Медитация на чакрах
Тема «медитация и чакры» очень важна для понимания внутренней природы человека.
У человека, как известно, есть семь основных чакр, находящихся на тонком канале позвоночного столба под названием «сушумна».
Если же к ним приплюсовать второстепенные чакры, разбросанные по всему телу, то общее число тонких центров увеличится до сорока девяти.
Каждый из центров выполняет свою конкретную функцию.
Хотя чакры, прежде всего, отвечают за энергетические процессы, на их состояние влияет и эмоциональный тонус, и характер постоянно меняющихся мыслей, и даже здоровье, и телесные ощущения.
В гармоничном психологическом состоянии, когда ни ум, ни сердце не спорят друг с другом, а от тела в мозг идут оптимистичные сигналы — «всё о’кей!», чакры тоже излучают вибрации спокойствия.
Каждая чакра звучит как определённая нота, которая на несколько тонов или полутонов отличается от других чакр.
Медитация на чакры помогает уловить этот звук и сделать его более гармоничным. Когда все ноты объединяют своё звучание, рождается общая вибрация, отличающаяся от вибрации отдельных чакр.
Но, если человек находится в состоянии эмоционального дисбаланса или же его физическое состояние оставляет желать лучшего, тогда это немедленно отражается на вибрационном звучании чакр.
Какие-то чакры впадают в депрессивное состояние и ослабляют свою работу, другие вообще закрываются (в биоэнергетике такие случаи называют блокировкой чакров или каналов), а иные, напротив, начинают перевозбуждаться.
В этом последнем случае общая энергия, прежде равномерно распределявшаяся по всем центрам, начинает оттягиваться на какую-то одну чакру.
Если сложить все ноты, звучащие на каждой из чакр в единый энергетический фон, то он будет явно диссонансным.
Разумеется, ни о каком вхождении в состояние безмолвия с таким дисгармоничным фоном не может быть и речи.
Когда дисгармония на чакральном уровне будет устранена, тогда появляются гораздо бо́льшие шансы на достижение безмолвия.
Как восстановить совместное, гармоничное звучание центров? Как правильно медитировать на чакры?
Можно идти к чакральной гармонии тремя путями: снизу, отталкиваясь от состояния тела, сверху, опираясь на духовно — психологические факторы и, наконец, с собственно энергетического уровня, соответствующего энергетической природе чакр.
Если человек полностью расслабит тело, освободив его от мышечных зажимов, если он мысленно подышит через больной орган и снимет себе таким образом боль, если он в принципе излечит себя от застарелых хронических заболеваний, общий энергетический тонус чакр и уровень их согласованного гармоничного звучания немедленно поднимется.
Это приблизит вероятность достижения безмолвия.
С другой стороны, если человек настроит свою душу на возвышенный лад, если он направит сосредоточенную мысль к Богу и очистит желания, то это также мощно воздействует на чакры, гармонизируя их.
Медитация на чакры, проведенная правильно гармонизирует их.
Все подвижники и йоги утверждают, что состояние безмолвия достигается гораздо проще, если оно рассматривается медитирующим как ступень для разговора с Высшим, а не просто как технический приём для наполнения энергией в личных эгоистических целях.
В последнем случае безмолвие просто не будет достигнуто, а тот, кто чисто волевым упорством попытается «продавить» незримое препятствие в конце концов почувствует психоэнергетическое опустошение и эмоциональное раздражение.
Что касается воздействия на чакры с чисто энергетического плана бытия, то оно не должно быть грубым и слишком лобовым.
Почему истинные духовные учения, например, Агни Йога советуют избегать такого метода развития чакр как прямая концентрация внимания и энергии на своих тонких центрах?
Дело в том, что чакры связаны друг с другом очень тонкими связями, которыми управляют разумные силы природы.
Они как бы запрограммированы Свыше на состояние гармонии и, если человек своим неправильным образом жизни и мысли её разрушил, то восстановить равновесие без обращения к этим разумным силам с помощью своего чисто волевого решения практически невозможно.
Упорствуя в силовой концентрации на энергетически ослабленном центре человек уподабливается неопытному музыканту, пытающемуся настроить расстроенный инструмент не с помощью специального камертона, а применяя тяжёлый молоток.
Такая дисгармоничная медитация на чакры приводит к негативному результату.
Е. И. Рерих утверждала, что длительная концентрация внимания на каких-либо одних чакрах при игнорировании других, приводит к разрушению тончайшего механизма их поляризации.
В дальнейшем это грозит потерей внутренней упругости и целостности ауры, возникновению энергетических пробоев, куда устремляются потоки тёмных и хаотичных энергий тонкого мира.
Наиболее безопасная и даже необходимая концентрация, которую с точки зрения той же Агни Йоги полезно практиковать духовному искателю — это такая медитация на чакрах, которая предполагает концентрацию внимания на сердечном центре.
Именно этот центр содержит в себе нити, соединяющие его с сущностью всех остальных чакров.
Строго говоря, тонкое сердце присутствует везде. Сосредоточиваясь на нём, человек связывается сразу со всеми центрами и вносит в них более высокую энергию, которая пребывает в поистине королевской чакре — анахате.
Однако эта концентрация не должна быть механической или слишком жёсткой. Если человек без какой бы то ни было высокой идеи или смысла начинает концентрировать внимание на сердце, то оно едва ли откроется и позволит извлечь из своей глубины сокровенные мелодии.
Если человек попытается насильственно что-либо изменить в своём эмоциональном состоянии и, тем более, приказать сердцу проникнуться тем или иным эмоциональным состоянием, не спросив у сердца согласия, то результатом будет скорее всего глухая стена, которая вырастет перед сознанием медитирующего.
Лишь нежное, почти любовное прикосновение внимания к пространству сердца или внесение в него высокого духовного образа способно пробудить в нём живое ответное движение в виде чувства радости, любви или религиозного благоговения перед Богом.
Чтобы центры смогли зазвучать в тонких ритмах безмолвия, надо провести сознательную работу по их очищению, открытию и оживлению.
Начинать эту работу надо с успокоения ума и достижения ясного состояния, что предполагает сознательную активизацию чакры аджны (центра межбровья, помимо функций ясновидения, ведающей вниманием).
Вы должны помочь оформиться в мозгу светлому пятну внимания. Я Это будет началом правильной медитации на чакрах.
Русский физиолог Ухтомский говорил в своё время, что процесс образования доминанты — преобладающего очага возбуждения в коре головного мозга — напоминает возникновение светлого пятна, которое потом в процессе переключения внимания перемещается по различным отделам мозга.
Если вы хотите активизировать и утончить состояние ваших чакр, добейтесь, чтобы светлое пятно внимания не двигалось и не искривлялось, а стало ровным, симметричным и устойчивым, по форме напоминающим шар.
А затем опустите этот шар в область груди, в район эмоционального сердца и задержите его там как можно дольше.
Прислушайтесь к глубинной жизни вашего эмоционального сердца, чтобы оно ожило, согрелось и наполнилось радостью.
Попробуйте найти центр сердца, в котором сокрыты нити, соединяющие его с другими чакрами.
Найдя, соединитесь с ним и попробуйте пребывать в этом неподвижно-собранном, но в то же время живом и свободном состоянии как можно дольше.
И после того как это у вас начнёт получаться, вспомните о Высшем Начале, о Боге.
Постарайтесь подумать о Нём без мыслей и слов, просто устремляя своё внутреннее внимание в эту область.
Постепенно вы начнёте чувствовать тонкий энергетический трепет, разливающийся по всему телу. Это означает, что медитация на чакрах дает свой положительный эффект и ваши чакры оживают.
Однако этот процесс может так и не начаться, если вы будете подходить к проблеме открытия чакр чисто механически, путём простой концентрации внимания.
Лишь сознательное и непрерывное самонаблюдение и самопознание вносят в чакральную систему такую энергию, которая рождает внутреннюю музыку и песнь сердца.
Кроме того, огромную роль для открытия тонких каналов, по которым в ваш духовный организм будет входить тончайшая субстанция безмолвия, играет процесс очищения как физического, так и духовного.
В этом случае медитация на чакрах будет ускорять вашу духовную эволюцию.
Не может совершенно неочищенный человек, некачественно и беспорядочно питающийся, ведущий нездоровый образ жизни и склонный к нечистоте мыслей легко и свободно войти в безмолвие.
Единственный шанс для него приблизиться к чистому озону безмолвия, очиститься и по-настоящему вдохнуть его — это начать упорное очищение в нескольких направлениях сразу.
Причём, он должен понимать, что после длительных лет неочищенной жизни быстро войти в мир чистой энергии безмолвия столь же утопично, сколько утопично надеяться, что бочонок, в котором полвека стоял керосин, не может сразу после мытья, даже самого тщательного, быть использован в качестве сосуда для чистейшего божественного нектара. Е.П. Блаватская впервые использовавшая этот образ, утверждала, что должно пройти немало времени, прежде чем керосиновые эманации окончательно выветрятся.
Если откроется центр сердца, соединённый с центром ума и в него войдёт субстанция безмолвия, тогда от этого тонкого импульса оживятся чакры.
Тогда медитация на чакрах даст эффект.Они в своём ответном импульсе сольются с сердцем, и вы почувствуете тончайший трепет энергий и чувств. Слушайте себя и вы услышите внутреннюю глубину и тишину.
Чакральный самоосмотр
Примите распрямленную позу, закройте глаза, расслабьтесь, понаблюдайте за собственным дыханием, войдите в мысленный контакт со своим телом и внутренним существо и настройте сознание на состояние максимального бодрствования.
Мысленно отделите свое наблюдающее «я» от тела и начните внимательно, как будто бы в первый раз, изучать свой позвоночник и идущие от него тонкие энергетические импульсы.
Начните начальную медитацию на чакрах, которую можно назвать чакральным самоосмотром. Пытайтесь определить локализацию чакр и их жизненный тонус и состояние. Идите лучом внимания сверху вниз.
Пройдите через весь позвоночник, вначале изучая область темени (Сахасрара), затем перемещаясь в межбровье (Аджна) и горловой центр (Вишудха).
Смотрите за состоянием мышечных зажимов в области вокруг каждой чакры, за энергетическим тонусом и тонкими ощущениями. Затем спуститесь в сферу середины груди (Анахата) и в область солнечного сплетения (Манипура).
Потом переместите внимание в лобковую область и сексуальный центр (Свадхистхана) и в копчик (Муладхара).
На каждой из чакр задерживайте внимание на одну — полторы минуты. Пробуйте установить обратную связь с каждой чакрой в процессе концентрации внимания и в ответ на вашу концентрацию внимания добиться ощущения пульсации поочередно во всех чакрах.
Пройдя осмотр чакр сверху вниз, постепенно поднимитесь своим вниманием от нижних центров к высшим. В процессе изучения чакр старайтесь гармонизировать их состояние.
Если ощущаете, что в каком-то центре дискомфорт и нехватка энергии, то сконцентрируйтесь на нем в течение некоторого времени и мысленно подышите через соседние телесно-чакральные зоны и выровняйте их ощущение с угнетенным чакром.
Сердечный камертон
Сосредоточьтесь на сердечном центре, определите его состояние и начните приводить его в состояние спокойствия и гармонии.
Вспомните какой-либо случай радости или восторга из своего прошлого и попробуйте настроиться на это воспоминание, чтобы пережить его заново. Оживив и разогрев эмоциональное сердце, подумайте о чем-то высоком и светлом, духовном и настройте на эту область собственное сердце.
Приведя сердце в приподнятое и одухотворенное состояние, начните наполнять его вибрацией другие чакры. Ощущайте сердце камертоном, на звучание которого нужно настраивать состояние других центров.
Концентрируйтесь на каждом центре и затем мысленно подключайте его к сердечному центру. Добейтесь, чтобы все центры звучали в одной тональности. Настройте чакры на единое ощущение безмолвия. Тогда медитация на чакрах даст свой благотворный эффект.