Измененные состояния сознания. Как с помощью коанов вызывать изменённое состояние сознание

Безмолвное сознание находится с одной стороны вне обычного сознания, причём оно глубже или выше его, а с другой стороны оно живёт внутри нас.

Но как бы то ни было, невозможно попасть в безмолвие чисто количественным путём, совершая механические поклоны или механически читая мантры.

Безмолвие — это всегда квантовый скачок в другой мир. Потому оно предполагает прыжок или рывок сознания, разрывающий с прошлым.

Энергия безмолвия переносит человека в другой мир не постепенно, а стремительно.

Один мой знакомый, достигший безмолвия, говорил мне, что его наступление сопровождается своеобразным звуком, напоминающим то ли щелчок, то ли вибрации горлового пения шамана и как бы отрезающим прошлое состояние от нового.

Безмолвие несёт в себе элементы лёгкого шока, разрывающего шаблоны восприятия мира.

Каким образом происходит этот скачок? Можно ли его достичь постепенным накоплением энергии и наращиванием усилий или нет? Если речь идёт о скачке в новое состояние, а постепенность усилий — не совсем то, что нужно, в чём тогда заключается новое усилие?

После того, как я потерпел фиаско взять безмолвие прямым штурмом путём закручивания гаек внутри себя, то меня сильнейшим образом увлекли именно перечисленные вопросы.

Если я подолгу сосредоточиваю внимание на каком-либо одном состоянии, точке, внешнем объекте, то почему количество усилий далеко не всегда даёт качественный результат и вместо редких прорывов и просветлений оно оборачивается однообразием состояний, где преобладает монотонное давление на ум?

Но, практикуя безмолвие, я постепенно понял, что давления быть вообще не должно, а наращивание усилий необходимо осуществлять без насилия, даже самого минимального. Как только вы ловите себя, что давите на ум, то немедленно останавливайтесь и возобновляйте мягкое усилие сначала, как бы с нуля.

Если в результате ваших длительных усилий по остановке ума вы чувствуете, что накопили достаточное количество энергии, поймите, что она не сможет пройти через заградительную плёнку, разделяющую объект и субъект с помощью вибраций грубого давления.

После концентрации внимания и силы должна наступать деконцентрация, отпускание накопленной энергии, которая растекается по всей поверхности плёнки ума и обязательно находит отверстие.

Безмолвие — это дао, а наилучший символ дао — это вода, обладающая свойствами мягкости, текучести и спонтанности.

Вновь и вновь осознавайте себя каплей, которая стремится выйти за пределы плёнки, ограничивающей её индивидуальную форму в беспредельное пространство океана. Состояние и внутренние законы этого бесконечно быстро вибрирующего пространства совершенно иные, нежели внутри капли.

Что нужно сделать для выхода за собственные пределы?


Прежде всего, накопить энергию с помощью остановки движений воды — эмоциональных и ментальных волн внутри капли индивидуального сознания.

Когда энергии станет намного больше, вы сможете направить движение капли к восходящему потоку. Кроме того, остановившись, вы сможете настроить каплю на восприятие океанических вибраций, которые, соединяясь, становятся для капли голосом безмолвия.

Когда индивидуальная энергия капли настроится на безмолвие океана, тогда количество энергии станет достаточным, чтобы разорвать плёнку, создающую личную форму сознания.

На этапе разрыва плёнки как никогда требуются новые парадоксальные методы, по сути, качественно иные, нежели количественные усилия.

Вы должны отпустить себя, оставить цепляние за привычный образ самого себя и методы внутренней работы. Именно здесь на первое место выходит его величество парадокс. Он помогает создать ключи доступа, открывающие врата в мир безмолвия.

Одним из самых ярких методов остановки и проникновения в иное измерение является коан — особый тип диалога или события, которое произошло между учеником и Учителем.

Разнообразные типы коанов, выражающие истину дзена то в положительных, то в отрицательных утверждениях, призваны вывести сознание ученика из состояния двойственности и привести его к переживанию единства, в котором непрерывно пребывает Учитель.

И китайский Чань, и его японская версия Дзен нацелены на передачу состояния пробуждённости, которое присуще сознанию Учителя, к сознанию ученика особыми прямыми путями без посредничества письменных знаков.

В основе коана всегда лежит парадокс, совершенно абсурдный и нелепый для профанического ума. Однако при углублённом размышлении на тему парадокса сознание всё же находит общее между казалось бы никак не связанными понятиями.

При этом в сознании образуются новые идеи, пронизывающие всё существо человека от высших слоёв ума до нейрофизиологического и даже телесного уровня.

Вот, пожалуй, наиболее известный пример коана, цель которого соединить несоединимое: «Обладает ли собака природой Будды»?

Ученик, отвечающий на этот вопрос, должен исходить из того, что любой его ответ будет бить мимо. При этом отвечать надо быстро, даже мгновенно, потому что любая заминка будет означать для проницательного взгляда учителя, что в спонтанное проявление сущности вклинился искажающий ум.

За его присутствие в ответе ученик будет наказан ударом дубинки. Но и пустая глупость, идущая от ума, также распознаётся учителем, более всего ожидающим от ученика спонтанной силы правды.

Чаньский буддист Чжи Чжэнь-цзы говорил, что, беседуя с Учителем, ученик не должен думать ни о вопросах, ни о смысловой стороне ответа. Его главная задача — вложить весь свой ум и энергию в единственную фразу или даже слово, выражающую сущность пустоты.

Потому, отвечая на вопрос мастера: «Что такое Будда»? фразой «Три меры хлопка», ученик выражал естественную энергию того дела, которое он в данный момент делал с совершенной внимательностью — взвешиванием хлопка.

Судзуки сравнивал это высказывание с широкой магистралью, ведущей к столице: стоит только попасть на неё, и каждый наш шаг будет в правильном направлении.

Коан необходимо постоянно держать в уме. Сосредоточивая его на собаке или на хлопке и рассматривая эти понятия с самых разных, порой немыслимых сторон, медитирующий, в конце концов, до такой степени насыщает свой ум, что тот останавливается.

Именно в этот момент и происходит просветление, слышание Голоса Безмолвия, попадание в изменённое состояние сознания.

Главное — сохранять непрерывное бодрствующее сознание, совершенную внимательность к тому, что мы делаем и к состоянию своего ума, и поддерживать в себе дух вопрошания об истине и тайне.

Именно этот дух поможет ученику, размышляющему над коаном: «Каков звук хлопка одной ладони»? перебрать сотни разнообразных вариантов ответа, в конце концов, озарить свой остановившийся ум догадкой — прозрением — «безмолвие»!

Я не собираюсь писать о коане целую книгу в книге, тем более что после работ Судзуки, Кацуки, Чжен Чжэнь-Цзы и Алана Уотса это было бы верхом самоуверенности.

Я убеждён лишь в одном — дверь в безмолвие откроется скорее ключом разгаданного коана, нежели отбойным молотком упорной воли, сопряжённой с насилием над собственной природой.

Моим раздумьям на эту тему помогает не только восточная, но и западная мудрость в лице Трижды Великого Гермеса Трисмегиста: «Подобное познаётся подобным».

Как только мы сумеем сделать наше сознание пластичным, текучим и спонтанным, как вода и покроем воду собственного ума «льдом понимания», как это советует сделать Агни Йога, то мир безмолвия, окружающий нашу индивидуальную форму, обязательно войдёт внутрь нас и сольётся с нами.
Превращение аморфного, хаотического и раздробленного сознания в целостную, стройную, прозрачную субстанцию может произойти не только с помощью упорной работы по концентрации и наблюдению за собой.

Весьма продуктивно использование таких парадоксальных методов, как удары дубинкой, кастанедийский прыжок в неизвестное, пробуждающие от сна будильники (гурджиевский метод, позаимствованный им в суфизме и заключающийся в использовании энергии любого внешнего раздражителя-шума, проезжающих машин, капели, звучащей за окном или человека в одежде зелёного цвета, периодически попадающегося на глаза во время прогулки, как стимулятор состояния просветлённости).

Единственным недостатком этих замечательных методов, многие из которых я лично использую в своей практике, является их чужеземное происхождение и отсутствие прямой линии передачи.

Поскольку рядом нет мастера дзена или Дон Хуана, которые ударом между лопатками могут ввести тебя в изменённое состояние сознания, то ты невольно останавливаешься между твоим миром и миром безмолвия.

Очень трудно ударить самого себя так, чтобы это действительно помогло войти в изменённое состояние сознания, а не получить синяк или травму.

К счастью, в России есть свои парадоксальные методы работы с собой, совершенно не освоенные искателями-восточниками. В первую очередь это русские загадки.

«Пойди туда, не знаю куда. Возьми то, не знаю что» — разве это не превосходный национальный коан, помогающий сдвинуть ум с одной и той же заезженной колеи? И таких загадок немало, достаточно взять книгу по традиционной отечественной культуре. А русские сказки с поисками тридевятого царства?

Ведь Иван-дурак, отказавшийся от рассудочного ума, которым пользуются его старшие братья, на протяжении всего повествования действует, пользуясь парадоксальной логикой, нарушающей привычный порядок вещей.

По сути дела, он находится в изменённом состоянии сознания, что помогает ему совершать необычные, бесстрашные поступки и находить фантастические решения, которые, в конечном счёте, позволяют ему одолеть всех врагов, превзойти братьев и найти тридевятое царство, чтобы освободить там пленённую Елену Прекрасную (Софию, или Мудрость) и обрести свободу.

Говоря по правде, русская тайна не только в загадках и сказках, она — в самом существовании России, которая даже в своём кризисе непостижима не только для Запада, но и для самой себя. Россия — коан, да ещё какой!

Не зря Тютчев сказал: «Умом Россию не понять...» Кто разгадает её, тот найдёт путь в тридевятое царство (сколь глубок эзотерический символизм числа девять!) и обретёт и силу безмолвия, и просветление.

Совершите прыжок

Во время медитации представьте себе, что вы находитесь на краю волшебной пропасти. По эту ее сторону находится обычный мир, где все вам хорошо известно и знакомо — ваше тело, обычные переживания, накопленный опыт, рассудочный ум.

По ту сторону — отсутствие всего известного, пространство абсолютной свободы, попадание в которое вызывает у человека шок. Осознайте, что этот шок не вреден, а очень полезен для вас. Вначале попытайтесь представить это состояние, а затем отпустите все представления и настройтесь на то, что вы ничего не знаете о нем.

Настройтесь на предстоящий в самое ближайшее время прыжок в неизвестность. Вдохните воздух и во время выдоха мысленно отделитесь от всего известного, включая тело и ум, и попытайтесь прыгнуть, отпустить себя в состояние абсолютной неизвестности, прыжка в пропасть и внутреннего полета.

Попробуйте стереть все прежние ощущения и пережить состояние максимальной свободы. Если оно не будет получаться с одного мысленного прыжка, прыгайте много раз вновь и вновь.

Главное — настраивайтесь на веру, что за известным миром на этом краю пропасти скрыт совершенно другой мир, новое измерение, абсолютно иное, нежели известное.

Если будет необходимо, настройтесь на решимость превратить всю свою жизнь в непрерывный прыжок в мир свободы. Слушайте звук этого мира — в нем вы обязательно найдете присутствие безмолвия.

Разгадывайте загадки

Пробуйте раскрывать смысл загадок. Возьмите любую русскую сказку или сборник загадок, выберите самые парадоксальные из них и попробуйте постичь их смысл.

Отключите привычный рассудок, склонный перебирать множественные варианты и решения. Попытайтесь совершить прыжок через все логические варианты в пространство единственного решения.

Можете также взять любую загадку, которую решались решать в различных посвятительно-эзотерических орденах, например, проблему квадратуры круга или соотношения конечности и бесконечности бытия.

Проникайте в нее всем существом, останавливая все привычные способы решения с помощью ума. Подключайте к решению загадок энергию безмолвия и тогда вы действительно приблизитесь к успеху.

Комментарии   

#1 Sveta 21.11.2008 20:59
При наличии отсутствия мастера рядом на это уйдет вся жизнь... :-)
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой