Как мы воспринимаем себя?
Как мы воспринимаем себя?
Что же такое восприятие по своей сути и как оно проявляется в общении?
В психологии принято считать при восприятии человек избирательным образом отражает информацию, поступающие ему через органы чувств. Неважно идет ли речь о восприятии себя или восприятии других.
Если сравнить эти органы с дверями и окнами, как это делает восточная философия, то можно представить как мозг отбирает информацию, идущую к нему через данные отверстия.
Как мы воспринимаем себя? Увы, недостаточно адекватно. Мы либо уничижаем себя, либо возвеличиваем себя, либо фантазируем о себе Бог знает что.
Создается ощущение, что без специальной тренировки у нас просто не хватает информации о себе, тому мы воспринимаем себя неточно и неадекватно.
Однако восприятие не сводится к простому отбору информации.
Тогда все свелось бы к разнообразным ощущениям. Человек воспринимал бы не другого человека, а сумму ощущений, попадающих на нервные рецепторы.
Именно так, как своеобразные «цветное жужжание» воспринимает информацию от взрослых склонившихся над колыбелью младенец.
Взрослый человек организует эту разрозненную информацию в целостные образы, интерпретирует их и оценивает смысл воспринятого.
Представим, что сидя на скамейке в парке вы наблюдаете за проходящими людьми.
Допустим мимо вас проходит рота курсантов, одетых в привычные защитного цвета мундиры.
Внезапно после них на дорожке возникает дама в костюме невероятно пестрой окраски.
Для младенца она воспринималась бы как яркое цветное пятно.
Чтобы этого эффекта не произошло, мозг зрелого человека должен собрать разнообразные зрительные ощущения в единый цветовой образ, проинтерпретировать его внутри себя, как вид женской одежды, а не любой другой цветной предмет и оценить эту одежду с точки зрения эстетики.
Попадет ли этот образ в поле нашего восприятия или мы просто пропустим его даже не заметив, как это сделал бы пенсионер, играющий в шахматы на лавочке?
Это зависит от нескольких факторов, прежде всего – это наше эмоциональное состояние и настроение в данный момент.
Может быть нам настолько плохо и мы погружены в себя, что ничего не замечаем вокруг? (При этом мы не воспринимаем себя в целом, а просто отождествляемся с каким-то фрагментом самого себя).
Тогда женщина в пестром наряде не будет нами замечена вообще – мы не опознаем ее образ, не воспримем ее.
Если же мы в хорошем эмоциональном состоянии и нам интересен внешний мир, то без сомнения мы воспримем необычный пестрый наряд как платье, сидящее на женщине.
Мужчин она будет привлекать, как существо противоположного пола, одетое ярко и экстравагантно.
Женщине будет это платье интересно и с точки зрения его качества и модности, и с точки зрения того, как оно подходит этой женщине и сидит на ней.
Иначе говоря, восприятие других людей и отбор воспринятой информации зависит от наших потребностей, интересов и ожиданий.
Мы будем замечать и воспринимать других людей, лишь когда испытываем в этом необходимость, а они нам интересны и мы ожидаем встречи с ними. А это возможно только в том случае, если мы правильно и точно воспринимаем сами себя.
В противоположном случае есть вероятность, что другой человек может попросту не попасть в наш объектив.
Восприятие себя.
Чем восприятие себя отличается от восприятия других?
В первую очередь вектором внимания, который в данном случае направлен вовнутрь, а не во вне.
Во-вторых, оно предельно субъективно: о других людях мы судим все же менее пристрастно, чем о себе самих.
В-третьих, как ни парадоксально, но оно для нас более таинственный и малопонятный процесс, чем восприятие других.
Дело в том, что мало кто привык сознательно исследовать себя и наблюдать за тончайшими внутренними переменами, а значит воспринимать себя точно и целиком.
У большинства людей глаза восприятия больше открыты наружу, чем внутрь.
Парадокс: мы больше думаем о себе, чем о других и у нас более устойчивое представление о себе, или Я-концепция, чем о людях, но на самом деле мы знаем себя ни чуть не лучше, чем других людей.
Я-концепция как умение каким-то образом воспринимать себя складывается в течении всей жизни человека.
Вспомните, как вы впервые начали узнавать о себе в детстве и продолжили познание в подростковом возрасте.
Вы узнали хороший (ая) или плохой (ая) мальчик (девочка), от взрослых почувствовали на что вы способны в плане учебы, как вы умеете устанавливать контакты в коллективе, как вы справляетесь с трудностями и преодолеваете препятствия.
По мере взросления эти представления о себе корректируются. С определенного возраста человек сам поддерживает о себе внутреннее мнение.
Если мы относимся к числу сильных людей, мы делаем усилие, чтобы противостоять давлению людей и обстоятельств, которые все время испытывают нас на прочность, словно пытаются прогнуть нас. Все дело в том, как мы воспринимаем себя.
Мы потому ведем себя как сильные люди потому что и воспринимаем себя как сильного человека.
Вопреки и свалившимся неудачам мы говорим себе: «Ничего, я сильный и уверенный человек, я знаю себе цену и справлюсь с этой проблемой».
Но если мы принадлежим к числу невротиков, то давление жизни и мнение других людей легко может деформировать и без того не устойчивое мнение других о нас и убедить нас в том, что мы законченные неудачники.
Как образуется Я-концепция?
Сильный человек, сознательно работающий над собственным личностным ростом способен использовать мнение других людей как подтверждение своего мнения о себе.
Сильный человек все время тренируется в правильном восприятии себя, наблюдая за собой по науке и поправляя в себе, то, что ему показалось проявлением слабости и несовершенства.
Он включает в Я - концепцию даже критику в свой адрес, либо относя ее к проискам врагов («Чего же еще мне, положительному человеку, ждать от этих недоразвитых завистников, кроме критики?»), либо воспринимая ее как полезный яд и своеобразный допинг, побуждающий к движению.
Все дело в силе его Я, которое может растворить отрицательные мнения о себе, пришедшие извне, и даже превратить их в дополнительный стимул для развития, а может поддаться негативу и скукожиться.
В жизни мы сталкиваемся с разными людьми – и теми, кто имеет подробную Я – концепцию и способен детально описать знания, способности, навыки, достоинства и недостатки, которыми они обладают, и теми, чье представление о себе смутно и неопределенно.
Попав в трудные обстоятельства и проявив себя не лучшим образом эти люди очень удивляются – как же могло такое случиться и обычно винят других или судьбу. Многое зависит от того, как человек воспринимает себя, а также какова его Я-концепция.
Чем богаче и насыщеннее я – концепция, тем лучше человек понимает и знает кто он, а значит чем увереннее, энергичнее, сознательнее он адаптируется к условностям жизни.
Огромную роль в формировании нашей Я - концепции играют родители.
Если они поддерживают в нас уверенность, что мы справимся с трудностями и достойны хорошего, уважительного к себе отношения, то эта программа становится частью нашего «я».
Благодаря ей мы притягиваем к себе таких людей, которые относятся к нам уважительно и позитивно, но когда родители с раннего возраста привыкли осыпать нас упреками, занижающими нашу самооценку и внедряющими представление о нашем ущербном «я», будьте уверены, что через некоторое время вокруг нас появятся люди, которые буду относиться к нам насмешливо, высокомерно и критически.
Я – концепция или мысленный образ самих себя отличается и от того образа нас, который возникает в головах других людей и от нашего реального я.
Я-концепция рождается из особенностей восприятия человеком самого себя.
Потому Я-концепция бывает адекватной и неадекватной.
В первом случае наши представления о себе совпадают с тем, как нас воспринимают окружающие и с тем, что мы есть на самом деле.
Во втором случае представление отклоняется либо в сторону преувеличения собственной значительности, либо в сторону принижения себя.
Старайтесь развиваться и выстраивать свою жизнь таким образом, чтобы наши собственные представления о себе были точными и адекватными.
Это станет возможно только в том случае, если вы начнете учиться воспринимать себя точно, неустанно упражняться в самопознании и пробуждать себя, выходить из сна по-настоящему.