Медитация и релаксация. Как научиться релаксации во время медитации?
Медитация и релаксация- это взаимосвязанные процессы. На первый взгляд, если человек хочет научиться медитировать и тем более достичь безмолвия, он должен прикладывать к этому усилия, причём, весьма немалые.
Всё-таки состояние безмолвия относится к высоким состояниям духа и просветления и потому его достижение не может быть лёгкой прогулкой по определению.
Однако когда кто-то пытается реализовать эту идею на практике, то он быстро начинает осознавать, что всё не так просто: голым напряжением воли ничего не достигнешь.
Спору нет, любое усилие ума и воли, особенно если его делать регулярно, дисциплинирует человека и помогает ему накопить множество энергии, но само по себе оно не обеспечивает вход в пространство безмолвия.
И если столкнувшись с неудачами человек продолжает упорствовать, то его внутренняя природа начинает протестовать. Этот протест может выражаться в чём угодно — в чувстве боли, досады, скуки, раздражения, притупления чувств.
До тех пор, пока внутри человеческого сердца и души будут бушевать эти чувства, ему не видать или, точнее говоря, не ощущать безмолвия.
Можно попытаться подойти к безмолвию со стороны расслабления и овладеть медитацией через релаксацию. Многие пособия по медитации предлагают духовному искателю начать поиск Бога с полного расслабления и отпускания себя.
Они ссылаются на даосский и дзенский подход и утверждают, что только тот, кто способен полностью расслабиться, имеет шанс получить просветление.
Но, если человек всерьёз попробует реализовать этот подход, он столкнётся с парадоксальной ситуацией — для того, чтобы глубоко расслабиться и отпустить все внутренние зажимы, требуются немалые старания и необходимо большое терпение.
Тот, кто не способен сконцентрироваться на решении подобной задачи, не сможет ни расслабиться, ни, тем более, достичь безмолвия. Слишком много внутреннего напряжения накопил за свою жизнь почти каждый человек.
Таким образом, складывается парадоксальная картина — безмолвие не достижимо ни с помощью напряжения, ни с помощью расслабления.
Не поможет и чередование этих методов, о чём мне рассказывал один из людей, просивший меня научить его медитировать: «Сегодня я напрягаю волю и стараюсь изо всех сил дисциплинировать ум, а на другой день, наоборот, стараюсь полностью расслабить волю и отпустить себя».
Внимательный анализ его духовного пути говорит сам за себя: действуя подобным методом он более 10 лет пытался остановить ум, но у него ничего не получилось.
Оглядываясь назад, вижу, как много времени я потерял на ненужное напряжение в своих попытках достичь высокого результата медитации. А всё потому, что у меня не получалось выстроить гармоничные взаимоотношения между умом и телом.
Все-таки медитация и релаксация невозможны друг без друга. Теперь, если бы вернуть назад потерянное время, я добился бы безмолвия гораздо раньше.
Я просто глубже прорабатывал бы релаксацию тела, а не делал бы бесконечных попыток заострить ум до точки. Потому что этот путь не только не помогал устранить зажимы, он их усиливал!
Правда, нет худа без добра. Мои старания сжать ум в точку и этим автоматически расслабить мышцы помогли укрепить наблюдающее сознание, которое постепенно пропитало тело, и сделало его более умным и тренированным.
Когда-то в молодости я спросил у своего знакомого, опытного практика медитации: — С чего начинать погружение, с концентрации или с расслабления?
Он ответил: — Конечно, с концентрации. А как ты сможешь по-настоящему расслабиться, если перед этим не сконцентрируешься? Как научиться релаксации во время медитации?
Я несколько лет честно следовал этому методу. Действительно, когда ум в течение длительного времени концентрируется на каком-либо объекте или на пустом мысленном экране, то тело в значительной степени расслабляется.
Но когда я более глубоко изучил состояние своего тела, то заметил, что некоторые его участки напряжены, словно бы в ожидании какого-то ответа. Я задал себе вопрос: можно ли полностью остановить ум, сохранив позицию ясного бодрствования, если начать релаксацию именно с тела?
В поисках ответа я начал работать с внутренними зажимами. Освободившись от главных мышечных блоков, я занялся превращением тела в «релаксационное облако». Моей задачей было расслабить также и ум, отпуская все виды ментального напряжения.
Довольно быстро я осознал, что это возможно лишь в случае пространственного расширения сознания. Чем больше удаётся расширить сознание во все стороны, тем глубже расслабляется тело. Как только я пытался ускорить процесс расслабления, мои зажимы немедленно возвращались.
Поэтому я учился отпускать свое напряжение в пространство, как птицу. Тело сразу же начинало таять и растворяться.
Мне хотелось вслед за телом растворить и свое отдельное «я», чтобы слиться с даосской Пустотой. Как только я расширил поле своего «я» во все стороны, пришло волшебное чувство свободы и парения.
Я ощущал: сущность моего «я» безмятежна и безгранична во времени и пространстве. Не было ни звуков, ни вибрации. Чистая тишина. «Покой и воля». Пушкин, надо сказать, понимал глубины человеческой природы!
В своей дальнейшей практике я убедился, что путь к безмолвию через релаксацию гораздо более эффективен, нежели путь через концентрацию и собирание себя в точку.
Медитация и релаксация –два крыла одной птицы.Впрочем, «точечной практике» я бесконечно благодарен — поначалу она помогла мне выработать в себе все необходимые качества самодисциплины.
Но пришел момент, когда она же стала обузой — силой, ограничивающей свободу и крылья духа. Я осознал, как важно отслеживать в себе любые ограничители, менять внутренние ритмы и характер работы, чтобы внутренняя практика всегда оставалась живой и творческой.
Наиболее правильный путь к безмолвию лежит между усилием и расслаблением, или между волевой медитацией и релаксацией.
По сути, он основан на мягком, но упорном возобновлении усилия сконцентрироваться, собраться в точку и затем расслабиться. Усилие необходимо и для концентрации, и для расслабления, и для объединения этих двух процессов в целостное переживание.
Для того чтобы остановить поток мыслей и собраться в точку, требуется полное бодрствование и ненапряжённое возобновление усилий.
Одним из самых главных критериев правильности вашего пути является глубокое чувство радости, которое возникает в процессе медитации. Чем меньше радости, тем больше неправильного напряжения или же ленивой расслабленности.
Когда духовный искатель в процессе своих медитаций интуитивно находит нужное соотношение между напряжением и расслаблением, сосредоточенной медитацией и релаксацией, то он не только пробуждает в себе переживание высокой радости, но и выходит за пределы себя в сферу Божественного Присутствия.
Безмолвие — это вибрация присутствия Бога, состояние которого нельзя ни по земным, ни по духовным меркам уподабливать напряжению или расслаблению.
Бог просто есть, и его вибрация несёт в себе оба импульса — солнечный, активный, мужской, связанный с напряжённым исканием Высшего Начала и желанием слиться с ним и лунный, пассивный, женский, предполагающий отстранённое созерцание своих переживаний и отпускание всего, что не есть божественное.
Многое зависит и от духовной природы того, кто медитирует. Внутренне напряжённому, эмоционально зажатому и закомплексованному человеку в медитации полезнее делать акцент на расслаблении всего своего существа.
Внутренне разболтанному и неспособному к самодисциплине лучше начинать с обучения точечной концентрации и углубления в точку и победы над собственным хаосом.
Если вы постепенно научитесь объединять в самих себе энергии концентрации внимания и релаксации тела, то продвинетесь к мастерству регуляции собственных состояний.
Эта задача потруднее, чем просто расслабляться или только концентрироваться, но она вполне по силам любому терпеливому человеку, понимающему, какие огромные перспективы открывает подобный синтез двух разнонаправленных энергетических потоков.
Его можно назвать психоэнергетической «термоядерной» реакцией внутри себя. Когда мне удается хотя бы в небольшой степени соединить эти потоки, я всегда ощущаю гармонию и прилив сил.
С моей точки зрения наиболее точно проанализировал соотношение расслабления и концентрации, медитации и релаксации индийский йог и духовный мастер Сатьянанда Сарасвати.
Он утверждает, что истинная концентрация ведущая к безмолвию, возникает не в результате напряжённых усилий, а спонтанно, когда мы после длительных попыток сосредоточить ум, в конце концов, отпускаем его. Главное, бодрствовать, наблюдать и осознавать все процессы, происходящие в сознании.
Вот что он говорит о природе истинной концентрации и рождающегося из неё безмолвия:
«Будьте внимательны и не подпадайте под влияние внутренних чувств или внешних событий. Позвольте восприятию воспринимать, но будьте несколько в стороне от этого. Просто будьте сознательным по отношению к исполнению собственных практик.
Это позволит вашим ментальным настроениям подниматься из подсознания, а затем возвращаться в свой собственный источник. Это приведёт к успокоению. А уже после этого можно будет перейти к концентрации, которая получится сама.
Не подавляйте ничего, выходящего из своего ума, даже если ваш ум совершает прыжки, подобно дикой обезьяне. Будьте сознательны и исполняйте свои ежедневные практики. В конце концов сознание установится и станет мирным.
Целью крия-йоги является достижение состояния безмыслия. Но это состояние не должно явиться результатом подавления мыслей. Подавление мыслей подобно надавливанию на предмет, подвешенный в воздухе. Сначала он отодвинется, но потом снова вернётся».
Естественная концентрация таким образом вырастает из понимания, что насильственное подавление изменчивой природы ума не приводит ни к релаксации, ни к безмолвию.
Ищите правильное соотношение между собранностью и расслабленность, концентрацией и отпусканием, медитацией и релаксацией. Ключ к духовным достижениям лежит здесь.
Соберитесь в точку
Осознайте точку в области межбровья и полностью сконцентрируйте свое внимание на ней. Затем перенесите внимание в область эмоционального сердца, соединяя эти две точки и два центра в сердцевине вашего существа. Остановите все мысли, образы, ненужные эмоции и колебания внимания.
Мягко, но очень настойчиво сосредоточьтесь на центральной точке и соберите в ней все свои силы, энергии и ощущения. Можете настроиться на чувство, что в этой точке для вас спрессован весь мир.
Пребывайте в этом состоянии мягкой, ненасильственной, но очень дисциплинированной и настойчивой собранности как можно дольше. Попробуйте осознать эту собранность как условие вхождения в состояние безмолвия.
Удерживайте целостное состояние, сочетающее в себе волевую медитацию и релаксацию. Делайте это упражнение хотя бы по несколько минут каждый день в течение нескольких месяцев.
Концентрируясь, расслабляйтесь
Научившись удерживать состояние полной волевой собранности в точку, поддержанное ясной установкой бодрствующего сознания, перейдите к тренировке расслабления. Добивайтесь полного расслабления всего своего существа, включая не только сознание, но и тело. Можете проделывать его лежа в знаменитой Шавасане — позе расслабления йогов, завершивших выполнение асан, а можете сидя, распрямившись и посадив вес тела на стержень позвоночного столба. Если вам удастся, сохраняя точечную концентрацию, полностью расслабить свое тело и сознание, сохранив при этом осознанное бодрствование, с вами непременно произойдет чудо безмолвия.
Сконцентрируйтесь на расслаблении
Подойдите к релаксации с другой стороны — начните поэтапно расслаблять все элементы и части вашего существа — тело, дыхание, сферу чувств, мысли, сознание. Соединяйте волевую медитацию и релаксацию. Все, что вы будете наблюдать и осознавать в себе, все, что попадет в поле вашего сознания, старайтесь отпускать, словно воздушный шарик. Позволяйте всему, с чем вы сталкиваетесь в себе, плавно, без напряжения, покидать вас. Мягко, но очень настойчиво возобновляйте концентрацию внимания на процессе расслабления тела и всего существа, на отпускании от себя любых мыслей, образов и ощущений, которые несут в себе даже малую толику напряжения. Концентрируясь, вы вроде бы напрягаетесь, но концентрация на глубоком расслаблении постепенно приведет к тому, что концентрация станет все более мягкой, естественной, ненапряженной. Очень хорошо концентрироваться на дыхании, постепенно расслабляя и отпуская на свободу как дыхательный процесс, так и внимание, которое следит за ним. Постепенно ваше существо станет излучать энергетическую вибрацию, близкую к безмолвию.
Уравновесьте напряжение и расслабление
Уловив разницу между напряженным состоянием одних участков тела с расслабленным состоянием других участков, выровняйте их, сделав все тело одинаково расслабленным. Затем зафиксируйте разницу в ощущениях между расслабленным телом и несколько напряженным наблюдающим сознанием. Попробуйте уравновесить напряжение (раджас) и расслабление (тамас) и выйти в третье состояние (саттву), которое порождает третью силу и чудодейственным образом приближает вас к безмолвию. Осознайте, что истинное равновесие всегда включает в себя осознание.