Как правильно расслабиться во время медитации?

Изречение: «Тело — храм Бога» стало общей формулой религиозных и духовно-эзотерических учений. Правда, подавляющее большинство согласно признать это лишь на теоретическом уровне, а в реальной жизни относятся к телу так, как если бы оно было их злейшим врагом, которого нужно умертвить медленно и постепенно. В ответ тело мстит своему хозяину, как и должен делать нелюбимый и постоянно угнетённый раб. Месть проявляется в сильной форме в виде серьёзных болезней и в слабой форме в виде мышечных зажимов.

 

Когда ослабленный неправильным образом жизни человек с обилием зажимов в теле приступает к медитации и пытается достичь безмолвия, тело начинает сопротивляться. Его сопротивление проявляется, прежде всего, в том, что оно никак не хочет принять удобную и распрямлённую позу, позволяющую энергетическим потокам свободно циркулировать по тонким каналам. Как только человек хочет войти в глубокую медитацию и для этого на некоторое время распрямляет позвоночник, его тело посылает в сознание ответный сигнал дискомфорта и внутренней маеты.

 

Это состояние как бы говорит человеку: «Мне плохо, тяжело, неудобно». Всякая попытка сохранить телесную неподвижность и углубиться во внутренний мир вызовет больший дискомфорт. Стремление волевым способом победить маету и тяжесть усугубляет зажим и неприятный вкус жизни.

 

Если человек упорствует в своём решении достичь безмолвия во что бы то ни стало и продолжает игнорировать неудобство, сигналы тела видоизменяются: маета превращается в тяжесть и в лёгкую, но достаточно неприятную боль. Периодически идущие от тела болевые сигналы отвлекают внимание и прерывают сосредоточение. Человек начинает думать о том, как он сидит, бороться с мыслями о том, что медитация — это скучное и малоприятное занятие и что оно явно не для него, преодолевать всплывающие из глубины подсознания страхи о собственной болезни. Потому очень важно суметь правильно расслабиться во время медитации.

 

Когда болевые сигналы или ощущение тяжести сливаются воедино, тело превращается в жёсткую плоскую массу, которую человек несёт как неудобный громоздкий мешок. Ощущение телесной плотной формы, непроницаемой для тонких энергий, становится совокупным сигналом, идущим от плоти к сознанию медитирующего. Тело как бы говорит духу: «Я — иная реальность, тяжёлая, плотная, тёмная. С очерченной структурой, инородная для тонких энергий и не подчиняющаяся сознательной воле».

 

И, наконец, ещё одно препятствие для медитации со стороны тела — это чисто животные страсти, биологические потребности и позывы, возникающие именно в тот момент, когда человек садится с распрямлённой спиной и пытается остановить ум. Человек может почувствовать неудержимое желание есть, спать, зевать, может неожиданно начать ощущать зуд в какой-то части тела.

 

Нужно ли во время медитаций бороться с этими отвлекающими импульсами? Как расслабиться во время медитации ? Истина конкретна и всё зависит от ситуации и от силы телесного раздражителя. В каких-то случаях человек должен уступить телу и сделать то, что от него просит плоть — принять более удобную позу, одеться потеплее, почесать беспокоящий участок тела, зевнуть или, даже, прекратить медитацию и прилечь спать. В других случаях будет полезно внимательно понаблюдать за возникшим телесным сигналом как за чем-то очень интересным и посторонним, и тогда это ощущение постепенно растворится.

 

 Некоторые восточные традиции советуют не уступать телу и сохранять непреклонное медитативное настроение, попытавшись трансформировать энергию возникшего желания в поток восходящей силы. Конечно, подобное сопротивление должно быть тонким и не переходить в насилие над собой. В любом случае медитацией по достижению безмолвия на первом этапе должны управлять ваши сознание и воля, но никак не тело. Как бы оно не отвлекало ваше внимание на свои капризные сигналы, внимание должно словно ванька-встанька вновь принимать распрямлённую позицию и возвращаться к сознательно выбранному направлению.

 

Если вы хотите войти в безмолвие, успокойте насколько возможно свой ум, настроение, примите себя вместе с чувствованием тела как данность, не заводя жёсткой борьбы с теми ощущениями, которые вам не нравятся. Синхронизируйте ощущения тела, эмоций, ума. Максимально расслабьте своё тело, отпустив все мышечные зажимы. Если вы будете минимально настойчивы, минимальное успокоение и релаксация вам гарантированы.

 

Что нужно для того, чтобы расслабить тело в той степени, которая необходима для успешной медитации? В первую очередь, принять распрямлённую позу и расслабиться в ней. Для этого нужно мысленно провести через позвоночный столб прямую ось и прочувствовать каждый сегмент своего тела, как бы надетого на эту ось. Прочувствуйте упругость и крепость оси. Разделите в своём воображении центральную ось на три части: первую — верхнюю, включающую в себя голову и шею, вторую — срединную, охватывающую зону груди и третью — нижнюю, которой соответствует область живота. Поочерёдно прочувствуйте каждую из частей и мысленно ощутите, как они соотносятся друг с другом.

 

Затем расслабьте каждую из частей поочерёдно и объедините эти ощущения воедино. Сделайте несколько мышечных микродвижений теми участками тела и мышцами, которые не расслабляются и мысленно переместите высвободившуюся энергию зажима через ноги в землю. Добейтесь ощущения целостной расслабленности тела. Отпустите все мышечные зажимы и превратите ощущение тела в ощущение лёгкого воздушного облака. Пусть ваше тело станет невесомым, а границы его размоются и сольются с окружающим пространством.

 

 

При этом ваше сознание должно оставаться максимально ясным. Пусть это сознание ещё раз осмотрит новые воздушные ощущения в теле и убедится, что от него нет сигналов тяжести, боли и дискомфорта. Вы почти не должны чувствовать, что сидите на стуле, а стопы стоят на полу. Если же вы сидите на коврике, поджав ноги, или находитесь в позе лотоса, то тело не должно чувствовать поверхность, с которой соприкасается.

 

Можно расслабляться во время медитации, применяя самые разные приемы. Полезно представить и довести до отчётливого телесного ощущения, что процесс расслабления — это перемещение тёплой субстанции либо сверху вниз от мышц лица до мышц ступней, либо снизу вверх от ступней до головы. Если это нисходящий поток, он как бы «вымывает» мышечные зажимы и выводит из тела в пол. Человек немного помогает этому перемещению, делая мышцами микродвижения и подталкивая комок зажимов к ступням и земле. Если же это восходящий поток, то мышечные зажимы и напряжения, поднимаясь к голове, как бы испаряются в пространстве.

 

Когда храм тела будет готов, вы должны будете найти в своём теле пространство, которое сможет принять энергию безмолвия. Эзотерические учения говорят, что местом пребывания мистического звука безмолвия является сердце. Вибрация безмолвия живёт в секретной чакре сердца, но воспринять её может только пробуждённое сознание, уравновесившее внутренние энергетические токи и погасившее все звуковые вибрации и сигналы тела и ума.

 

Когда ощущение тела из плотного становится тонким, и вы сумели на длительное время остановить ум, то этим вы создаёте простор для вхождения в ваше сердце вибрации безмолвия. До тех пор пока тело не станет совершенно очищенным, свободным от зажимов и способным легко пропускать через себя тонкие энергетические потоки, вы не сможете войти в безмолвное состояние. Но подобная степень очищения возможна только в том случае, если помимо физического тела человек очищает ещё и эфирное тело.

 

Когда человек, как говорят книги Кастанеды, «теряет форму» физического тела (правильнее было бы сказать «ощущение формы»), то он переходит сознанием в другое измерение — в беспредельность, свободу, парение. Сознание из тела формы попадает в тело пространства. При этом меняется и само качество его сознания, уходит непросветлённый материализм, который заменяет более одухотворённое мировоззрение или, точнее говоря, мироощущение. Происходит, как утверждают даосы, «забвение» прежнего опыта, которое венчается безмолвием, стирающим все ненужные наслоения прошлого.

 

Попытаюсь описать свой опыт, позволяющий понять, как правильно расслабиться во время медитации? На определённом уровне медитативной  практики  мне стало абсолютно ясно: если у тебя слабое и ленивое тело, то ты не сможешь его по-настоящему расслабить. И тогда — прощай безмолвие! Постепенно я выработал систему физической тренировки и нового отношения к физическому телу. С моей точки зрения, тело должно быть не просто сильным и тренированным, а умным и живым, и не механичным, а пронизанным мыслью и ясным светом сознания. Тогда оно становится великолепным помощником для духа, настоящим трамплином для прыжка в безмолвие.

 

Я пришел к выводу, что во время погружения тело нужно растворять в энергетическом поле, убирать из поля сознания. В дальнейшем, обучая искусству медитации и группы, и отдельных людей, я всегда настаивал на том, чтобы они учились растворять телесные ощущения. Но если тело нужно как бы испарить из сознания, то сознание должно оставаться неподвижным свидетелем этого тончайшего алхимического действия. Я занимаюсь медитацией и расслаблением тела уже почти три десятка лет, и до сих пор не постиг до конца — что же такое релаксация и релаксационная энергия, и каков механизм исчезновения тела из сознания. Каждый раз я нахожу в этом процессе всё новые оттенки состояний. Думаю, что эти внутренние открытия не прекратятся никогда, ведь медитация — это бесконечное знакомство с собой, как я уже говорил раньше.

 

В ходе своей медитативной практики я пришел к мысли, что мне нужно пойти дальше испарения тела и заглянуть в глубину релаксационного облака. Что там, дальше? На ум приходили то мирок лилипутов Джонатана Свифта, то микромир в романах Беляева. Вспомнились также невероятно интересные опыты Ауробиндо Гхоша и Алфассы Ришар по проникновению сознания в самые потайные сферы бессознательного, о которых большинство людей не имеет никакого представления.

 

Подходя к этой сверхзадаче, я ощущал, что и плотное тело с его привычной суммой ощущений, и релаксационное облако, в которое тело превращается при погружении — всё это лишь разновидность экранов, закрывающих от наблюдающего сознания лик подлинной реальности. Про себя я называл эти экраны многослойным покрывалом Изиды. Первый слой — это внешний мир, плотная материя, фактура. Второй слой — это тело как часть внешнего мира, футляр, который мы по непониманию принимаем за наше «я» и отождествляем с ним свою личность. И, наконец, третий слой Изиды — это релаксационное облако, которым тело на некоторое время становится. Эти слои не совсем совпадают с традиционным теософским делением мира на семь уровней, но это то, что на сегодняшний момент я чувствую. Моя задача — выйти за их рамки.

 

Как правильно расслабиться во время медитации? В начале медитации я, как обычно, просканировал сознанием собственное тело и ощутил его не только как дом, где живёт моё «я», но и как «корку на сознании», оболочку, отделяющую меня от мира. Тело посылало бесконечные сигналы в мозг, назойливо напоминая о своей значимости. Пока я принимаю эти сигналы (покалывание, неловкость позы, тяжесть, мышечные блоки, дискомфорт от зажимов), то есть веду замаскированный диалог с телом, никакое безмолвие в принципе было невозможно! Потому я привычным образом прервал диалог и добился состояния релаксационного облака.

 

 Поскольку я имею многолетний опыт вхождения в транс, мне не нужно называть про себя все стадии погружения, как это советовали делать в динамической медитации буддийские мастера Таиланда. И вот, наконец, тело растворено, ум успокоен, и поле упругой мощной энергии принимает в себя моё растворенное тело-облако. Я собираюсь в точку в середине сердца и внутренне замираю, затаиваюсь, как перед прыжком.

