Созерцание стены.Практика созерцания стены в медитативных школах.
Почему Бодхидхарма сам девять лет просидел в созерцании напротив стены, а затем обучал данному методу своих учеников? Неужели созерцание стены - это самый подходящий для медитации объект, сосредоточение на котором быстрее всего приводит к освобождению? Что общего имеет грубая непрозрачная стена с нежнейшей и прозрачной субстанцией просветления?
К счастью, это общее есть, хотя мы подойдём к нему не сразу. Обычно практику созерцания стены объясняют символизмом неподвижности, который должен был продемонстрировать ученик — идеальное положение ума. Вечно беспокойный, нервный, ведущий внутренний диалог ум, должен был остановиться и застыть в полной неподвижности, уподобляя себя стене.
Однако, размышляя над этим символизмом неподвижности, я пришёл к убеждению, что стена — это ещё и символ непроницаемости мира, символ преграды между субъектом и объектом. Стена в этом предании играет роль плёнки (правда, утолщённой в тысячу раз), которая наброшена на объект, словно плед на диван, и которая отделяет нас от реальности.
Созерцаемая стена кажется нерушимой и вечной преградой. Она как бы намекает медитирующему: ты никогда не проникнешь сквозь мой заслон и не увидишь всего многообразия мира, который я скрываю. Она действительно монолитна и прочна, но только до тех пор, пока ей противостоит вялый, дряблый и неустойчивый ум. По своей упругости он напоминает пластилин.
Представьте себе человека, который пытается проломить стену пластилиновым ломом. Не правда ли, смешно? А теперь вообразите, что вместо лома мощнейший отбойный молоток. Или ещё лучше суперсовременный лазер, чья вибрация прорезает любую преграду насквозь.
Написал и вспомнил не про стену, а про человеческую плоть, которую прорезают насквозь руками филиппинские хилеры. Их пальцы — живые лазеры, фокусирующие в себе сгустки всепроникающей мощной энергии. Если её правильно сконцентрировать, она не только пройдёт сквозь ткани человеческого тела на тонком уровне, но и раздвинет её, открывая дорогу физическим пальцам хилера для манипуляции с внутренними органами.
Пишу с такой уверенностью, потому что сам дважды добровольно был объектом воздействия хилеров. Наверное, Бодхидхарма был своеобразным духовным хилером, который сфокусировал мощнейшую энергию уже не в руках, а в уме, и эта девятилетняя концентрация помогла ему раздвинуть стену и увидеть, что на самом деле, он и созерцаемая стена есть единое просветлённое целое.
Речь не идёт о раздвижении стены в прямом смысле этого слова. Хотя, если вспомним о каратистах, разбивающих кирпич вначале мысленно, а потом уже подтягивающих свою ладонь к этому образу, то поймём, что и раздвижение возможно. В данном случае речь идёт о раздвижении границ своего восприятия, которое не обладает достаточной собранностью и энергией, чтобы поверить: пройти сквозь стену возможно, стена, отнюдь, не монолит.
Но если ваш ум станет более монолитным, нежели стена, то он пройдёт сквозь неё, как лазерный луч. Он может также истончить стену до уровня тонкой плёнки, а затем и растворить её, словно мираж (уже упоминавшийся тибетский лама Тартанг Тулку вместо «растворить» предпочитает употреблять другое слово — «растопить»). Но для всего этого нужно трансформировать свой ум. Мягкий пластилин должен стать стальной тончайшей иглой или лазером.
Реально ли то, о чём мы говорим? Как зыбкий, воздушный и неустойчивый ум может стать более прочным, нежели стена? К счастью, может. Любой, по-настоящему просветлённый мастер прошёл сквозь стену. Тем самым он превзошёл себя, прежде всего потому, что укротил и трансформировал свой ум.
Конечно, ум сам не может изменить себя, требуется привлечение более высокой энергии, принадлежащей Господину — Высшему Я. Пройти через созерцаемую стену уму помогает мощная энергия, которая помогает изменить образ стены, кажущейся непоколебимой и устойчивой.
Тот, кому удаётся накопить достаточное количество энергии, чтобы изменить этот привычный и устойчивый, но на самом деле иллюзорный образ, впечатавшийся в сознание, проходит сквозь стену или, точнее говоря, сливается с живущим внутри стены пространством света и свободы.
Энергия, растворяющая стену, берётся именно из безмолвия. Потому созерцайте стену: физическую или метафизическую в ясной тишине, это поможет вам пройти сквозь неё. Там, за её пределами вас ожидает свет, пустота и безмолвие.
По поводу внутренней стены, препятствующей просветлению, разговор отдельный. С моей точки зрения, эта стена появилась по причине закрытости третьего глаза у непросветлённого человека. По сути дела, она существует лишь в суженом восприятии самого человека.
Это покрывало Изиды, наброшенное мудрой природой на тайные сферы и области бытия. Когда в процессе подъёма Кундалини по позвоночному столбу энергия достигает уровня срединного мозга и межбровья, то она снимает пелену невежества с глаз человека и помогает ему реально увидеть, что «Всё есть Одно». Созерцание стены - мощная практика, помогающая пробуждению скрытой энергии организма и психики.
В одной из недавних медитаций, расслабив тело и успокоив дыхание, я вошёл в образ духовного первопроходца, Колумба внутренних земель, задача которого — не столько остановить ум, сколько исследовать пространство души, понять, какое оно. Я как фонариком стал сканировать сознанием себя самого, и, проникнув до известных глубин, уперся в естественные границы.
Что это за границы, мне до сих пор не совсем понятно — внешняя граница собственной ауры, естественные пределы индивидуального сознания, страж порога или же покрывало Изиды, наброшенное Природой не столько на внешний мир, сколько на моё восприятие его?
Когда я натолкнулся своим сознанием на эти границы, то вначале ощутил их как вязкую среду, в которой буксуешь как в болоте. Я делал многократные попытки пройти сквозь эту вязкость, применяя метод мягкой воли и осознанной концентрации внимания, но тут уже, как говорится, «упирался лбом» в каменную стену. Так было всегда, и мне никогда не удавалось по-настоящему выйти за пределы себя.
После почти часовой медитации с досадой констатирую, что не удаётся это сделать и на этот раз. Поймал импульс возникающего раздражения в области горла от подсознательного понимания, что, несмотря на многолетние попытки выхода за пределы мистической стены, я продолжаю биться об неё, словно рыба об лёд. Внезапно вспомнил о своём далёком юношеском отчуждении от мира, которое стало проходить только после двадцати семи лет. Ведь это тоже была стена!
Осознаю, что сознание устойчиво отклонилось от цели, и к «чувству стенки» добавились отрицательные эмоции по отношению к себе. Возникает желание прервать медитацию и прогуляться по воздуху. Начинаю осознанно следить за энергией дыхания, добиваясь постепенного растворения всех ненужных эмоций.
В какой-то момент мне кажется, что я совершенно спокоен, но когда внимание концентрируется на области нижнего дянь-тяня, вдруг чувствую в животе неодолимый импульс открыть глаза и встать. Позволяю своему спонтанному желанию проявить себя так, как оно хочет. Раз моё существо настаивает, чтобы я принялся за какую-то внешнюю работу — почему бы и нет, ведь «Все есть Одно»? Хочется на воздух — значит, надо послушаться себя.
Погуляв и отдохнув, я снова сел в медитацию, причём начал её с созерцания стены собственной комнаты. Я поставил цель, чтобы во время медитации ум стал твёрдым, как она. В какой-то момент я пережил это: ум растворился, перетек в стену и застыл в этом состоянии. Я ощущал её плотность, форму, фактуру, даже поры в бетоне. Это странным образом приблизило состояние безмолвия.
В какой-то момент мне показалось, что я услышал треск — будто по стене пошла трещина. Помню, что я улыбнулся про себя этой мысли и продолжил сосредоточение. Я был стеной, и в то же время во мне была стена, отделяющая меня от чего-то самого важного, от моей духовной родины, от Великой Пустоты, из которой все мы произошли и в которую должны вернуться! Мне стало казаться, что стена — это моя грудная клетка, препятствующая мне выйти за пределы себя.
Волевое давление на созерцаемую стену не действовало. Сквозь неё можно только пройти — как рентгеновский луч. Я попытался представить, что её твёрдость иллюзорна, и что на самом деле это просто стена густого тумана. Неожиданно я почувствовал, что стена поплыла, стала исчезать. Затем произошло нечто странное: моё наблюдающее сознание и остатки того, что я считал стеной, перемешались. Образовалась легчайшая, невесомая субстанция из микроскопических сияющих частиц, пронизанных общим энергетическим полем. Она парила в пространстве, уходила далеко в бесконечность и тонко вибрировала, будто пела. И эта субстанция была моим сознанием! Не было больше никакой стены, никакой преграды между мной и простирающимся вовне миром.
Это переживание, родившееся в процессе созерцания стены продолжалось несколько минут. Но стоило мне задуматься о непостижимой природе этой пелены, как привычный образ мира буквально выдернул меня из медитации!
В дальнейшем я много размышлял, что же такое мне удалось пережить, и, честно говоря, испытывал некоторое разочарование. Неужели Шуньята, Пустота, объединяющая субъект и объект, есть всего лишь «поющее облако»? Наверное, даосы засмеяли бы меня, если бы я им это рассказал, думал я с досадой. Ощущения безмолвия и соприкосновения с высочайшей истиной не было. У меня возникло ощущение, что я занимаюсь игрой в бисер, далёкой от того подлинного и высокого, что привело меня в мир медитации.
И все же я продолжал работать с образом стены. По прошествии времени чувство отделённости от мира стало проходить. Появилось чувство, что мир приблизился к моему сознанию почти вплотную. Иногда хочется раскрыть руки, удлинить их до бесконечности, чтобы обнять этот мир и прижать его к груди. Удивляет одно: как мог я прожить с ощущением стены столько лет? И почему крупнейшие философы мира — Кант, Кьеркегор, Шопенгауэр, Камю — вместо того, чтобы растворять эту стену, каждый на свой лад мастерили вокруг неё громоздкие ментальные подпорки и каркасы, укрепляли её и внушали людям идею неустранимости абсурда?
Да здравствует падение всех стен и перегородок восприятия!
Что даст вам преодоление стены между миром и вами в практической сфере? Вы станете более открытым в общении и бесстрашным в преодолении препятствий. Ведь все стены мира существуют, прежде всего, в нашем сознании.
Осознайте крепость стены
Начните думать о стене, разделяющей вас и любой объект восприятия, который недоступен для вас во всей своей божественной глубине. Созерцание стены –мощный инструмент трансформации сознания. Осознайте, как непреложный факт — на что бы вы ни посмотрели, вы будете видеть только фасад, внешнюю сторону, оболочку, но неизмеримое духовное пространство, живущее внутри любого предмета, явления и существа, закрыто от вас толстой непроницаемой стеной. Почувствуйте крепость этой невидимой стены, которую не прошибешь ничем. Ощутите ее вязкую, но очень плотную материю, не позволяющую вам соединиться с божественной сущностью объекта восприятия. Осознайте ее как преграду на пути к духовному миру и упритесь в нее своим сознанием. Мысленно очертите границу, через которую вам нужно будет перейти.
Накопите энергию
Начните наблюдать за собственным дыханием, мысленно извлекая из воздуха скрытую в нем энергию. Пропитывайте эту энергию своим сознанием и сосредоточивайте ее вокруг стены в пространстве между вами и объектом. Постепенно увеличивайте объем этой энергии, повышая ее интенсивность. Пусть ваше сознание и энергия сольются в единое мощное поле, которое своими вибрациями постепенно начнет растворять стену. Объединенное сознание и энергия помогут изменить ваше восприятие, утончив его и сделав его способным проникать вглубь вещей. Затем пробуйте вместе с накопленной энергией используя метод «созерцание стены» проникать внутрь вещей.
Пройдите сквозь стену
Когда энергии накопится много, тогда попробуйте на ее крыльях пройти своим восприятием сквозь стену. Осознайте, что стена, казавшаяся твердой и неприступной, под действием энергии размягчается и даже растворяется. Попробуйте проникнуть своим мысленным взглядом в пространство, находящееся за стеной. Делайте это взглядом, вниманием и ощущением своего сознания, расширенного и усиленного мощной энергией. Зафиксируйте момент прохождения собственного сознания в глубину предмета через стену восприятия.
После этого попытайтесь мысленно растворить ее как силу, сопротивляющуюся прямому видению, но в сущности иллюзорную. Остановите все движения в своем сознании и вслушайтесь в тишину, которая соединяет субъект и объект восприятия.