Гурджиев. Жизненный путь, система, самовспоминание, путь
Система Гурджиева, представляющая собой волевую традицию эзотеризма, получила большее распространение на Западе.
Яркая, колоритная фигура основателя «четвертого пути», выходца с Кавказа Георгия Ивановича Гурджиева всегда привлекала к себе.
Лучшей книгой, талантливо и полно раскрывающей суть гурджиевской системы, считается книга ученика Гурджиева Петра Демьяновича Успенского «В поисках чудесного», раскупающаяся на Западе по сорок тысяч экземпляров в год.
В России есть несколько групп и центров, относящихся к гурджиевской традиции. На мой взгляд, в системе Гурджиева — Успенского есть много ценного: глубокое объяснение человеческой психологии с ее внутренней механичностью и склонностью к психологическому сну, реальная практика самопознания, мощная методика тренировки воли.
Я отнюдь не разделяю мнение некоторых эзотериков из теософской среды, объявляющих Гурджиева чуть ли не исчадием ада и глашатаем темных идей.
Вместе с тем не могу не признать, что в системе Гурджиева не хватает некоторых вещей.
Недостатки системы:
Во-первых, она не совсем вписывается в контекст мировой духовной культуры и даже внутри эзотеризма стоит несколько особняком.
Во-вторых, сухое изложение системы практически во всех книгах его последователей, вычурный стиль его собственных сочинений: стиль выдает характер человека.
В-третьих, недостаточно проработана тема воспитания высокой эмоциональной природы человека и раскрытия сердца.
В-четвертых, слабо просматривается тема служения духовной иерархии Учителей, в результате чего формируется следующий тип последователей — грубоватый, сильный, волевой эмоционально суховатый одиночка с неразвитым религиозным чувством, привыкший опираться только на себя.
Тем не менее, признаю, что духовно-эзотерическая группа искателей истины, встретившаяся мне в самом начале моего пути и очень многое мне давшая, наряду с другими источниками очень серьезно проработала литературу, связанную с Гурджиевым.
Можно ли достичь просветления и приблизиться к Богу, опираясь на одну лишь систему Гурджиева — Успенского? Сомневаюсь. Я рассматриваю ее как мощную, но все-таки дополнительную систему, помогающую человеку сознательно и твердо стоять в своем основном учении.
Идите избранным путем и при этом старайтесь сохранить и развить ту непрерывность сознания в самой гуще жизни, о чем так подробно и основательно рассказал Гурджиев. Делая усилия и преодолевая препятствия, помните, что духовный путь требует не просто стараний, но сверхусилий.
Борясь со своими недостатками и воспитывая целостность сознания, и используйте гурджиевский опыт преодоления множественности и созидания в себе единства, системой.
Это, на мой взгляд, будет полезней, чем в отсутствии реального учителя механически применять систему в своей жизни.
Пример Успенского, который во второй половине жизни отошел от Гурджиева из-за неприятия его личности, но пытался сам применить его систему и даже развить ее, показал, что это едва ли продуктивно.
Биографы Успенского указывают, что к концу жизни он признался: «Система не работает!» В то же время многие духовные лидеры, мастера различных мистических традиций, эзотерические и трансперсональные психологи признают, что идеи Гурджиева служили мощным стимулом для их работы.