 

Зачем я делаю это? Не всегда в процессе медитации можно понять свои собственные действия. Как я пойму потом, остановка нужна для подтягивания к моему телу-облаку большего количества энергии, чем у меня есть; ведь для прорыва на новый уровень осознания требуется очень много сил. Мне действительно удаётся притянуть энергии, и они начинают растворять релаксационное облако. Телесные ощущения тают. Мое тело-облако превращается в мощное силовое поле. Возрастает ясность видения и понимания своей полевой природы.

 

Но вот я начинаю чувствовать, что моя концентрация на точке в срединной части груди становится излишне жёсткой: это в концентрацию привычно включился ум с его нетерпеливым желанием ускорить результат. Его давящая сила мешает свободе восприятия. Несмотря на нагнетение энергий, вновь возвращается чувство своего тела со всеми его искривлениями и зажимами.

 

 Отследив проблему, я прекращаю точечную концентрацию и максимально расслабляю тело, стараясь вернуться к состоянию релаксационного облака. Вместо сосредоточения на точке теперь я расширяю сознание, отпускаю внимание в свободное плавание. Я превращаюсь в беспредельность, позволяю себе стать бесконечным пространством! Парадокс в том, что после концентрации это получается легко, естественно и радостно.

 

В какой-то миг в сознании вдруг неизвестно почему всплывает моё недавнее путешествие в Индию. Я сижу в сквере недалеко от центрального торгового комплекса в Дели — Палика-базара, и думаю вот о чем: после того, как я прикоснулся к индийской традиции и получил мощный духовный толчок в Гималаях, я непременно получу просветление.

 

 Воспоминание очень яркое, но я вижу себя со стороны  и это помогает мне расслабиться во время медитации. Я решаю не прогонять этот образ, а, храня тишину ума, по-новому взглянуть на его природу. Я представляю, что индийское воспоминание — это мираж, иллюзия, цветной сгусток тумана, за которым — священное пространство безмолвия. Как только я укрепил это видение внутри себя, образ растаял, и я постепенно попал внутрь нового мощного энергетического поля. Точнее говоря, я ощутил этим энергетическим полем самого себя. Это далось мне легко, потому что я перестал хотеть стать другим, я отпустил себя на свободу. Я ощущал тонкое и мощное вибрационное гудение и совершенно потерял границы своего тела. Я сам стал огромным поющим пространством… Это переживалось как великое и радостное освобождение.

 

 Интересно, что некоторое ощущение своего тела в виде опорной точки у меня осталось. Точнее говоря, оно вернулось: я почувствовал, что какой-то участок в животе полностью расслабился, стал полым пространством. Мой позвоночник казался мне бамбуковой флейтой с отверстиями-чакрами, которые рождают внутреннюю музыку. Эта музыка бесконечного высокого неба внутри — и есть моя истинная сущность. Причём и тело с полой трубкой позвоночника посередине, и отверстия-чакры, и звучащая музыка, и небо — всё есть одно! Я осознал, на какой периферии истины все мы находимся, влача привычное рутинное существование. По сути, все мы маргиналы, неприкаянные бомжи внутри себя самих, не ведающие своих владений. И это при том, что каждый — потенциальный богач, властелин целого мира!

 

Я никогда не забуду этой медитации.

 

Помимо релаксации необходимо подготовить тело, очистив его от ненужных шлаков — и биохимических, и энергетических. Иначе тонкая субстанция безмолвия не сможет пройти по зашлакованным энергетическим каналам организма. Одним из лучших методов такого очищения является голодание. Использовать этот метод можно по-разному. Некоторые специалисты по оздоровительным практикам считают, что лучше всего пользоваться мягкими и дозированными методами отказа от пищи, такими как, например, еженедельные голодовки на 24 или 36 часов подряд на выходные, по совету системы Порфирия Иванова.

 

Кстати, сходных воззрений придерживается православная традиция. Некоторые святые по средам и пятницам сидели на хлебе и воде, а иногда обходились без хлеба. Другие оздоровители духовной направленности убеждены, что организм современного человека настолько зашлакован, что нужно голодать от 7 до 15 дней. Есть и такие, кто считает, что столь длительный срок может негативно сказаться на здоровье, а если хочется оздоровительных процедур, то целесообразно заменить голодание диетой.

 

 

Когда я беседовал с некоторыми людьми, сочетающими практику медитации с очистительными процедурами, то все они признавали, что продолжительная диета улучшает медитативную практику.

 

После этого тело обретает новые свойства, делаясь способным пропускать через себя высокие и тонкие энергии. И, хотя я лично не пробовал голодать больше семи дней, но уверен, что любое сокращение пищи и увеличение количества ежедневно выпиваемой сырой воды не только оздоровит организм, но и приблизит человека к медитативным успехам. Ведь еда забирает не менее 40% энергии организма.

 

Потому-то во время болезни человеку никогда не хочется есть. Что касается достижения безмолвия, то я убежден, что правильно проводимое голодание ускорит наступление этого состояния в вашей жизни, только делать это лучше эволюционным, а не революционным путем. Правильно организованное голодание помогает  ответить на вопрос- как  расслабиться во время медитации?

 

Практика

Осознайте музыку тела

Закройте глаза, примите распрямлённую позу, вслушайтесь в состояние мышечных зажимов и уловите их рисунок. Попытайтесь перевести ощущения зажимов в некие тонкие сигналы. Подумайте и представьте, на какие звуки могли бы быть похожими эти сигналы? Как могли бы соотноситься между собой эти многочисленные звуки тела? Какие из них были бы громче, какие тише? Как бы они отличались по тональности? В какой общий фон они бы сливались? Попробуйте сделать несколько расслабляющих микродвижений различными мышцами, словно настраивающих струны музыкального инструмента на другой лад. Что изменилось в состоянии тела? Какие новые сигналы вы начали улавливать от него? В какую иную тональность соединились эти тонкие вибрации от различных участков тела?

 

Гаммы релаксации

Начните расслаблять каждую мышцу и участок тела всё более глубоко. Делайте осознанные микродвижения. Наведите луч внимания на конкретную мышцу, высветлите её изнутри, вызовите ощущение тепла. Поймайте своим сознанием внутреннюю вибрацию, живущую в каждой мышце, и переведите эту вибрацию в режим расслабления. Затем переходите к другой мышце, и так постепенно расслабьте всё тело. Можете сочетать расслабление с мысленным многократным повторением формулы — «лицо расслаблено», «шея расслаблена», «руки расслаблены», «туловище расслаблено», «ноги расслаблены».

Повторяя формулу, находите для этого наилучший ритм, сочетая повторение с усилением расслабляющей вибрации. Старайтесь ощутить, что постепенно всё тело наполняется однородной вибрацией расслабления. Проделывайте гаммы релаксации, соединяя в одно целое три элемента: высветляющее внимание, которое вы направляете на область мышечного зажима, концентрацию ощущения тепла и чувство расслабляющей вибрации, которая выпускает из этой области энергию напряжения.

 

Растворяющая тишина

Добейтесь ощущения, что всё ваше тело превратилось в легкое, однородное и почти не ощутимое энергетическое поле. Проверьте себя, чтобы от каждого участка тела шёл однородный сигнал. Представьте, что всё тело звучит как однородное энергетическое пространство, издавая тончайший насыщенный звон. Попытайтесь услышать внутри этого звона вибрацию тишины. Вслушайтесь в неё и почувствуйте, что ваше тело постепенно растворяется. Ощутите, что безмолвие пронизывает энергетическое поле вашего тела.

 

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой