Шаманизм. Шаманские техники.
Шаманизм был куда более сложным феноменом, чем это представляла себе материалистическая цивилизация, потому что древний человек по строению своей души и богатству связей со зримой и незримой природой был куда тоньше современного рационалиста-обывателя.
Поскольку о шаманизме сегодня написаны тысячи книг, я остановлюсь только на его трансовой шаманской психотехнике.
Продвинутый шаман, войдя в изменённое состояние сознания, мог очень многое: останавливать у себя кровь, подобно филиппинскому хилеру вскрывать ткани и полости тела и проникать во внутренние органы больного, видеть сквозь пространство и время.
Достижению трансового безмолвия предшествовала мощная аскетическая подготовка шамана, который в уединении под руководством опытного наставника должен был проделывать ряд упражнений.
Поскольку свободе видения согласно шаманическим представлениям препятствовали кожа, мышцы, внутренние органы и состояние поддерживаемого низшими духами хаоса в голове, инициированный шаман должен был пройти через психотехнику созерцания скелета.
Суть шаманской техники — в мысленном снятии с себя всех своих внешних частей и оболочек тела, которые нужно было назвать специальным именем, используя особый шаманский язык. По сути дела речь шла о растворении границ с внешним миром.
После того, как шаман освобождался от всего изменчивого и бренного и достигал неподвижности ума с помощью созерцаемого скелета, он сливался с вечной первоосновой всех вещей, что озаряло его ум светом и одаряло всё существо силой.
Именно этот шаманский транс позволял ему напитаться силой безмолвия, после чего он приобретал способность лечить людей, путешествовать в различные миры во вселенной и удивлять сородичей даром пророчества.
Впрочем, люди, живущие рядом с шаманом, далеко не всегда были готовы верить его достижениям сразу.
Обычаи требовали тщательной проверки, насколько силён новоиспечённый шаман?
На глазах у народа и других шаманов он должен был продемонстрировать целый набор умений, призванных доказать, что он полностью победил привычки и слабости тела (для этого он проходил по горячим углям, на морозе погружался в несколько прорубей, протыкал себя ножами и спицами, поднимал большие тяжести).
После этого шаман получал право заниматься камланием, то есть входить в транс для достижения различных целей — исцелять людей, возвращая им похищенную духами зла частичку души, находить потерянные вещи или пропавших животных, совершать полёты в нижний мир, где нужно было совершать жертвоприношение предкам, помогать найти заблудившуюся душу больного или, даже, сопровождать душу умершего.
Транс приводил шамана в состояние отключения от реальности, завершающегося полной каталепсией и погружением в мир духов, с которыми он вступал в общение и начинал разговаривать, громко произнося нечленораздельные звуки.
В других случаях после достижения транса шаман совершал полёты на небо через ось мира, проходящую через отверстие в центре юрты и соединяющую его с Полярной Звездой.
Все экстататические переживания, полёты в нижний и верхний миры были возможны только в том случае, если шаману удавалось освободиться от обычного сознания.
Шаманское безмолвие, как и другие шаманские техники несли в себе вкус безумия, исступления, бурного экстаза. Этот экстаз достигался разными методами: пляской, во время которой шаман совершал убыстряющиеся круги, и всё сильнее ударял в бубен, глухим горловым пением и выкриками нечленораздельных звуков, с помощью которых он разговаривал с духами и всё больше растормаживал сознание, повторением магической мантры «оуен», напоминающей индийское «оум», убыстрением дыхания и тряски всего тела, использованием ритуальных предметов (лестницы, молодых деревцев, трубки).
По свидетельству этнопсихологов, изучавших шаманизм и шаманский транс, шаман в этот момент ощущает необычайную лёгкость во всём теле, позволяющую совершать ему высокие прыжки и прилив мощной силы, с помощью которой он способен поднимать самые тяжёлые предметы.
Интересно, что ощущение лёгкости передаётся и пациенту шамана, перестающему чувствовать его вес, когда целитель становится на его тело в своём тяжёлом облачении.
Религиовед Е. Б. Торчинов указывал, что транс шамана нередко передаётся присутствующим, которые начинают также входить в изменённое состояние сознания и по-другому воспринимать мир: видеть, как предметы материального мира свободно перемещаются в пространстве, как без всякой причины начинается камнепад, слышать, как голоса умерших начинают разговаривать с ними голосом шамана.
Шаманское безмолвие отмечено высокой властью над телом, позволяющее глотать раскалённые угли и свободно прикасаться к раскалённому железу, не оставляя ожогов.
Полёты шамана под землю и в небо предполагают владение также и тонким телом, которое тот научается произвольно выделять из физического тела.
Глубина транса и состояние безмолвия, испытываемого шаманом, определяются характером сил, которым поклоняются в шаманизме, и общей картиной мира.
Человеческая душа, окружённая миром духов и вынужденная постоянно с ними общаться, не ставит целью подняться в божественные области и слиться со Всевышним.
Шаманизм- система, предполагающая общение с духами природы. Шаман — покоритель малых духов природы, движение которых он способен временно остановить. В шаманизме нет единого Бога, а есть множество тонких сил, с которыми можно войти в контакт.
Посвящение шамана предполагает использование силы природы и духов для своих, пусть и благих целей, связанных с излечением больных и заглядыванием в будущее.
Потому, едва ли безмолвие даже самого продвинутого шамана соотносимо с безмолвием йога, даоса, буддиста или христианского монаха, поклоняющихся Единой Силе.
Тем не менее, именно шаманизм и шаманский экстаз с лёгкой руки Мирче Элиаде и Карлоса Кастанеды вызывают бурный интерес на Западе.
Сегодня на книжный рынок выброшены тысячи изданий, обучающих технике городского и «дикого» шаманизма.
Иногда в них можно найти элементы истины, но всё же следует помнить, что шаманизм по-настоящему не знает Единого Бога, а потому не может научить искусству слышать Божественный Голос.
Учёные отмечают также, что развитие и совершенствование шаманской психотехники привело к восприятию более высоких областей духовной реальности и потому потребовало изменения картины мира.
Правда, это произошло только в некоторых регионах, например, в Древнем Китае и привело к рождению даосизма.
Наиболее ранней практикой достижения трансовых состояний является практика шаманских инициаций и путешествий на небо.
Вначале начинающий шаман под руководством учителя тренируется в способности отделять душу от отдельных органов тела (глаза, мозга, внутренностей), а затем от всего тела в целом.
В течение долгого времени ученик учится созерцать собственный скелет, с помощью мыслей и образных представлений постоянно снимая с себя кожу, мышцы, внутренние органы.
Затем он как бы сводит ощущение тела к первичной основе, способной существовать вечно и состоящей из света.
Шаман должен научиться видеть этот свет и с закрытыми глазами, и с открытыми глазами, ориентируясь в темноте.
Видение внутреннего света расширяет сознание шамана до ощущения гигантской равнины, в которую превращается образ знакомой ему земли, причем его взгляд начинает проникать сквозь плоскую субстанцию гор и холмов.
Вхождение в транс позволяло шаману обрести нечувствительность к боли или к разному изменению температуры, благодаря которой он может свободно ходить по горячим углям или во время мороза поочередно нырнуть в девять прорубей.
Совершение тонких путешествий в верхний или подземный мир за похищенной во время болезни злыми духами частицей души, сопровождаемое мощным магических ритуалом — камланием, также предполагает вхождение в трансовое состояние.
Шаманское безмолвие, как другие шаманские техники — это обретение мощной силы, позволяющей совершать невероятные прыжки, резать или колоть собственное тело, не ощущая боли, пробуждать внутреннее тепло, передавать целительную энергию больным людям, входить в каталептическое состояние, общаться с «предками» (существами из тонкого мира), задавая им вопросы и передавая ответы присутствующим при камлании.
Подобные состояния присущи шаманам самых разных, преимущественно, северных народов — чукчей, камчадалов, эвенков, коряков, тунгусов, эскимосов.
Но и на юге (в Индонезии, Патагонии, Южной Америке) и в Северной Америке до сих пор сохранились шаманские обычаи и практика вхождения в трансовые состояния.
Основные методы, позволяющие обрести безмолвие и видение света, — пляска, ритмическое (горловое) пение, многочисленные удары в бубен, усиленное дыхание.
Цель шаманского безмолвного транса — целительство, пророческие предсказания, путешествие в иные миры, возвращение к первооснове жизни, слияние с верхним миром, получение силы для совершения ритуалов и магических процедур.
Исследователь древних культур и шаманизма Е.А. Торчинов утверждал, что шаманский транс и включает в себя как перинатальные (связанные с воспоминанием об опыте рождения), так и трансперсональные (выводящие за пределы личности) переживания.