Медитация в йоге, даосизме и буддизме

Медитация в йоге,  даосизме и   буддизме  

 

                                                           Медитация в йоге

 О медитации вообще и безмолвной медитации в частности  говорят многие виды йоги (жнана, бхакти, кундалини, мантра, лайя, крийя), но в наибольшей степени культура трансовых состояний разработана в раджа-йоге.

Безмолвная стадия медитации в йоге отождествляется со стадией дхараны — пятой ступенью овладения собой, основанной на отделении органов чувств от внешних объектов.

 В ряде йогических текстов медитирующий сравнивается с пауком, который втягивает все нити своей паутины внутрь собственного тела.

Отделение от грубых и хаотических вибраций внешнего мира и перенесение внимания вовнутрь постоянно выравнивало сознание йога, помогало ему вначале замедлить, а затем и остановить беспокойные волны ментала.

 Человек постепенно отключался от всех движений и звуков внешнего мира, что помогало ему услышать внутренний звук, называемый в йогической традиции «Антар Мауна» («звук безмолвия»).

 Для достижения отключения от внешнего мира йог  в медитации обычно сосредоточивался на каком-либо тонком центре собственного тела.

Вьяса в комментариях к йоге Патанджали указывал, что подобным центром может быть центр солнечного сплетения, сердечная чакра или область межбровья, а также кончик носа.

Дхарана как стадия отключения от мира и собирание всех элементов внимания и ощущений внутри сознания может рассматриваться как своего рода дисциплинарная фаза условия достижения безмолвия.

Но в своем полном и свободном проявлении безмолвие наступает на стадии дхианы — чистого и свободного переживания однородного сознания, которое не нарушается никакими посторонними содержаниями.

Это состояние духовного творчества и полноты внутреннего бытия.

Истинный йогин в медитации с помощью практики отрешенности, концентрации и управления дыханием постепенно научается входить в состояние безмолвия легко и без особых усилий.

 

 

Медитация в йоге даосизма

 

Даосизм также обладает своей йогической практикой и своей медитицией  в йоге даосизма.

Медитативная практика даосизма, изученная сегодня вдоль и поперек, содержит в себе немало методов, предполагающих вхождение в трансовые состояния и достижение безмолвия.

Надо отметить, что даосизм в отличие от библейской традиции был не столько религией Слова, сколько учением Молчания.

Достаточно вспомнить классическую формулу Лао Цзы «знающий не говорит, говорящий не знает» и разнообразные высказывания даосов о «неизреченном бытии», которое должен был открыть в себе вставший на путь следования Дао.

Образ «бессмертного младенца», пребывающего в утробе Великой Матери, исключал сами намеки на какие-либо звуки. «Бессмертный младенец» не плачет, но молча ждет своего пробуждения.

 Практика беззвучного «зародышевого дыхания», составляющая важный элемент  медитации в йоге даосизма, также ориентировала адепта на достижение безмолвного транса.

 Интересно, что в отличие от европейских оккультных практик достижение высоких состояний сознаний происходило у даосов путем осознания, что Пустота уже присутствует внутри человеческого сознания, то есть путем следования собственной глубинной природе.

С точки зрения даоса безмолвие — не есть некая идеальная совершенная вершина, которая как бы не принадлежит человеку изначально и которую нужно завоевать для получения различных жизненных преимуществ.

Безмолвие — это абсолютно естественное состояние сознания, которое нужно открыть в себе, вспомнить и пробудить, применяя различные методы.

Среди этих методов, стимулирующих возвращение к первозданной естественности, — дыхательная гимнастика, очищающая энергетические каналы для циркуляции силы «ци» по тонким каналам тела и по трем «киноварным полям» — особым силовым центрам, находящимся соответственно в животе, груди и голове.

После многочисленных алхимических трансформаций, происходящих с внутренним существом даоса, он пробуждает в себе новое «сознание-тело, обладающее свойством пустотности, свободы и бессмертия.

Следует отметить, что экстаз, достигаемый даосами благодаря медитации в йоге даосизма , носит ярко выраженный «океанический» характер.

 

Практика безмолвия в буддизме

 

Медитация в буддизме разработана также подробно, как и йоге. Буддизм как и даосизм придавал проблемам молчания и безмолвия большое значение.

«Благородное молчание» Будды на вопросы о существовании Бога весьма красноречиво.

 Известно также, что буддизм критиковал привычку людей к пустой болтовне.

 Сам Будда обозначил ряд тем, на разговоры о которых он не советовал тратить время своим последователям.

В то же время в медитативной  буддийской  практике в  различных школах существует список сорока объектов созерцания, рекомендуемых для развития внимания и сосредоточенности.

К практикам, приближающим достижение безмолвия, в первую очередь следует отнести «випасcану» — осознанное наблюдение за дыханием, восходящее согласно буддийским преданиям к заветам самого Гаутамы.

Состояние безмолвия в буддизме достигается с помощью восьмиуровневой практики созерцания. Эти уровни были многократно описаны в различных буддийских источниках.

Истинное безмолвие наступает, когда медитирующий буддист достигает устойчивого однонаправленного состояния сознания (экаграта), соединенного с полной уравновешенностью, сосредоточенностью и выходом за пределы восприятия форм.

В этом случае сознание медитирующего буддиста  сливается с бесконечным пространством.

Данное состояние не считается самым высшим, потому что за безмолвным соединением с бесконечной сферой пространства следуют более высокие стадии, подводящие буддиста к нирваническим переживаниям.

 Эзотерические аспекты состояния безмолвного транса в буддийской традиции раскрыты в книге Е.П. Блаватской «Голос Безмолвия».

Следует отметить, что медитация в  йоге  буддизма – это  не только транс с закрытыми глазами при полном отключении от внешнего мира, но и состояние уравновешенного самоконтроля, когда созерцание и высокие переживания продлеваются в процессе повседневной деятельности.

Для этого буддийские школы рекомендовали методы созерцания  — памятования и осознанности всех действий. В этом случае глубина безмолвия постепенно увеличивается.

Некоторые школы тибетского буддизма, а также дальневосточная традиция дзен содержат различные методы и техники, ведущие к мгновенному достижению состояния безмолвия и просветления (прежде всего «коаны» и «мондо»).

 Они были направлены на осознание бессмысленности попыток решить фундаментальные проблемы бытия и загадки бытия с помощью движений логического ума, который нужно было, в конце концов, остановить.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой