Как управлять глазами во время медитации

Безмолвие — это звук. Но причём здесь зрение, которое предполагает восприятие света и цвета? И какой смысл в вопросе- как управлять глазами во время медитации?

Однако даже обычная физика признаёт, что свет — это тончайшие вибрации, с огромной скоростью распространяющиеся в пространстве.

Но любое колебание, согласно восточному взгляду на мир, обязательно предполагает звук, если не обычный, то тонкий.

Что касается цвета, то его оттенки добавляют обертоны в общую звуковую вибрацию, излучаемую светом. Потому безмолвие связано и со светом и со зрением, воспринимающим этот свет.

Когда человек входит в состояние безмолвия, он закрывает глаза и перестаёт воспринимать предметы плотного земного мира.

Вначале следы этих образов, отпечатавшихся на сетчатке, мелькают перед мысленным взором человека, но затем они постепенно стираются, и мысленный экран становится однородным по своей цветовой гамме.

В каких-то случаях он может делаться бесцветным, а в других — цветным, причём возникающие цвета бывают самых разнообразных оттенков.

Если медитирующий при этом способен на более или менее длительное время остановить мысль и держать ум пустым, цвета становятся богаче и ярче, словно они изнутри подсвечены каким-то глубинным необыкновенным светом.

Разумеется, это бывает далеко не всегда и не у всех, кто пытается медитировать, но если медитация получается, то со временем богатые цветные краски, заливающие мысленный экран, появляются всё чаще.

В этом случае вопрос- как управлять глазами во время медитации обретает смысл.

Игра тонких красок, созерцаемых в области межбровья, на первых порах не только не препятствует безмолвию, но, напротив, углубляет его, повышая восторг и усиливая энергетическую мощь медитирующего.

Лишь потом, по мере углубления медитации он начинает чувствовать, что единственный способ погрузиться в себя ещё глубже — это полностью остановить ум и сделать мысленный взгляд застывшим, как бы остекленённым.

Не зря один современный кундалини-йог с 40-летним стажем духовной работы видит важнейшую задачу в том, чтобы, как он выражается, «застеклянить» свой внутренний мир.

Но всё это возможно только в том случае, если медитирующий сумеет остановить блуждание глаз и зрачков, отражающее бессознательное блуждание мыслей.

Итак, безмолвие обостряет зрение. Наверное каждый, кто всерьёз пробовал медитировать, может подтвердить, что после того как в конце успешной медитации он открывал глаза, его зрение на некоторое время отчётливо улучшалось.

Это касается как чисто физического зрения, так и способности видеть мир тонких энергий, потоков, пятен, образов. В то же время, правильная фокусировка и последующая расфокусировка глаз всегда помогала достижению и углублению безмолвия.

Как нужно держать глаза, чтобы войти в трансовое состояние?

Как управлять глазами во время медитации? Эзотерические учения говорят о нескольких глазных позициях.

В первую очередь — это точечная концентрация глаз на каком-либо объекте. Если достичь состояния непрерывно возобновляющегося сосредоточения взгляда на какой-то точке, то через некоторое время всё тело и существо человека начинают испытывать некую странную вибрацию, как будто оно растворяется.

Множественные сигналы, идущие от тела к сознанию, превращаются в однотонный и однородный фон.

После того, как человек закрывает глаза, они во время медитации обычно автоматически концентрируются либо на область межбровья, либо ещё выше, останавливаясь своим внутренним взглядом на верхней части головы, примерно в области темени.

Удерживание глаз в этой позиции будет тем успешнее, чем гармоничнее и естественнее человек сумеет расслабить глазные мышцы и как бы отпустить глаза, позволить им остановиться.

Именно позволить, а не заставить с помощью чисто умственного решения.

Положение глаз и удерживание их в определённом неподвижном положении имеет решающее значение для остановки ума.

Каждый внимательно изучавший собственные мыслительные процессы и в обычной жизни, и во время медитации, может подтвердить незыблемый закон: как только меняется положение глаз, исчезает ощущение непрерывности сознания, и в голове начинают проноситься мысли.

И, напротив, глубокое осознанное безмолвие даже на короткое время помогает остановить движение глаз.

Лишь весьма продвинутые йоги и медитаторы после тщательных тренировок в удерживании ума от мыслей не только во время сидячей медитации, но и в обычной жизни могут оставаться в состоянии ясного безмыслия и после того как им приходится менять положение глаз.

Мощным методом достижения безмолвия или, по крайней мере, приближения к нему является расфокусировка глаз.

Если вы по-настоящему научитесь искусству расфокусировки глаз, вопрос как управлять глазами во время медитации отпадет.

Этот метод встречается во многих эзотерических системах — в йоге, в буддизме, в суфизме, однако наиболее полно он описан в книгах Кастанеды.

Суть его заключается в том, чтобы добиться фокусирования глаз на каком-то объекте с одновременным расширением поля зрения.

Когда глаза в один и тот же момент фокусируются и расфокусируются, то возникает оптическая иллюзия удвоения предмета. Человек с открытыми глазами созерцает как бы два предмета.

После этого он может закрыть глаза, и оба изображения пропадают, растворяются, но глаза принимают именно то положение, которое в наибольшей степени помогает достижению безмолвия.

Данной техникой непросто овладеть самостоятельно: как правило, нужен наставник или мастер, который показал бы как нужно расфокусировать глаза.

И, наконец, ещё один подход к управлению зрением во время безмолвной медитации заключается в том, чтобы сидеть со слегка расфокусированными, но полуоткрытыми глазами, которые смотрят вниз.

Некоторые мастера, чаще всего тибетские буддисты даже настаивают, что настоящая медитация случается только если глаза человека открыты или, по крайней мере, полуоткрыты.

Такое положение глаз по их мнению символизирует открытую позицию человека по отношению к миру, что помогает улучшить энергетический обмен со Вселенной.

Но полуоткрытые глаза с элементами расфокусировки отнюдь не тождественны безумному взгляду с беспорядочным перемещением зрачков от одного объекта к другому.

Глаза должны быть либо полностью, либо частично расфокусированы, а движение зрачков остановлено.

Чем дольше человек умеет держать зрачки глаз в застывшем положении, тем больше шансов у медитирующего на посещение безмолвия.

Вот что говорит о необходимом положении глаз во время медитации знаменитый буддийский мастер Согьял Ринпоче в своей книге «Практика умирания»:

«Согласно моей традиции медитации глаза должны быть открыты: это очень важно. Если вы чувствительны к внешним раздражителям, то в начале практики вы можете на некоторое время закрывать глаза и тихо обращаться внутрь себя.

Как только вы почувствуете, что утвердились в покое, постепенно откройте свои глаза, и вы обнаружите, что ваш взгляд стал более мирным и спокойным. Теперь посмотрите вниз перед собой, вдоль своего носа, под углом около 45 градусов.

Общий совет, относящийся к практике, когда ваш ум в возбуждённом состоянии, лучше смотреть ниже, а когда он подавлен и сонный — поднимать взгляд.

Когда ваш ум станет спокоен, и начнёт появляться внутренняя ясность, вы почувствуете, что свободно можете поднять глаза, больше открывая их и смотря в пространство прямо перед собой.

Такой взгляд рекомендуется в практике Дзогчен.

В учениях Дзогчен говорится, что «ваша медитация и ваш взгляд должны быть подобны огромной обширности океана, вездесущей, открытой и безграничной. Так же, как неразделимы ваш взгляд и поза, так и ваша медитация вдохновляет ваш взгляд, и они сливаются воедино.

При этом не фокусируйте свои глаза на чём-либо отдельном; вместо этого слегка обратитесь внутрь себя и позвольте своему взгляду расшириться и становиться всё более и более всеохватывающим и распространённым.

Вы обнаружите, что само ваше зрение становится более всеобъемлющим и что в вашем взгляде стало больше мира, больше сострадания, больше беспристрастия и больше самообладания.

Мягко и нежно направляйте то сострадание, что исходит от вашей медитации, через свои глаза так, чтобы ваш взгляд становился самим взглядом сострадания, всепроникающего и подобного океану.

Глаза должны быть открыты по нескольким причинам.

Когда они не закрыты, вам легче бодрствовать. Кроме того, медитация не является способом бегства от мира или укрытия от него в похожем на транс переживании изменённого состояния сознания.

Напротив, это прямой путь, помогающий нам истинно понять самих себя и соотнести это с жизнью и всем миром.

Поэтому при медитации ваши глаза должны быть открыты, а не закрыты. Только расслабив глаза можно научиться управлять глазами во время медитации.

Вместо того, чтобы отворачиваться от жизни, вы остаётесь открытыми и в мире со всем сущим. Вы оставляете все свои органы чувств — слух, зрение, осязание просто открытыми, естественными, такими, какие они есть, не цепляясь за их восприятия...

Что бы вы ни видели, что бы вы ни слышали, оставляйте это таким, как оно есть, не цепляясь. Оставьте то, что слышите, в слухе, оставьте то, что видите, в зрении, не позволяя своей привязанности войти в это восприятие».

К этим замечательным словам можно добавить только пожелание, чтобы открытые или полуоткрытые глаза во время медитации воспринимали какие-либо приятные предметы или объекты, например, природные пейзажи, облака на небе, плавно текущую воду реки или цветы.

Если медитирующий сумел установить с этими объектами тонкую связь и уловил вибрацию, излучаемую ими, то его шанс на достижение безмолвия существенно возрастает.

Восприятие звука безмолвия имеет глубинную связь с восприятием зрительных впечатлений и цветовых волн. Связь цветовых и звуковых восприятий давно вызывала интерес у многих учёных.

Ряд музыкантов, например, Скрябин имели особую способность видеть цветовые оттенки тех или иных музыкальных звуков и мелодий. Это свойство, называемое синестезией, проявлялось также и у людей, занимавшихся духовной практикой.

О необходимости соединить в целостный сплав органы чувств говорила даосская традиция. В одном из текстов содержится поэтическое описание состояния человека, который слился с божественным потоком дао и у него «зрение стало как слух, а слух как зрение». Агни Йога также говорит о синтезе звука и цвета в восприятии человека.

Чем сильнее подобный синтез,  помогающий управлять глазами во  время медитации тем глубже медитативное приближение человека к высшей безмолвной реальности.

 

Остановите движение зрачков

Пробуйте останавливать движение зрачков во время концентрации на любой предмет с открытыми глазами, и во время погружения во внутренний мир, закрыв глаза.

Пусть ваш взор примет «стеклянное» выражение. Старайтесь не допустить ни малейшего движения. При закрытых глазах можете пометить точку, куда вы концентрируетесь в области межбровья.

Пусть ваш внутренний взгляд и точка станут единой линией. Удерживайте немигающее положение зрачков как можно дольше.

 

Устремите взгляд вверх

Примите иное положение глаз — представьте, что духовный объект вашей концентрации находится где-то над вашей головой.

Закройте глаза и устремите внутренний взгляд в область над головой. Остановите движение глаз и направьте лучи вашего зрения в духовную сферу, находящуюся над вами в прямом и в переносном смысле.

Зафиксируйте самую высшую точку в этой сфере и удерживайте на ней внутренний немигающий взгляд как можно дольше.

Пытайтесь установить контакт с духовной сферой, сохраняя неподвижное положение глаз.

 

Тренируйтесь в расфокусировании взгляда

Поставьте перед собой любой предмет и начните пристально смотреть на него, фокусируя взгляд. Через некоторое время начните расфокусировать взгляд, и добейтесь превращения одного созерцаемого предмета в два.

Упорно добивайтесь, чтобы оптическая иллюзия удвоения предмета стала для вас четкой реальностью восприятия.

Как только упражнение начнет у вас получаться, вы почувствуете, что вы в какой-то степени входите в измененное состояние сознания, приближающее вас к безмолвию.

Научившись делать это упражнение во время комнатной сидячей медитации, переносите навык в жизнь и делайте его во время ходьбы.

 

Обостряйте внутреннее зрение

Когда вы сидите в медитации с закрытыми глазами и созерцаете невидимый мир, то нередко мысленный экран бывает заполненным тускло-бесцветными или даже темными красками. Настройтесь на то, чтобы прорваться сквозь эту завесу к более чистому и высокому свету.

Мысленно подышите через голову, глаза, и область межбровья, накапливая там внутреннюю силу. Затем остановите движения глаз, колебание зрачков и бег мыслей и настройте все свое существо на видение внутренней глубины.

Откройте для своего зрения тончайшие краски и свечения более высокой реальности. Всматривайтесь сквозь завесу мысленного экрана, проникая своим сознанием в светоносные высокие миры.

Старайтесь не только видеть, но и слышать звучание тончайших вибраций этих миров, соединяя звук и свет воедино. Постоянно тренируйте способность соединять звук и свет, угадывая как звучат разноцветные краски невидимого мира.

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой