Русское общение в XXI веке

Если обобщать все грани изменений, которые произошли с русским общением за последние два десятилетия, то можно сказать, что,  во-первых, русское общение в 21 веке стало более поверхностным.

Все чаще мы слышим: «Привет, как дела?», «О, кей, все нормально!»

 

Если тридцать лет назад подобные диалоги обычно выступали прелюдией к более серьезному разговору, то сегодня нередко дело ограничивается только этим.

 Дело не в самих словах, и даже не в их количестве, а в глубине.

Людям стало неинтересно заглядывать в глубину души другого человека, а вполне устраивает топтание в некоей прихожей         чужой личности.

Отчасти это связано с темпом жизни, людям просто некогда останавливаться и вести неспешную беседу, а отчасти с возросшим равнодушием людей друг к другу.

Второй признак современного стиля и характера общения вытекает из первого – русское общение в 21 веке стало гораздо более прагматичным.

Люди общаются по делу и если оно того требует, могут тратить на него очень много времени и готовы углубляться в обсуждение любых деталей и схем.

Но как только прагматический момент улетучивается, и дело не сулит выгоды, прямой, исчисляемой в денежных или косвенной, необходимость в общении все чаще пропадает.

В этой российской коммуникативной новации (такого раньше почти не было!) конечно, проглядывают американские рожки.

Там общение считается прошедшим впустую, если люди не придумали новые способы зарабатывания денег..

Третьим признаком нового стиля общения является возрастание грубости.

Оно стало более примитивным и свободным от качеств психологизма и тонкости, которые начали постепенно формироваться в нашем народе к концу советского периода, когда интеллигентным, думающим начало становиться модным.

На сегодня ненормативная лексика, пошлость, хамство, агрессивные наезды каждого на каждого стали нормой поведения во всех возрастных группах.

 Уже не встретишь старорежимное: «Сударь (сударыня), только после вас».

Любой, кто попытается быть подчеркнуто вежливым и интеллигентным, применяя при этом подобные речевые обороты, будет в лучшем случае  молчаливо воспринят как безнадежный чудак и неудачник, а в худшем – жестоко высмеян.

Русское общение в xxвеке все больше напоминает толкание локтями в очереди.

Четвертым признаком нового стиля  русского общения в 21 веке можно считать изменение  самого языка коммуникации, особенно в молодежной среде.

В нем появился обильный слой слов и выражений, которые представляют собой русскую кальку американской лексики и переделанных английских слов.

Свою лепту в трансформацию языка вносит интернет с его чисто техническими терминами и разного рода «албанскими» сленгами.

 Среднее и старшее поколение все труднее понимает этот язык, а значит и его носителей, для удобства сокращающих длину русских слов. 

«От человека к челу» назвал свою статью один журналист, исследующий языковые и психологические изменения, происходящие с людьми  в XXI веке.

 Пока еще «человеки» и «челы» могут между собой пообщаться и о чем-то договориться. Что будет происходить дальше, очень большой вопрос.

 

Возросло и количество людей, аутичных, погруженных в себя, крайне невнимательных к другим, боящихся живого контакта людей, которые предпочитают общаться, отгородившись друг от друга экраном монитора.

Это во многом связано с вектором развития цивилизации, с деятельностью электронных СМИ, появлением компьютера, интернета, глобальных систем связи, с мощным постоянно возрастающим давлением рекламы.

Этот информационный пресс разрушает целостность человеческого внимания, постоянно похищает его у человека.

 Если личность слаба и не уверена в себе, она стремится отгородиться от настойчивых вторжений внешнего мира и скрыться во внутреннем мире как улитка в раковине.

Такой человек просто не сможет общаться полноценно.

Он говорит с другими людьми, выглядывая из внутреннего мира как из окна, в любой момент готовый снова спрятаться в приятном мире собственных грез.

Или даже в неприятном, полном страданий, но привычном мире.

Потому русское  общение в  XX веке нередко напоминает диалог слепого с глухим.

 Один не видит проблемы другого и пытается навязать ему свои желания, темы разговора, жизненные программы.

А другой не слышит первого, потому что мыслями погружен во что-то свое.

Если виртуальный вектор  развития цивилизации сохранится, а реклама сделается еще более изощренной, проблемы с общением, взаимное непонимание людей будет еще больше увеличиваться.

 Вырастет число людей, предпочитающих суррогат живого общения в виде болтовни на чатах и форумах, нежели обычный разговор от сердца к сердцу.

 

Виртуальное общение – всегда неполный, усеченный контакт, при котором надо экономить слова и мысль.

С другой стороны анонимность многих он-лайн контактов, возможность заходить на чаты и форумы под любыми именами, породила ощущение полной безнаказанности.

 Сотни миллионов людей получили возможность выплескивать в интернет любые комплексы, мысли и желания без какой-либо цензуры и понятно, что в подобной ситуации люди обмениваются далеко не самым лучшим.

При этом живое общение компьютерных фанатов, иссушивших себя многочасовой ежедневной жертвой бездушному железу, серьезно страдает.

Когда они оказываются в реальной жизненной ситуации, то они либо комплексуют и боятся других людей, либо погружаются в свой внутренний мир и начинают заниматься пустой рефлексией, и самокопанием.

 Я называю подобное состояние «погружением в предбанник сознания».

Такое состояние не имеет ничего общего с реальным общением человека с глубинами собственного внутреннего мира с богатым духовным содержанием.

И, наконец, еще одна новая грань русского общения в  XXI веке, связанная с предыдущей гранью, − это его возросший индивидуализм.

Люди перестали чувствовать опору в другом человеке и начали опираться только на себя.

С одной стороны любая самостоятельность и самодостаточность – явление со знаком плюс, но с другой стороны гипертрофированное «ячество» выглядит не очень приятно и реально обедняет человека.

Если у кого-то абсолютно на все своя законченная точка зрения, которую он не собирается ни менять, ни углублять, то общение теряет характер гармоничного обмена и взаимообогащения.

Клиенты стали жаловаться мне на консультациях на то, что на их жизненном пути все чаще стали попадаться холодные прагматики, которым ничего от людей, кроме личной выгоды не нужно и которые превращают любое общение в битву за свои интересы.

Если оценивать влияние современного западного мира на характер  русского общения  в XXI веке, то оно оказывается весьма неоднозначным.

Да у многих людей ушли иллюзии, и жизнь заставила их снять розовые очки.

Они стали занимать в общении более самостоятельную позицию и более успешно опираться на себя.

Русское общение в XXI  веке стало более раскованным, какие-то ненужные искусственные сложности отпали.

Люди стали проницательнее в оценке друг друга.

Несмотря на возросшую жестокость жизни, многие люди сохранили в себе и человечность, и готовность к взаимовыручке, и способность подставить свое плечо.

Но сколько ценного, тонкого и глубокого мы потеряли!

При сохранении той же доминанты в развитии нашего общества российский стиль общения и дальше будет постепенно деградировать.

Мы утрачиваем то лучшее, в нашем характере и в национальных особенностях коммуникации, что  было накоплено нашими предками, но берем из Запада не то, в чем он действительно преуспел (толерантность к инакомыслию, здоровая самодостаточность отдельного человека, умение быть свободным и естественность, светскость, лощеность в поведении элиты, а самое худшее (грубость, вульгарность лексики и манер, пошлость, поверхностность, цинизм, равнодушие).

Многих из этих черт Запад стесняется, но мы словно дети радостно их копируем – и с экрана телевизора и в жизни.

Как люди станут общаться между собой в будущем, во многом зависит от того, каким оно окажется это будущее.

Многие эксперты убеждены, что в течение ближайший десятилетий человечество ожидает серьезный кризис в самых разных сферах жизни – от финансово-экономической области до экологических проблем.

Если события начнут развиваться подобным образом, люди окажутся перед выбором – или объединяться, оставив в стороне все распри и амбиции, или разъединяться еще больше, превратившись в сообщество вечно конфликтующих особей, где каждый − сам за себя.

Если же быстрых катастроф не будет, но основные тенденции и ценности современной цивилизации сохранятся, то человеческие отношения будут эволюционировать (правильнее сказать, инволюционировать) в направлении дальнейшей обездушенности, прагматизма и поверхностности.

Впрочем, какой глубины отношений можно ожидать, когда темп жизни становится все более быстрым, а давление рекламы и промывка мозгов все более интенсивной?

 В такой ситуации бòльшая часть людей будет стараться сделать процесс  русского общения в XXI  веке максимально легким и ориентированным на развлечения.

 Любая попытка общаться более глубоко, когда люди вместе доискиваются до каких-либо истин, будет все чаще интерпретироваться как замороченность и ненужная усложненность, которую надо решительно пресекать.

Слоганом, выражающим такое отношение к миру является выражение: «Не грузи меня!».

Есть все основания полагать, что оно сделается главным девизом общения в будущем. Боюсь, что не в далеком.

Если мы хотим сохранить свое национальное своеобразие, мы не должны допускать подобной американизации наших контактов с людьми.

 Американцами мы все равно не станем, как бы ни старались.

Да и они нас не станут любить больше, даже  если мы изо всех сил начнем им подражать.

Вторичность – она во всем вторична и никому не интересна, хотя и льстит тому, чьего расположения добиваются.

 Но себя в таких играх потерять очень легко.

 Что нужно конкретно сделать, чтобы сохранить свой стиль и черты общения, зависит от того, кому предстоит решать эту проблему.

Если это решает человек, облеченный властью ли способный влиять на умы, он должен научиться думать о стране и ее потребностях больше, чем о своей выгоде.

И, конечно, изучать национальную  историю и культуру своей страны, чего современные крупные чиновники, живущие в плену антирусских стереотипов и западных ценностей, увы, не делают.

Если это обычный человек, то ему также очень полезно обращаться к своим собственным корням, будь то его родословная или история России.

Чем лучше человек знает классику, историю, национальную культуру, биографию великих людей России, тем больше шансов, что он сумеет привнести эти знания в свой внутренний мир, а значит и в свое поведение.

В России пока еще есть шанс сохранить свое национальное своеобразие и особенности  русского общения  в XXI  веке и даже развить его в лучшую сторону.

 От каждого из нас зависит, будем ли мы в будущем общаться между собой как жители великой страны или как обитателей дебильного телепространства «Наша “Раша”».

Выбор жесткий, но он – за нами.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой