Пранаяма. Как наблюдая за дыханием накапливать энергию

Любое дыхание — это движение, пусть даже самое тонкое и почти неразличимое. Но умеют дышать беззвучно и неслышно лишь специально подготовленные люди — йоги, даосы, буддийские мастера. Большинство людей дышат, издавая несильный, но вполне реальный шипящий или свистящий звук. Какая-то часть людей дышит довольно шумно. Йоги утверждают, что причина шумного дыхания в неочищенности тонких каналов человека, и сам шум свидетельствует о том, что человек дышит быстрее, чем нужно. Разумеется, подобный тип дыхания несовместим с истинным безмолвием.

Но помимо чисто физического звука дыхание имеет энергетическую составляющую и тонкое звучание. Поэт, имея в виду творчество человека, сказал однажды нечто большее: «Как он дышит, так он пишет. Как он слышит, так и дышит». На Востоке утверждают, что человек через дыхание осознаёт вселенную и своё место в ней, потому необходимо понять, насколько осознано наше дыхание. Всматриваясь и вслушиваясь в ритмические движения своих лёгких, сжимающихся и разжимающихся в неутомимом ритме, человек постепенно начинает ощущать нечто необычайно важное в себе и в мире.

Прежде всего, он проникается ощущением, что сущность его существа и внутренней жизни — непрерывное движение. Осознание его и погружение в источник, запустивший это движение, постепенно пробуждает в человеке необычайно мощную силу.

Но если он вслушивается в самого себя и в собственное дыхание ещё более пристально, он заметит, что где-то в самой сокровенной основе его внутреннего существа скрыт некий неподвижный источник бытия, который, собственно, и запустил титанический маховик ритмического движения. Этот механизм вечен, и он является отражением космического вселенского ритма. «Прислушайтесь к своему дыханию, и вы услышите ритм вселенной», — говорит учение индийской йоги. Где-то в непостижимой высоте или глубине сокрыт Владыка Небесного Дыхания, который при любых движениях мироздания остаётся Великим Неподвижным Свидетелем всех перемен и событий мира. В Индии его называют Чакраварти — Тот, кто вращает колесо. В точности так же этот Господин, Царь Мира, Универсальный Наблюдатель или Высший Статический Принцип присутствует и в глубинной основе нашего духа.

Наблюдая за модуляциями своего дыхания, делая его неслышным и уменьшая амплитуду сокращения лёгких, человек может приблизиться к великому неподвижному центру собственного духа, который, словно магнит, притягивает к себе энергию исканий. Важно вслушиваться не только в тончайший, едва проявляющий себя звук дыхания, но и в просветы между дыханиями, когда отсутствует звук, рождённый движением воздуха. Наблюдая паузы после вдоха и после выдоха, вслушиваясь в почти неслышные, но очень красивые модуляции и обертоны внутренней тишины, медитирующий устанавливает прямой контакт с центром Духа, живущим в глубине его сердца. Он не понаслышке, а вполне реально постигает звучащую основу жизни, собственную духовность. Ведь слова «дых» и «дух» относятся к одному корню.
Практика безмолвного и неслышного дыхания подробно разработана в различных духовных учениях. Система пранаямы, практиковавшаяся в школах йоги, основана на замедлении дыхания с его последующей остановкой. Входящий в транс йог мог силой своей воли полностью останавливать дыхание, врачи фиксировали клиническую смерть, и тело впадало в состояние анабиоза — спячки с самым минимальным исполнением жизненных функций. Упражнения по задержке дыхания помогали накапливать психическую энергию, выводить из организма токсины, вслушиваться в глубинные вибрации сознания и, таким образом, приближали достижение безмолвия. Разумеется, они были вплетены в общую систему психофизической и духовной подготовки человека, что обеспечивало безопасность при их длительном использовании практикующим йогом.

Даосская практика так называемого зародышевого дыхания предлагала человеку целую обойму методов и приёмов, постепенно замедляющих скорость естественного дыхательного цикла. Дыхание становилось незаметным, неслышным тончайшим процессом, который древние китайцы уподобляли дыханию человеческого зародыша, находящегося в утробе матери: с одной стороны, дыхание практически отсутствует, а с другой стороны, оно всё-таки есть, ведь новый организм живёт и развивается! Чтобы убедиться в том, что взрослый практикующий монах достиг уровня зародышевого дыхания и вернулся в состояние естественного просветления, даосы вешали непосредственно перед ноздрями медитирующего тонкий волос и наблюдали за ним. Если дыхание было столь тонким, что волос оставался неподвижным, это означало, что духовный искатель бессмертия преуспел в медитации, а, значит, его просветление близко. Но в том случае, когда дыхание заставляло волос хотя бы чуть-чуть двигаться, даосы считали, что человек ещё отнюдь не достиг желанного равновесия.

