Медитация в йоге, даосизме и буддизме
Медитация в йоге, даосизме и буддизме
Медитация в йоге
О медитации вообще и безмолвной медитации в частности говорят многие виды йоги (жнана, бхакти, кундалини, мантра, лайя, крийя), но в наибольшей степени культура трансовых состояний разработана в раджа-йоге.
Безмолвная стадия медитации в йоге отождествляется со стадией дхараны — пятой ступенью овладения собой, основанной на отделении органов чувств от внешних объектов.
В ряде йогических текстов медитирующий сравнивается с пауком, который втягивает все нити своей паутины внутрь собственного тела.
Отделение от грубых и хаотических вибраций внешнего мира и перенесение внимания вовнутрь постоянно выравнивало сознание йога, помогало ему вначале замедлить, а затем и остановить беспокойные волны ментала.
Человек постепенно отключался от всех движений и звуков внешнего мира, что помогало ему услышать внутренний звук, называемый в йогической традиции «Антар Мауна» («звук безмолвия»).
Для достижения отключения от внешнего мира йог в медитации обычно сосредоточивался на каком-либо тонком центре собственного тела.
Вьяса в комментариях к йоге Патанджали указывал, что подобным центром может быть центр солнечного сплетения, сердечная чакра или область межбровья, а также кончик носа.
Дхарана как стадия отключения от мира и собирание всех элементов внимания и ощущений внутри сознания может рассматриваться как своего рода дисциплинарная фаза условия достижения безмолвия.
Но в своем полном и свободном проявлении безмолвие наступает на стадии дхианы — чистого и свободного переживания однородного сознания, которое не нарушается никакими посторонними содержаниями.
Это состояние духовного творчества и полноты внутреннего бытия.
Истинный йогин в медитации с помощью практики отрешенности, концентрации и управления дыханием постепенно научается входить в состояние безмолвия легко и без особых усилий.
Медитация в йоге даосизма
Даосизм также обладает своей йогической практикой и своей медитицией в йоге даосизма.
Медитативная практика даосизма, изученная сегодня вдоль и поперек, содержит в себе немало методов, предполагающих вхождение в трансовые состояния и достижение безмолвия.
Надо отметить, что даосизм в отличие от библейской традиции был не столько религией Слова, сколько учением Молчания.
Достаточно вспомнить классическую формулу Лао Цзы «знающий не говорит, говорящий не знает» и разнообразные высказывания даосов о «неизреченном бытии», которое должен был открыть в себе вставший на путь следования Дао.
Образ «бессмертного младенца», пребывающего в утробе Великой Матери, исключал сами намеки на какие-либо звуки. «Бессмертный младенец» не плачет, но молча ждет своего пробуждения.
Практика беззвучного «зародышевого дыхания», составляющая важный элемент медитации в йоге даосизма, также ориентировала адепта на достижение безмолвного транса.
Интересно, что в отличие от европейских оккультных практик достижение высоких состояний сознаний происходило у даосов путем осознания, что Пустота уже присутствует внутри человеческого сознания, то есть путем следования собственной глубинной природе.
С точки зрения даоса безмолвие — не есть некая идеальная совершенная вершина, которая как бы не принадлежит человеку изначально и которую нужно завоевать для получения различных жизненных преимуществ.
Безмолвие — это абсолютно естественное состояние сознания, которое нужно открыть в себе, вспомнить и пробудить, применяя различные методы.
Среди этих методов, стимулирующих возвращение к первозданной естественности, — дыхательная гимнастика, очищающая энергетические каналы для циркуляции силы «ци» по тонким каналам тела и по трем «киноварным полям» — особым силовым центрам, находящимся соответственно в животе, груди и голове.
После многочисленных алхимических трансформаций, происходящих с внутренним существом даоса, он пробуждает в себе новое «сознание-тело, обладающее свойством пустотности, свободы и бессмертия.
Следует отметить, что экстаз, достигаемый даосами благодаря медитации в йоге даосизма , носит ярко выраженный «океанический» характер.
Практика безмолвия в буддизме
Медитация в буддизме разработана также подробно, как и йоге. Буддизм как и даосизм придавал проблемам молчания и безмолвия большое значение.
«Благородное молчание» Будды на вопросы о существовании Бога весьма красноречиво.
Известно также, что буддизм критиковал привычку людей к пустой болтовне.
Сам Будда обозначил ряд тем, на разговоры о которых он не советовал тратить время своим последователям.
В то же время в медитативной буддийской практике в различных школах существует список сорока объектов созерцания, рекомендуемых для развития внимания и сосредоточенности.
К практикам, приближающим достижение безмолвия, в первую очередь следует отнести «випасcану» — осознанное наблюдение за дыханием, восходящее согласно буддийским преданиям к заветам самого Гаутамы.
Состояние безмолвия в буддизме достигается с помощью восьмиуровневой практики созерцания. Эти уровни были многократно описаны в различных буддийских источниках.
Истинное безмолвие наступает, когда медитирующий буддист достигает устойчивого однонаправленного состояния сознания (экаграта), соединенного с полной уравновешенностью, сосредоточенностью и выходом за пределы восприятия форм.
В этом случае сознание медитирующего буддиста сливается с бесконечным пространством.
Данное состояние не считается самым высшим, потому что за безмолвным соединением с бесконечной сферой пространства следуют более высокие стадии, подводящие буддиста к нирваническим переживаниям.
Эзотерические аспекты состояния безмолвного транса в буддийской традиции раскрыты в книге Е.П. Блаватской «Голос Безмолвия».
Следует отметить, что медитация в йоге буддизма – это не только транс с закрытыми глазами при полном отключении от внешнего мира, но и состояние уравновешенного самоконтроля, когда созерцание и высокие переживания продлеваются в процессе повседневной деятельности.
Для этого буддийские школы рекомендовали методы созерцания — памятования и осознанности всех действий. В этом случае глубина безмолвия постепенно увеличивается.
Некоторые школы тибетского буддизма, а также дальневосточная традиция дзен содержат различные методы и техники, ведущие к мгновенному достижению состояния безмолвия и просветления (прежде всего «коаны» и «мондо»).
Они были направлены на осознание бессмысленности попыток решить фундаментальные проблемы бытия и загадки бытия с помощью движений логического ума, который нужно было, в конце концов, остановить.