Внутренний диалог. Как победить внутренний диалог?

 

Тот, кто слышал про внутренний диалог в сознании и хотел его остановить, наверняка встречался  с серьезным препятствием внутри себя. С чем мы сталкиваемся, когда начинаем более внимательно наблюдать за тем, что каждую секунду происходит в нашей голове, как только мы перестаём активно сосредоточиваться на решении повседневных задач?

 С хаосом мыслей, слов, образов и чувств, которые вращаются в пространстве сознания, повторяясь, чередуясь между собой и вступая в новые сочетания по самой странной и загадочной логике.

Кто запустил этот хаос в сознании отдельного человека и человечества, и с какой целью?

 Многие люди не последнего ума задумывались на данную тему, но, как правило, безуспешно.

Философы Запада скорее предпочитали думать, рождать теории и образы, объясняющие этот мир и жизнь, нежели постигать природу ума.

На Востоке относились к исследованию сути мыслительного процесса с куда большим уважением. Там не просто теоретизировали, но давали в руки людей реальные инструменты, позволяющие понять, что такое ум, какова его структура и почему он беспокоен.

Попробуем и мы использовать метод восточной интроспекции и заглянуть в глубинную лабораторию сознания, порождающую хаос мыслей. Что же предстанет перед нашим внутренним взором?

Самое первое, что человек осознаёт при начальном самонаблюдении — это то, что в его сознании идёт непрерывный разговор или некий внутренний диалог.

Как будто кто-то комментирует всё — и события жизни, и рождающиеся мысли, причём в беспорядочной и бессвязной форме.

Поток слов, фраз, мыслей, возгласов идёт практически непрерывно, иногда чуть громче, иногда чуть тише. Меняется скорость, интонация, эмоциональная окраска внутренней болтовни, но сама она остаётся константой сознания.

Кто и с кем ведёт беседу внутри нашего сознания? Ответить на этот вопрос непросто, даже если вы на какое-то время специально прислушаетесь к внутренней беседе.

Упорное самоисследование приведёт вас к пониманию того, что разговаривают некие внутренние голоса. Одни из них принадлежат вам, причём их несколько, и они относятся к вашим разным настроениям и граням вашей личности.

Другая группа голосов принадлежит посторонним людям — друзьям, врагам, знакомым. Как правило, эти голоса довольно значимы для вас и вы небезразличны к ним.

Вы можете их активно не любить, спорить с ними, но периодически вы как будто отождествляетесь с ними и говорите как бы от их лица.

Потом что-то в вас снова начинает говорить от вашей личности.

Наш ум, если прислушаться, напоминает транзисторный радиоприёмник, который говорит разными голосами, когда его настраивают.

Третья группа голосов принадлежит неизвестным людям, которые каким-то странным образом «влезли» в нашу голову и беседуют с нами на разных интонациях.

Но если бы ментальный хаос заключался просто в словесном фоне и какофонии внутренних голосов, то с ним было бы разобраться проще.

Помимо слов и фраз мелькают самые разные образы и картины, крутится калейдоскоп каких-то лиц, пейзажей и мест, где мы были и не были, предметов и световых пятен.

Подобный внутренний диалог  или радиорепортаж ментального центра превращается в своего рода кинофильм, снятый в жанре видеоклипа.

 Иногда всё это исчезает, и сознание на какое-то время погружается в серые сумерки психологического сна, а мы теряем ощущение непрерывности внутренней жизни.

Потом радиоприёмник включается, и тишина снова сменяется разговором в виде внутреннего диалога с воображаемым собеседником в незримом присутствии других зрителей и слушателей.

Зачем нам нести в своём ментальном пространстве огромное количество сора и образы людей, с которыми, оказывается, так важно довести до финала этот нескончаемый спор?

Казалось бы, совершенно ненужный лишний груз, но попробуйте от него избавиться с помощью волевого самоприказа. У вас ничего не получится, как бы вы не старались.

Причина неудачи состоит в том, что внутренний диалог — это неотъемлемая часть нас. Мы связаны с хаотичным ментальным пространством тысячью нитей и, по сути, являемся рыбами, привыкшими жить именно в этом мутном, постоянно бурлящем слое воды.

 Говоря на языке эзотерической философии, внутренний диалог представляет собой неуправляемый вихрь ментальной материи, вращающийся в его сознании со скоростью, индивидуальной для каждого человека.

Частично мы принесли этот вихрь из прошлых жизней, частично он создаётся хаотической субстанцией той части ноосферы, в которой мы поселились в данном воплощении.

Ментальная сфера планеты земля по большей части пребывает в состоянии хаоса.

Сознание каждого человека, воплощённого на земле, окружено этой пенящейся и бурлящей субстанцией и поскольку оно изначально во многом проницаемо и открыто всем энергетическим ветрам, различные влияния и потоки попадают внутрь ума и создают рябь мыслей.

Чтобы стать независимым от этой хаотической тонкой среды, человек должен научиться настолько дисциплинировать свой ум, чтобы он перестал пропускать через себя те тонкие волны и воздействия, которые для него вредны, либо избыточны.

Для этого полезно понять структуру ума, ведущего внутренний диалог и познать уровни  внутреннего диалога.

Если присмотреться и прислушаться к своему ментальному громкоговорителю в сознании, то, в первую очередь, человек столкнется с наиболее хаотическим слоем мыслей, своего рода ментальной пеной, отделяющей океан внутреннего сознания от внешнего мира.

 Следующий, более глубокий уровень диалога выявляет точки кристаллизации в общем пространстве хаоса.

Это основные темы, на которые человек любит размышлять.

Можно уподобить эти точки кристаллизации хаоса неким водоворотам или однотонным завихрениям в ментальном океане.

Но следует помнить, что за каждой мыслью, идеей, интеллектуальной программой стоит то или иное желание, мотив, эмоционально-волевая установка, требующая обдумывания и последующего воплощения в действиях.

Ум выступает в качестве посредника между внешним миром и желаниями, нацеленными на то, чтобы что-то из этого мира получить.

Он выбирает между различными мыслями наилучшие возможности для их осуществления. Диалог между собой и внешним миром ведут желания, а ум озвучивает и проясняет разные точки зрения и программы действий в виде образов.

Например, в человеке борются два желания — совершить дорогую покупку и стремление сохранить деньги. Когда возникает борьба мотивов, ум становится переводчиком их из подсознательно-энергетической сферы в сферу ясного сознания.

Он рождает доводы за ту и другую стороны, приводит аргументы, творит образы и сравнивает их.

И, наконец, ещё один уровень  внутреннего диалога, который происходит в сознании человека — диалог между разумом и телом.

Тело постоянно передаёт сигналы от самого себя и внешнего мира, с которым оно соприкасается, в нервную систему, в мозг и, в конечном счёте, в сознание.

Это сигналы удовольствия или неудовольствия, ориентировки, оценки окружающей обстановки, оповещения о физиологических потребностях, наконец, непрерывный сигнал подтверждения своего бытия и структуры (в психолого-психиатрической науке предпочитают говорить о «схеме тела»).

Телесные сигналы вынуждают ум всё время реагировать на физиологические импульсы, думать о том, почему болит правая нога или мечтать о вкусном обеде, если тело проголодалось.

Интенсивный диалог с телом и привычка уступать его нетерпеливым приказам формирует у человека материалистическое мировосприятие и эгоистическое самоощущение, и затрудняют достижение безмолвия.

Внутренний диалог непросветлённого человека во всех своих формах и проявлениях создаёт тонкие психоэнергетические шумы, которые для восприимчивого сознания посвящённого, духовного мастера и йога сливаются в один негативный фон, заглушающий голос безмолвия.

Чем интенсивнее проходит этот диалог, тем сильнее разобщённость человека со своим внутренним душевным существом. Если вы хотите приблизиться к безмолвию, ищите возможность остановить  внутренний диалог.

Настоящая остановка внутреннего диалога означает синхронизацию работы тела, дыхания, эмоций и ума в единое тонкое ощущение, при котором человек на какое-то время перестаёт воспринимать эти части самого себя как нечто отдельное и живущее само по себе.

Зададим себе вопрос- а зачем в принципе надо останавливать внутренний диалог, для чего нужно затрачивать немалые усилия и что человек получит на выходе?

Как человек, занимающийся медитативной практикой уже 30 лет выскажу свои соображения на это счет.

Что будет с человеком, который не будет заниматься этой практикой и чей ум останется хаотичным?

С ним не будет ровно ничего, он не заболеет и не умрет и необязательно попадет в ад за ментальный хаос. Просто ему будет работать также беспорядочно как работал прежде. А это приведет к тому, что такой человек врядли достигнет чего-то значительного в любой умственной сфере.

Ведь какие-нибудь поэты или художники, которые никогда не занимались медитативной практикой от природы умели впадать в самозабвенный творческий экстаз,  при котором ум на время останавливался и они постигали какие-то великие истины, включали интуицию, запускали творческое воображение.

Но унылый чиновник или исполнитель, живущий «без божества, без вдохновенья» никогда не узнает ничего великого и глубокого, а будет довольствоваться поверхностными, банальными истинами.

Кроме того, человек, не умеющий останавливать свой ум будет лишен избытка жизненной силы, помогающей ему осуществлять серьезные жизненные задачи.

Остановка внутреннего диалога дает человеку большие возможности.

1.Она дисциплинирует ум и мышление, помогая тому, кто это научился делать мыслить гораздо более четко, чем обычный человек.

2.Она помогает человеку видеть себя гораздо более точно и глубоко.

3.Она увеличивает психоэнергетику человека и делает его намного здоровее и сильнее.

4.Она включает в человеке канал интуитивного познания, помогающий понять  свое запутанное внутреннее состояние

5. Она помогает человеку приблизиться в духовному миру.

Потому попробуем понять, как можно остановить внутренний диалог.

 Один из самых эффективных методов остановки внутреннего диалога подсказал мне один опытный последователь Кришнамурти.

У нас состоялся доверительный разговор, во время которого мы делились друг с другом опытом медитации. Я рассказал ему о своих трудностях в остановке внутреннего диалога с помощью воли.

В ответ он посоветовал мне попытаться понять природу ума. — Но я и так знаю, что она неустойчива в непросветлённом состоянии и пустотно-неподвижна в просветлённом, — ответил я. — Как конкретно мне поможет это понимание остановить ум?

Мой собеседник, подумав, ответил, что, вполне возможно, я не понимаю этой причины до конца.

Нужно не просто опустошать ум, но пытаться постичь его природу и устройство, внимательно наблюдая за тем, как рождаются мысли. Когда увидишь, что такое ум, то поймешь, как остановить его работу — то самое жужжание внутреннего диалога, которое мешает безмолвию.

Под влиянием этого разговора я ещё раз перечитал всех авторов, которые говорят об остановке ума. Кришнамурти, Вивекананда, Йогонанда, Ауробиндо, Кастанеда, Рам Дасс…

Помимо них я посмотрел и классику духовного пути — православных старцев, буддийских мастеров, книги Агни Йоги. Из вычитанного понял, что в литературе и духовной практике существует два основных метода остановки ментального диалога.

 Первый предполагает тонкое давление на мысль и постепенное подавление любых видов мыслительной активности с помощью мягкой воли.

Другой основан на методах внимательного исследования ума и отстранённого наблюдения за возникающими в уме мыслями.

Я периодически прибегал к обоим методам, считая и тот, и другой путь весьма эффективным. Совет последователя Кришнамурти предполагал усилить самонаблюдение осознанием того, что ты наблюдаешь.

Когда я более глубоко задумался об этом виде самонаблюдения, то увидел, что оно несколько отличается от большинства методов «осознания без выбора», рекомендуемого многими современными авторами.

На первый взгляд «понимающее наблюдение» менее свободно, нежели рассматривание себя без всякой установки.

 С другой стороны оно весьма близко к гурджиевской идее самовспоминания и отличается от неё лишь смещением акцента с фокусировки внимания на своём «Я» (самовспоминание) на внимательное изучение своих мыслей и порождающего их ума.

Когда я попробовал пронаблюдать поток своего сознания другим, «понимающим» способом, то поразился, насколько разнятся оттенки ощущений.

Во-первых, начинаешь видеть, что внутренний диалог, происходящий между различными частями и структурами самого себя (например, между телесными ощущениями и чувствами) на самом деле происходит в голове.

Именно мозг опознает сигналы, идущие от тела. Если он перестанет это делать, мы просто не сможем их распознавать. Именно голова вешает на любые ощущения ярлык «приятное- неприятное».

 Во-вторых, понимание позволяет понять, что же такое наш ум, и почему он непрерывно порождает мысли.

До тех пор пока я не проделал эту работу, я не понимал слова об уме, которые говорили нам в индийском ашраме. «Ваш ум — это очень-очень древний ум, сущность которого изменчива, и который всегда будет искажать реальность», — объясняли нам монахи, проводившие занятия. Тибетские ламы сравнивают ум с нечестным политиком, который постоянно лжёт.

Мне, человеку с крепким менталом и хорошей логикой, подобные определения ума казались преувеличением.

Однако после того, как я рассмотрел свой ум пристальным понимающим взглядом, я увидел, что за логическими структурами скрывается какая-то неуловимая, летучая, постоянно искажающая реальность основа.

Скользкая, словно медуза, неустойчивая, как ребёнок, который учится ходить, эта основа ума по своей сути является иллюзией.

Природа её такова, что она не может не двигаться, непрерывно порождая волны мыслей. И эта вечная рябь дробит и искажает отражение истины в зеркале сознания.

Как только поймешь и проживешь эту истину, помогающую увидеть, что есть ум, то он начинает успокаиваться.

Хаотический внутренний диалог утихает, возвращается природная целостность сознания, и ты всем своим существом вступаешь в совсем иной диалог с Всевышним, с Божественной Природой, с Космосом.

Даже частичная остановка внутреннего диалога на какое-то весьма ограниченное время уже даёт весьма важные результаты.

У вас появляется способность видеть глубинный ландшафт своего сознания, который всегда был закрыт от вас «серыми тучами» ваших клубящихся мыслей.

Вы начинаете проникать в самого себя, а значит, повышается управляемость всех психических процессов и состояний.

Жизненная энергия, бесплодно теряемая во время внутреннего диалога, нередко проявляющегося как война с собой, начинает накапливаться.

Ваше сознание, до этого напоминавшее российский парламент, с его бесконечными изнуряющими дебатами, становится упругим целостным полем, цветущим царством или монархией духа.

Трудно остановить внутренний диалог полностью — это уже будет остановкой колеса Сансары. Но сделать первые шаги к остановке вполне возможно. Вы быстро оцените преимущество этого состояния.

Фиксация внутренней болтовни

Это упражнение можно принять и в статической, и в динамической медитации. Первое, с чего нужно начать — фиксация внутренней болтовни.

Прислушайтесь к тому, что происходит у вас под черепной коробкой. Когда вы заняты какой-то механической работой, то вы можете не услышать никакого диалога внутри себя.

Это же касается и ситуаций активного вашего общения, когда ваше внимание направлено на собеседников и просто не может ничего слышать.

Тем более, если у вас нет никакого опыта в самонаблюдении. Сделайте небольшое усилие над собой и на некоторое время отключите внимание от внешнего мира. Прислушайтесь к себе и к своему сознанию.

Вы обязательно поймаете себя на внутренней болтовне, которая происходит внутри вас сама по себе, без какого-либо участия в вашей голове. Попробуйте услышать интонацию, с которой в вашем сознании произносятся разные слова и обрывки фраз.

 Кто говорит внутри вас?

Следующий уровень вслушивания во внутренний диалог — определение говорящих внутри вас голосов или персон.

Кому принадлежат эти голоса?

Кто говорит от вашего или от своего имени у вас в голове?

Попытайтесь понять, сколько у вас внутренних собеседников?

О чем они говорят и спорят?

Каковы их позиции?

В какую сторону направлена их воля?

Наблюдайте за собой, слушайте себя и пытайтесь понять, из чего вы состоите?

Постарайтесь уменьшить громкость

Вслушайтесь в себя и определите степень громкости голосов, говорящих внутри вас. Если они говорят очень громко и даже кричат в вашей голове, спросите их — почему они это делают?

Разве другая субличность и часть вас не слышит того, что говорит другая часть? Представьте, что вы слушаете радиоприемник, где идет передача и громко говорят одновременно несколько собеседников.

У вас есть прекрасное средство уменьшить громкость звука — повернуть ручку приемника. Вообразите, что вы и сейчас держите руку на этой ручке и поворачивая её, вы как будто удаляете звук от себя и делаете его тише.

Поверните ручку и уменьшите громкость настолько, что источник звука со всеми голосами как будто бы отдалился на несколько метров от вас.

Настройтесь на ощущение, что внутренний диалог становится все тише, и постепенно голоса сливаются в единый слабый гул, в котором невозможно различить смысл произносимого. Продолжайте уменьшать громкость внутреннего диалога насколько это возможно.

Поймите природу ума

Начните пристально наблюдать за состоянием своего ума. Очертите пространство, где действует ум. Это не только голова, но и область эмоций, идущих из зоны туловища и нижних чакров.

Энергия желаний и эмоций поднимается вверх в область головы и влияет на работу ума. Внимательно пронаблюдайте за тем, как происходит эта работа, стараясь проникать в самую сердцевину ума и его глубинную основу.

Спрашивайте себя, что такое ум? Для ответа на этот вопрос попробуйте остановить сферу эмоций и желаний и сосредоточиться на ментальном пространстве.

Если вы будете последовательны и упорны, то вы не найдете в уме ничего, кроме открытого пустого пространства.

Так, медитируя на уме, вы постепенно откроете знаменитую чаньскую истину — природа ума есть пустота. Это помогает вам лучше остановить внутренний диалог.

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой