Коммуникативная компетентность. Формирование коммуникативной компетентности

Одна из важнейших сторон нашего социального Я – так называемая коммуникативная компетенция или мастерство в общении.

Его эффективность – способность достигать поставленных целей и умений человека своим поведением соответствовать той ситуации, в которой он оказался.

Проблема  формирования коммуникативной компетенции интересовала людей еще с древних времен. Конфуций описывая идеал благородного мужа, мудреца говорил, что тот «действует сообразно обстоятельствам».

Ученые полагают, что коммуникативная компетенция основана на   правильном восприятии человеком самого себя, а  также  на способности  адекватно реагировать на различные формы восприятия его другими людьми.

Именно оно оказывает решающее влияние на общение.

В каком случае люди получают наибольшее удовлетворение от взаимоотношений друг с другом?

Прежде всего, когда они считают себя и своих собеседников компетентными людьми, умеющими себя мастерски вести и делать то, что нужно в данный момент.

 Одна из моих клиенток рассказала мне, что вышла замуж в основном потому, что ее восхищало как этот мужчина умеет вести беседу и как в любой ситуации он находит самые точные слова. «Рядом с ним я чувствую себя интересной женщиной, который всегда в центре внимания и может поддержать беседу с любым человеком», - призналась она.

То, как любой из нас ведет себя в разговоре зависит от нашей мотивации и целей, которые мы преследуем, от знаний, какой стиль поведения лучше всего востребован в данных обстоятельствах и ожидается нашими собеседниками, и главное – от наших навыков и практических умений по использованию этих знаний в общении.

 Мне приходилось видеть как не очень квалифицированные психологи пытались грузить своих клиентов советами, как надо уверенно вести себя с женщинами, не замечая, что у молодых людей абсолютно не сформирован навык такого поведения.

 Один из лучших способов быстро, а главное устойчиво улучшить свою компетентность в общении – это научиться мастерски наблюдать за собой.

Подлинное  самонаблюдение – высокое искусство. Наблюдать себя во время общения непросто, но зато это позволяет быстро нарастить свою коммуникативную компетентность.

Если мы хотим быть мастерами общения, нам надо специально учиться этому искусству.

Одна из самых больших иллюзий, которая есть у совершенного человека заключается в том, что мы уверены будто умеем наблюдать за собой.

Мне ни один раз пришлось разубеждать самоуверенных клиентов в их ложном убеждении.

Одна дама, услышав про самонаблюдение заявила мне, что она родилась с этим свойством потом при подробном анализе выяснилось – дама действительно наблюдала за собой, только под определенным углом зрения, ее интересовала единственная вещь – как на нее реагируют мужчины.

Другой клиент, программист и кандидат наук, имевший серьезные проблемы с общением сказал, что он занимается самонаблюдением всю жизнь и даже устал от него. В беседе выяснилось, что под самонаблюдением он понимает болезненную рефлексию и чисто интеллигентное копание в себе.

 Настоящее самонаблюдение чрезвычайно эффективно помогает формированию коммуникативной компетентности, обогащает Я-концепцию, помогает определить уровень самооценки и закрепить ее на оптимальном для человека уровне.

 Оно имеет два уровня – внешний, напоминающий работу кинокамер, которая фиксирует движения, позы, жесты, голос человека.

И внутренний, словно рентген проникающий во внутренний мир человека с его решениями, мыслями, желаниями, чувствами, телесными ощущениями.

Внешний уровень самонаблюдения позволяет увидеть как приходит поведенческий слой общения (поступки, слова, разговоры).

Внутренний уровень самонаблюдения позволяет заглянуть в мир мотивов, лежащих за поступками, мыслеобразов, порождающих слова, психологических решений, которые начинают и завершают разговоры.

Самонаблюдение за собой в процессе общения делает наше повеление более осознанным и помогает увеличить коммуникативную компетентность.

На интуитивном уровне мы все немного наблюдаем за собой, только делаем это фрагментарно, не полно, иногда и очень несовершенно.

         Чтобы правильно запустить в себе процесс самонаблюдения, надо вначале выделить в себе того, кто будет наблюдать, то есть субъекта процесса или наблюдателя.

Это одновременно и очень легко и весьма не просто.

Прямо сейчас, когда читаете эти строчки начните наблюдать себя, держащего книгу в руках.

Зафиксируйте, где находится этот наблюдатель, в какой части тела или на каком расстоянии от тела.

Главное, не путайте самонаблюдение с мысленным представлением себя или своего тела в какой-то иной ситуации.

Наблюдать – это смотреть за собой и своим внутренним миром прямо сейчас или как говорят на Востоке «здесь и теперь».

Самонаблюдение – это точное изучение себя таким, какой есть (буддисты называют это «таковостью»).

Мысленное представление напоминает вспоминание себя в прошлой ситуации или выдумывание своего образа в нереальных обстоятельствах.

Эта практика тоже важна, но не для познания себя, а для изменения в лучшую сторону.

Об этом, как и об искусстве управления собой и самонаблюдении  в процессе общения как о прекрасном методе формирования коммуникативной компетентности  мы поговорим позднее.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой