Форма и пустота. Медитация на единство формы и пустоты

Тема формы и пустоты проработана в восточной традиции от и до. Но чтобы она не выглядела некоей экзотикой, нужна практика. Медитация на соотношении формы и пустоты описана в дзен –буддизме и даосских практиках. Но вы можете приблизиться к пониманию этой темы, не становясь даосским послушником.

 Закройте глаза и мысленно осмотрите своё тело от макушки до пальцев ног. Вы ощущаете, что оно имеет чёткую форму. Конечно, можно попытаться на время потерять ощущение тела, как бы растворяя в сознании память, что вы состоите из материи, собранной именно в подобную пространственную конфигурацию.

Однако стоит только открыть глаза и начать двигаться, как утраченная память вернётся со всей силой. Искусственно стереть эту память вообще невозможно, слишком прочно она врезана в наше сознание. Вы просто не знаете ощущения другой формы, нежели ваше тело и ваше сознание, постепенно пропитавшееся этим образом и отождествившееся с ним.

Даже если вы будете представлять, что ваше тело обладает какой-то иной формой, отличающейся от сегодняшней, реально сквозь культивируемые ощущения будет пробиваться прежнее чувство телесной формы. В паре форма и пустота для обычного человека форма сильнее.

Но дело даже не в теле — к его ощущению можно привыкнуть, а можно как бы проигнорировать. Дело в сознании, которое пропиталось ощущением конкретной телесной формы. Оно превращается в своего рода раба или заложника тела и принимает его жёсткую форму.

В итоге тело и сознание соединяются в единый образ себя. Человек начинает смотреть на мир через образовавшийся образ себя. Отныне на что бы он ни посмотрел, перед ним всегда возникает искривляющий экран, созданный его несовершенным сознанием.

 В какую сторону происходит искривление? В сторону большей жёсткости, грубой материальности и плотности всех форм, попадающих в объектив его восприятия.

Предметы кажутся такими твёрдыми, словно выплавленными из чугуна, люди тёмными и одномерными, будто бы они вылеплены из пластилина без всякого намёка на душу и загадку, а порядок вещей застывшим и неизменным.

При таком восприятии выхода из капкана грубой материальности нет. Самое печальное, что человек воспринимает подобным образом не только других, но и себя.

 Один из моих клиентов, обратившийся за помощью по поводу одной почти криминальной истории, в которую он попал, признался, что всегда нарушал закон, во-первых, потому, что находился в состоянии скуки, а, во-вторых, потому что ощущает любого другого человека как, впрочем, и самого себя «куском мяса».

Естественно, что, проецируя своё ощущение на мир, человек впоследствии начинает вести себя в нём согласно со своей проекцией.

Кастанеда говорил, что на пути к абсолютной свободе надо разбить зеркало самоотражения. Если вернуться к уже рассматривавшемуся раньше образу капли (индивидуального сознания) в океане (божественного сознания), то мысль Кастанеды нужно понимать как призыв к капле перестать воспринимать себя как отдельную каплю.

До тех пор пока эта капля всматривается в мир через призму своей оболочки, на внешних стенках которой нарисован застывший в своей привычности так называемый объективный мир, а на внутренних стенках — маленький, плоский и несовершенный образ себя, прорыв к истинному миру абсолютной свободы невозможен.

Почему же подавляющее большинство индивидуальных сознаний обречено воспринимать себя лишь в образе отдельных капель, даже не представляющих, что они живут внутри океана и что, по существу, они и есть Великий Безмолвный Океан?

Не только потому, что они религиозно и эзотерически необразованны. Многие из них теоретически знают, что Океан (Бог) есть и воспринимают формулу: »Форма есть пустота, пустота есть форма».

 Однако это всего лишь формальное знание. Некоторые, и их не так мало, даже верят в его существование, но только не признают и не ощущают, что они есть его неотъемлемая часть, клетка, а значит они и Он равны друг другу.

Эмоционально верить — не значит ощущать объект веры частью самого себя и быть им. Лишь та капля, которая имеет достаточное количество энергии, позволяющее ей увидеть, что Океан находится непосредственно за пределами капли и что границы, отделяющие её от божественной субстанции есть иллюзия, сможет растворить эти границы и услышать Голос Безмолвия в самой себе.

Об этом говорит отрывок из поэмы «Певец и Хан», написанной моим отцом:

О, человек, пока свой жребий

Ты не познал и не обрел,

В земной юдоли

И на небе —

Ты утлый чёлн во власти волн.

Ты всюду ищешь обладанья

И постоянства в суете,

И потому огонь страданья

Тебя преследует везде.

Ты жаждешь самоутвержденья,

Ты домогаешься утех,

Но в мире все проходит тенью —

От малой щепки до Ульгеня

Закон один,

Один для всех.

Он Колесо Вселенной вертит,

В нем нет добра,

Но нет и зла.

На гребне жизни,

В яме смерти

Почувствуй мерный взмах весла.

Стремись в великом океане

Движеньем стать —

И Колесо

Рукам твоим послушным станет,

И растворит добро и зло.

Ты станешь жизнью беспредельной,

Что в каждой капельке видна.

Так победи свою отдельность!....

 

Зеркало самоотражения препятствует не только визуальному созерцанию Божественной Реальности, но и слышанию её гармонической безмолвной музыки.

Оно препятствует переживанию формулы «Форма есть пустота, пустота есть форма». Пока человек находится в футляре индивидуального сознания, фоновые звуки и голоса его субличностей ударяются о заградительную сеть ауры и отскакивают от границы футляра, возвращаясь в глубину сознания.

Чем прозрачнее сетка футляра, тем быстрее все звуковые вибрации, порождённые психологическим хаосом и многоголосьем субличностей, покинут пределы индивидуального сознания и растворятся в величественном гуле океана.

Постарайтесь накопить достаточное количество энергии и внутренней решимости, чтобы всем существом увидеть и ощутить как непреложную истину бытия — вы океан, а не капля.

Тот образ себя в виде движущегося плотного тела, увенчанного разумной головой — всего лишь привычка ума, создающая непрерывный оптический обман вашего духовного зрения.

Только не нужно давить на себя и чисто волевым образом пытаться стереть этот индивидуальный образ.

Лучше подойдите к себе более мягко — признайте, что капля существует до тех пор, пока её поддерживает кривое зеркало сознания. Как только кривизна исправится, и сознание расширится до размера гигантского экрана, вы увидите, что капля есть часть Океана, и значит в Океане она больше не существует как отдельная реальность.

Короче, Форма есть Пустота, а Пустота есть Форма, и лучше, чем сказали дзенские мастера, нам не сказать.

 

В какой-то момент я почувствовал, что сам торможу своё продвижение. Мое маленькое индивидуальное «я» стало утомлять и раздражать меня. Оно, как черная дыра, втягивало и перемалывало все энергии и силы, пришедшие через медитацию. Но самое главное — не менялась картина мира.

Я продолжал ощущать себя «твердым» существом, плотным каркасом, живущим не в мире энергий, а среди таких же непрозрачных, плотных предметов и людей. Сколько я ни бился над изменением внутренней картины и самоощущения, ничего не изменялось.

Я был узником тюрьмы собственного несовершенства, и жилось в ней довольно безрадостно. Те медитативные методы, которые я применял — отделение наблюдателя от своего «я», перевоплощение в различные предметы и существа, концентрация на идее духовного совершенства — не приносили результата. Круг замкнулся.

Моей целью стало слияние с Шуньятой — Великой Пустотой. Эта задача побудила меня заняться особой медитативной программой.

Ведь, по сути, безмолвие — это и есть состояние Пустоты. Я решил каждый день делать что-то для воспитания пустотности в своём сознании. Это требовало специального времени, которого, как всегда, не хватало.

Однако, к этому моменту мне удалось выработать в себе непрерывность самосознания, и я придумал способ очень практичного решения этой задачи. Нужно просто ввести в процесс самонаблюдения идею Пустоты. И я стал работать в этом направлении.

 Я представлял себе, что и «я-наблюдатель», и мое тело, ум и чувства, и даже сам процесс наблюдения за собой — всё это пребывает внутри огромного пространства Пустоты.

Когда у меня стало получаться удерживать этот образ подолгу и без сбоев внимания, то восприятие мира и себя очень изменилось. Границы моей индивидуальной формы растворялись — я просто таял в океане Пустоты как соль, и это состояние было радостным и плодотворным.

Если бы я, как говорится, не «контролировал процесс», то моё пустотное восприятие мира просто отвлекало бы меня от повседневных дел. Но по первому зову сознание «выкристаллизовывалось» из Пустоты, возвращалось в границы формы, а сам я ощущал растущую ясность и прилив сил.

Помню один свой опыт статической медитации на Пустоту. После почти двухчасовой борьбы я был изнурён своими усилиями растворить нерастворяемое.

Мне стало казаться, что форма и пустота принадлежат к абсолютно разным мирам и между ними нет общего основания. Замечу сразу: только потом я осознал, что невозможно выполнять разом две задачи — растворять форму и создавать её.

Ведь все мои попытки слиться с Пустотой — это и есть создание новой формы! Я вышел из медитации с чувством досады, походил по комнате, размялся и вдруг нащупал в сознании новый подход к работе. Не нужно медитировать на Пустоту, как на что-то отдельное от себя, с чем хочется слиться.

Напротив, надо повернуть внимание на самого себя и почувствовать, что личного «эго» просто нет — это лишь сгусток иллюзии в Единой Пустоте. Это значительно расслабило внутреннее напряжение, и медитация пошла легче и естественнее.

Но от назойливых «стараний» ума преодолеть свое «я» не так-то просто отделаться. Ум привычно давил на него, а само «я» естественно сопротивлялось идее растворения, цепляясь за свою отдельность.

С этой проблемой наверняка сталкивался любой, кто серьёзно практиковал медитацию. Я чуть скорректировал аспект работы: стал медитировать на естественном пребывании моего «я» внутри Пустоты.

Как только я ощутил, что личное «я», оставаясь собой, в то же время целиком вписано в бесконечность сияющей и вибрирующей Пустоты, меня просто вынесло в Её огромную реальность.

Я ощутил, что свет Единой Пустоты пронизывает все формы, свободно позволяя им сохранять свою индивидуальность и что форма и пустота- это все-таки единое начало.

Но самое интересное заключалось в том, что я не просто понял, но пережил: и сам я — это бесконечное пространство, по свободной воле принимающее личную форму и всегда готовое вернуться к первородному состоянию пустоты.

А сама жизнь — это действительно иллюзия, игра — но очень важная, сложная, до невозможности увлекательная и всегда бесконечно новая.

 

Практика

Осознайте вибрацию своей формы

Мысленно осмотрите свое тело как физический объект, имеющий форму. Попробуйте почувствовать, насколько она гармонична.

Попробуйте понять, насколько эта телесная форма влияет на состояние вашего сознания. Прочувствуйте, как форма вашего тела влияет на сознание и ощущение себя. Пронаблюдайте за той энергией, которую излучает в пространство ваша форма.

Вслушайтесь в тонкий звук этой вибрации. Осознайте, что любая форма, включая вашу собственную, имеет свое энергетическое излучение, а значит и тонкое звучание. Вслушайтесь в него и попытайтесь понять его природу.           

 

Растворите форму с помощью энергии безмолвия

Постарайтесь войти в состояние безмолвия или приблизиться к нему как можно ближе. Вслушайтесь в мощные энергии безмолвия и мысленно призовите их к себе.

Представьте, что к вам приближается океан безмолвных энергий и окружает ваше тело, словно льдину. Настройтесь на вбирание в себя энергии океана и постепенное растворение всего своего существа.

Ощутите безмолвие как мощное энергетическое поле, которое растворяет форму. Попытайтесь почувствовать силу всерастворяющего звука безмолвия.

Если форма — это сдавленный дребезжащий звук, то безмолвие — это растворение формы и рождение нового, более совершенного звука. Продолжайте все более глубоко и полно растворять форму.

 

Выйдите за пределы себя и своей формы

Примите распрямленную позу, расслабьтесь, остановите мысли, войдите в состояние ясного бодрствования и начните равномерно расширять свое сознание во все стороны.

Начните это расширение, выходя своим сознанием за пределы тела и подключаясь к беспредельному пространству, окружающему вас. Представьте, что это пространство постепенно переходит в Пустоту, составляющую основу вещей. Осознайте, что и ваше сознание пронизано Великой пустотой.

Концентрируясь на Пустоте, попытайтесь совершенно отключиться от привычных телесных ощущений и забыть земной образ самого себя, растворить не только тело, но и чувство личного «я».

Выйдите за пределы самого себя во всех отношениях и смыслах и найдите себя растворенным в беспредельной пустоте.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой