сказать этой историей.
Часто в процессе разговора, мы забываем, для чего вообще затеяли беседу, и разговор превращается в пустую болтовню, смысл и цельность теряется.
Помните о цели разговора, не теряя при этом общей гармонии и структуры беседы. В ваших силах стать хорошим рассказчиком и интересным человеком.