Театр мимики и жеста: скрытая сила невербалики. Часть 1. Жесты и позы
Закон конгруэнтности или соответствия
Общение как акт коммуникации есть изложение некой информации, которая, как уже говорилось, имеет словесное значение и невербальный подтекст (последний выражается через позы, мимику, жесты и интонацию и показывает эмоциональный и энергетический настрой собеседника), пропуская энергию через себя или наоборот затрудняя ее протекание.
Иногда эти значения могут совпадать, в других случаях
(Тютчев прав) мысль изреченная оказывается ложью.
Эксперименты показали, что если жесты и слова человека не совпадают по основной эмоции, то собеседники реагируют именно на жесты человека, то есть на его энергетический посыл.
Слова действительно оказываются второй сигнальной системой – не только по времени возникновения, но и по значимости тоже.
Если вы хотите глубже понять собеседника, то обращайте особое внимание на характер и направление его взгляда, жесты и мимику.
При этом необходимо учитывать и общекультурные факторы, влияющие на них:
Замечено, что чем моложе человек, тем большее значение для него имеет жестикуляция. У мужчин жестикуляция более скупа, чем у женщин.
Представители северных народов жестикулируют меньше, чем южане. Пожилой швед покажется почти обездвиженным рядом с молодой итальянкой – и оба будут существовать в пределах своей обычной жестикуляции.
Жесты и позы
Через жесты человек передает немалый объем информации, иногда намеренно, в других случаях против своей воли, как это однажды в телепередаче произошло в начале девяностых с одним известным рыжеволосым политическим деятелем, который клялся сердцем, что планы его ведомства не принесут населению никакого вреда и при этом в знак искренности своих намерений прикладывал левую ладонь к ... правой стороне груди.
Наверное кто-то тогда ему поверил , но для того, кто разбирается в семантике жестов все было ясно уже тогда.
Жесты человека могут рассказать очень много о его внутреннем состоянии. Все их описать невозможно, поэтому сгруппируем их в пары, отражающие более или менее полярные состояния.
Открытость Закрытость
|
Пальцы могут быть сжаты в кулак Ноги скрещены |
|
|
Уверенность Неуверенность
Гордая прямая посадка |
Касание мочки уха или почесывание |
Пальцы рук соединены наподобие купола или еще теснее |
Пальцы рук переплетены и при этом нервно двигаются |
Руки соединены за спиной, а подбородок поднят – поза абсолютного превосходства |
Пощипывание и потирание ладоней |
Расположение Подозрительность, отрицание
Разворот корпуса тела по направлению к собеседнику |
Ступни и корпус тела повернуты от собеседника |
Приближение к другому человеку |
Отклоненный назад корпус, взгляд исподлобья, голова склонена вперед |
Прикосновение к собеседнику |
Скрещенные руки |
Заинтересованное внимание Критическая оценка
|
|
Наклон головы набок |
Наклон корпуса от собеседника |
Почесывание подбородка |
Взгляд поверх очков |
Желание действовать Напряженность
|
|
Опора на стол широко расставленными руками |
Защитное поглаживание шеи |
Руки на бедрах в положении сидя или стоя |
Крепко сцепленные руки |
Интерес Скука
Оживленная мимика |
Блуждающий или пустой взгляд |
Наклон корпуса в сторону собеседника |
Машинальное рисование |
Конечно, это только приблизительная схема, и не стоит относиться к ней как к своду незыблемых законов. Ведь каждый из жестов может передавать достаточно большую палитру чувств.
Однако общие тенденции замкнутости или открытости, активности или пассивности, доверия или скепсиса собеседника она передает достаточно точно.
Советы и рекомендации
Понаблюдайте за жестами своего собеседника и попробуйте определить те состояния, которые они могут означать. Сопоставьте их с нашими наблюдениями.
Попробуйте проследить свою жестикуляцию и те состояния души, которым она сопутствует.