Православный исихазм также содержит в себе дыхательную практику. Духовный подвижник должен был сводить своё внимание в область груди, наблюдая путь вдыхаемого воздуха, слегка задерживать дыхание, укреплять положение наблюдающего внимания, удерживая его в точке середины груди и наблюдать за вдыхаемым и выдыхаемым воздухом. Когда подобное положение сделается для внимания и сознания удобным и естественным, православный монах должен был начать практику повторения Иисусовой молитвы. Считалось, что вдыхая и выдыхая имя Христа, подвижник постепенно сливался с его божественной ипостасью.

В буддизме практика наблюдения за естественным ходом дыхания без попытки вмешаться и навязать ему свой ритм называется випассана. Согласно традиции сам Будда считал её очень важной для достижения освобождения. Множество школ буддизма в той или иной степени использовало випассану не только для ухода в духовный мир, но и для гармонизации психического состояния человека.

Если вы хотите приблизиться к безмолвию, вам не уйти от практики по управлению дыханием, которая заключается в повышении его осознанности. Наблюдайте за дыханием, превратите его в тонкий неслышный процесс ритмического колебания тела и сознания, слитых в единое ощущение. Постепенно позволяйте ему замедляться и вслушивайтесь в каждый дыхательный такт, безмолвно отмечая про себя: вдох, паузу после вдоха, чуть более продолжительный нежели вдох выдох, паузу после выдоха, так же несколько более длинную, нежели пауза после вдоха. Если вы научитесь делать это подолгу, то вы обязательно приблизитесь к восхитительной силе безмолвия. Особое внимание старайтесь уделять просветам между дыханием — слушайте их, внимайте тем тонким посланиям, которые посылает вам Шабдабрахман, излучающий мудрость и любовь. Те, кто вслушивался в паузы между волнами жизни с особым тщанием, иногда получал от источника жизни не только силу, спокойствие и энергию, но и озарение разума, многочисленные идеи и образы, которые он потом воплощал в творчестве жизни.

Осознаваемые волны

Начните сознательно наблюдать за собственным дыханием. Направьте внимание либо на область вдыхающих и выдыхающих ноздрей, либо на стенку живота, колеблющуюся вместе с циркулирующим воздухом. Уловите четыре периода одной волны: вдох — пауза после вдоха — выдох — пауза после выдоха. Наблюдайте за тем, как одна волна сменяет другую, стараясь не пропустить своим вниманием ни один период волны — ни вдох, ни выдох, ни обе паузы. Постарайтесь буквально приклеить свое сознание, или, точнее говоря, осознанное внимание к вдыхаемому и выдыхаемому воздуху. Постарайтесь осознать, что сознание — неотъемлемый атрибут дыхания, который присутствует во вдыхаемой энергии всегда. Помните об этом каждое мгновение вашего дыхания.

Дыхание с называнием

Наблюдая за дыханием и сохраняя состояние полного бодрствования и осознанности, начните мысленно называть про себя периоды дыхательной волны: вдох — пауза — выдох — пауза. Осуществляйте это мысленное называние, сохраняя максимальную сознательность. Если ваше внимание отклонилось и вы пропустили счет или же продолжаете называть дыхательные периоды механически, возвращайте сознание и удерживайте его как можно дольше. Пробуйте довести длительность непрерывного наблюдения за дыханием, когда вы не пропускаете ни одного называния до все большего промежутка времени — пять, пятнадцать минут, полчаса, час. Это будет очень трудно, но вы не сдавайтесь и возобновляйте мягкие усилия.

Удлинение выдоха

Пробуйте, наблюдая за дыханием, постепенно изменять взаимоотношение между его элементами. Например, сохраняя прежнее время вдоха, постепенно удлинять выдохи. Выдыхайте воздух медленно, как будто бы смакуя выдох и экономя воздух. Перестроить дыхание будет непросто, но если вы поймаете гармоничный ритм, вы будете испытывать возрастающую легкость и комфорт.

Удлинение пауз

Пробуйте удлинять паузы как после вдоха, так и после выдоха. Проделывайте это дыхательное упражнение не увеличивая объем вдыхаемого воздуха и постепенно приучая себя дышать внутренним воздухом, накопленным в процессе предыдущих дыханий. Впитывайте в себя энергию паузы между дыханиями и слушайте голос безмолвия, который легче услышать именно во время перерыва между вдохом и выдохом.

Уменьшение объема дыхания

Пытайтесь дышать, каждый раз сокращая объем вдыхаемого воздуха. Добейтесь, чтобы постепенно дыхание стало почти незаметным и тонким движением воздушной массы, когда вы и сами не ощутите — дышите вы или нет? При таком дыхании разница в ощущении между вдохом, выдохом и обеими паузами постепенно исчезает. Дыхание превращается в какую-то легкую пульсацию тончайших энергетических ощущений. Сокращайте количество вдыхаемого воздуха насколько возможно. Одновременно с этим делайте дыхание беззвучным, неслышным. Добившись этого, пытайтесь услышать внутренний звук, стоящий за дыханием и слиться с энергией этого звучания. Вбирайте в себя энергию неслышного звука и наполняйтесь его силой.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой