Как управлять умом и обуздать ментальный хаос. Методы и приемы
Это препятствие напоминает постоянно отодвигающуюся стену, которая стоит перед искателем, преграждая ему путь к вершине.
Она способна свести с ума недостаточно терпеливого человека. Иногда хаос мыслей, неподдающийся никакой дрессировке, захлестывает сознание весьма подготовленного искателя с такой силой, что тот начинает думать о своей полной несостоятельности.
О труднооборимой природе шаткого манаса — хаотического человеческого ума — говорят практически все духовные учения: от Бхагавадгиты и Йоги Патанджали до Ауробиндо Гхоша.
Сам Рамакришна, сын Бога, пришедший на Землю с высочайшей миссией — своим практическим опытом призванный подтвердить единство всех религий мира, — сумел остановить ум и погрузиться в самадхи только после жесткого метода, к которому прибегнул его суровый учитель Тотапури.
Он пронзил гвоздем его переносицу и заставивший его таким способом отключиться от всех иных ощущений и мыслей.
Что же говорить о начинающих эзотериках, если даже такие корифеи святости и гиганты духа не могли победить эту неуправляемую силу!
Хаотическое состояние ума, в пространстве которого подобно морским волнам плещутся преимущественно бессвязные мысли, — это принцип существования ментального тела на данной стадии эволюции человека как homo sapiens.
Даже высоко талантливые и высоко интеллектуальные люди, способные к прозрениям и совершению открытий, в моменты, когда они перестают целенаправленно думать над своими творческими проблемами, впадают в сноподобное состояние ментального хаоса.
Правда, это продуктивный хаос, из которого в конце концов рождается космос их прозрений, ярких идей, образов и творческих мыслей, в отличие от непродуктивного хаоса, царящего в уме обывателей, неспособных породить ничего созидательного и достойного.
Хаотические поля индивидуальных сознаний и умов объединяются в единый планетарный ум, общее ментальное тело человечества, в котором нет жестких границ между умами отдельных людей, и потому одни и те же мысли свободно циркулируют от человека к человеку.
Во время моего пребывания в индийском ашраме Сатья-Лока нам говорили о том, что в каждом их нас действует единый древний планетарный ум, словно покрывало набрасываемый на мир и препятствующий точному видению реальности.
В течение последних двенадцати лет я провел множество курсов, семинаров-тренингов и школ, обучающих медитации, через которые прошли тысячи людей.
Многие люди, пытавшиеся вступить на духовный путь, сходили с дистанции, причем нередко причиной отступления была неподдающаяся тренировке хаотическая природа ума, препятствующая приближению медитативного состояния.
Я много раз задумывался: почему это так трудно — остановить ум, и почему Высшие Силы не торопятся облегчить духовным искателям эту задачу?
По-моему, существует несколько причин, объясняющих непокорность ума.
Во-первых, полезно не забывать, что остановленный спокойный ум — это мощнейшая энергия, которая наполняет человека и делает его во много раз сильнее, чем прежде.
Если нравственно неочищенный человек без труда овладел бы этим невероятно сильным оружием, легко представить себе, к каким ужасным последствиям и для других людей, и для него лично это бы привело.
Во-вторых, есть и другая причина, связанная с первой. Восточная традиция называет человеческий ум «кама-манасом», то есть умом желаний. В этом названии подчеркивается служебная роль ума, обслуживающего желания и выступающего в качестве посредника между ними и внешним миром.
Пусть и с трудом, но на какое-то время можно остановить бегающие мысли.
Но остановить мысли, утихомирив порождающий их ум и одновременно победив желания (по крайней мере, низшие) очень и очень сложно.
Когда ученик всерьез сталкивается с проблемой победы над собой, предполагающей глубинное самопознание и преображение своей низшей природы, он начинает воочию видеть, насколько важно для него овладение собственным умом.
До тех пор, пока беспокойное движение мысленных волн не улеглось в его сознании, которое не пронзила «остановка мира» (в терминологии Кастанеды), ни о каком просветлении и даже слышании Голоса Безмолвия не может быть и речи.
Но без достижения этого состояния как вехи пути, свидетельствующей об углублении контактов ученика с Высшим Началом, человек так и останется заключенным в клетку своего эгоцентризма и относительного «я».
Поскольку сам ум человека является инструментом, необходимым для познания внешнего мира и совершенно излишним для познания внутренних глубин духа, то ученик должен научиться идеальным образом использовать этот инструмент.
Если ситуация требует, чтобы вы думали, размышляйте на необходимую тему активно, энергично, изобретательно и целеустремленно.
Если проблема решена, и у вас есть пауза для отдыха и наполнения ума освежающей энергией, не торопитесь захламлять его хаотическими образами и идеями, которые в избытке подбрасывает вам окружающая жизнь.
Положите этот инструмент на полку, чтобы, как говорится, отдохнул металл: войдите в состояние спокойствия и побудьте некоторое время в тишине.
Тогда волны ума остановятся, и он сможет гораздо более точно, без ненужных искажающих эмоций воспринимать окружающую действительность.
Кроме того, успокоенный ум открывает сознание для восприятия тонкого мира и вбирания в себя высоких духовных энергий, которые пронизывают духовное пространство.
Капля, успокоившая внутренние движения и хаос, делается прозрачной и открывает себя навстречу безмолвной мощи океана.
Неустойчивую природу ума хорошо понимали тибетские буддисты. Известный мастер Согьял Ринпоче в своей работе «Книга жизни и практики умирания», писал:
«У ума есть множество сторон, но две из них наиболее выделяются. Первая — это обычный ум, который тибетцы называют сем. Один из мастеров дает ему такое определение:
“То, что обладает разным осознанием, то, что имеет чувство дуалистичности, что цепляется за что-то вне себя или отвергает его — это ум.
В своей основе это то, что может связываться с «другим» — с любым «чем-то», что воспринимается как отличающееся от того, кто воспринимает”.
Сем — это перескакивающий с одного предмета на другой, дуалистичный, думающий ум, который может действовать только в отношении к проецируемой и ложно воспринимаемой внешней точке отсчета.
Итак, сем — это тот ум, который думает, строит замыслы, желает, манипулирует, который вспыхивает гневом, который создает волны отрицательных эмоций и мыслей, потакая своим прихотям, которому необходимо все продолжать и продолжать делать утверждения, оценки, подтверждать собственное “существование”, переживая па опыте выделение отдельных деталей, создание идей и понятий.
Обычный ум является непрестанно переменяющейся и не могущей перемениться жертвой внешних влияний, привычных склонностей и воспитания. Мастера сравнивают сем с пламенем свечи, стоящей на пороге открытой двери, уязвимым всем ветрам обстоятельств.
Если рассматривать сем с одной стороны, то он предстает мерцающим, нестабильным, все время за что-то цепляющимся и бесконечно занятым не своими делами; его энергия расходуется на проецирование вовне.
Иногда я думаю о нем, как о мартышке, что непрестанно перескакивает с ветки на ветку.
Однако если рассмотреть его с другой стороны, обычный ум отличается фальшивой, тупой стабильностью, самодовольной и направленной на его собственную защиту инерцией, каменным спокойствием глубоко внедрившихся в него привычек.
Ум столь же хитер, как нечестный политик, скептичен, недоверчив, очень умело обманывает и притворяется. Джамьянг Кхьенце писал, что он “чрезвычайно изобретателен в жульнических играх”.
И именно в пределах переживаемого на опыте этого хаотичного, находящегося в замешательстве, недисциплинированного и повторяющегося сема, обычного ума, мы вновь и вновь претерпеваем изменения и смерть.
Но есть еще сама природа ума, его глубиннейшая сущность, которая абсолютно не затрагивается ни изменениями, ни смертью.
Сейчас она скрыта внутри нашего собственного ума, сема, окружена и закрыта умственной поспешной путаницей наших мыслей и эмоций.
Но как облака могут быть рассеяны сильным порывом ветра, открывая сияющее солнце и широкое просторное небо, также, при некоторых особых условиях, вдохновение может открыть нам проблески этой природы ума.
Эти проблески могут быть разной глубины, разной степени, но каждый из них даст какой-то свет понимания, смысла и свободы.
Это происходит благодаря тому, что природа ума является самым корнем понимания.
По-тибетски мы называем эго Ригпа — первичное, чистое, незапятнанное осознание, которое одновременно разумно, понимающе, светло и постоянно бодрствует. Его можно назвать самим знанием о знании.
Не делайте ошибку, воображая, что природа ума относится исключительно только к нашему уму. Фактически это природа всего. Не будет слишком сильным утверждением, что осознание природы ума — это осознание природы всего сущего».
Конкретные методы остановки ума
Чтобы преодолеть это препятствие, духовный искатель и тем более ученик, независимо от того, к какой традиции он ближе, должен сделать несколько шагов.
В первую очередь, примите непреклонное намерение сделать все, чтобы научиться управлять своим умом, что предполагает:
— умение пристально и безоценочно наблюдать за течением мыслей;
— умение останавливать их и удерживать их как можно более долго в неподвижном, спокойно-безмолвном состоянии;
— умение концентрировать мысли и ум на каком-либо объекте и даже сливаться с ним;
— умение легко и свободно переключать внимание.
Вы должны научиться делать это во чтобы-то ни стало.
Важный метод овладения умом — привязывание его к каким-либо естественным процессам, таким как ходьба, движения, дыхание.
Присоедините внимание ума к процессу дыхания, внимательно наблюдая за тем, как у вас ритмично расширяется и сужается грудная клетка, надувается и расслабляется живот, входит и выходит из ноздрей воздух.
Это поможет вам накопить энергию, поскольку сознание, сосредоточенное на дыхании, которое само по себе является мощным энергетическим процессом, начинает извлекать из воздуха скрытую в нем энергию — прану.
Энергетически заряженный ум легко и без напряжения можно удерживать в состоянии спокойствия. Ненужные мысли выветриваются из ментального пространства.
Еще один эффективный способ овладения умом: перемещение его из пространства головы в любую зону тела — в живот с центром дань-тянь или в область груди с центром анахата.
В узком пространстве головы уму всегда тесно и по большому счету дискомфортно. К тому же он не получает там достаточного импульса живительной энергии.
В других энергетических центрах и зонах энергии значительно больше, и она несколько иного качества.
Потому полезно соединять, например, умственную энергию с эмоциональной или, как советуют даосы, отпускать тяжелое умственное внимание из головы в центр жизненной силы, находящейся в центре нижней части живота.
Если удастся оторвать внимание или ощущение «я» от сферы головы, то постепенно человек начинает выбираться на свободу. Это поможет остановить ум и повысить психоэнергетический потенциал.
Некоторые традиции, например ряд школ буддизма, а также Кришнамурти, предлагают метод, основанный на понимании глубинной неустойчиво-иллюзорной природы ума.
Он основан на пристальном всматривании в пространство ума и попытке увидеть рождение мыслей в самый момент их зарождения и понять, почему они рождаются.
Если ученик научится делать это упражнение и станет применять его как можно чаще, он поймет, что ум вместе с мыслями — это иллюзия, и все его движения и прыжки также иллюзорны, поскольку они помещены в гигантский континуум свободы и пустоты.
Тогда ум останавливается и сознание сливается с пустотой.
Сходный метод остановки ума восходит к йоге и основан на созерцании Бога.
Поскольку главный атрибут Бога — это то, что он есть, а значит его бытие постоянно, то созерцание Божественной Реальности в ее постоянстве, свет которой просвечивает сквозь непостоянство проявленного мира, успокаивает и постепенно останавливает ум.
Ментальные волны замирают, мысленная поверхность становится ровной, словно гладь неподвижного озера, и в нем начинает отражаться свет Божественной Реальности.
Методов остановки ума очень много. Некоторые из них, восходящие к суфийской и дзэнской традициям, основаны на парадоксах, внезапное столкновение с которыми выбивает ум из его привычного сонного шевеления в пространстве головы и вызывает состояние, близкое к шоку.
Именно в момент короткой ментальной неподвижности, возникшей под мощным воздействием силы неожиданности, на человека может снизойти озарение — оцепеневший ум перестанет мешать прохождению более высоких энергий.
Мало узнать правильные методы остановки ума — важно научиться их правильно применять. Мой опыт показал, что при работе с умом духовный искатель обычно делает две самые распространенные ошибки.
Он либо не дорабатывает над собой, в результате чего ум оказывается сильнее его неустойчивого внимания, либо перерабатывает, вкладывая в личную практику по остановке ума столько усилий, что это начинает вредить духовному развитию человека, который просто отучается мыслить.
Иногда ученик начинает отождествляться с каким-либо одним методом, в результате чего его развитие становится однобоким.
Я знал одного раджа-йога, который настолько интенсивно давил на свою мысль, стремясь остановить ум, что в итоге притупил остроту ментального восприятия мира и теперь не может прочитать больше трех страниц текста.
Человек жил с хаотичным умом многие годы, а теперь пытается обуздать его в течение нескольких месяцев и с обидой видит, что высоких результатов пока нет, потому что на все требуется время.
Блаватская утверждала, что за редчайшими исключениями, лишь подтверждающими правило, быстрые результаты в подобных случаях невозможны, так же как невозможно заставить благоухать бочку, в которой много лет находилось масло из-под сельди, ароматом нектара, налитого час назад.
У некоторых людей нет возможности подолгу заниматься сидячей медитацией и потому они сразу ставят крест на своих попытках все-таки научиться останавливать ум.
Но помимо статической медитации есть динамическая, во время которой тоже можно эффективно учиться этой важнейшей практике.
Главное, чтобы у человека было устремление к овладению собой и своим умом. Остальное все приложится.
Тема для самостоятельной медитации
Пронаблюдайте за волнами беспокойного ума. Займите своим наблюдающим «я» неподвижную, внутренне комфортную точку в психологическом пространстве.
Попробуйте понаблюдать за дыханием, и тем самым укрепить позицию наблюдателя.
Затем попытайтесь легко останавливать волнующийся ум, тонким волевым усилием выравнивая игру хаотических волн.
Добейтесь полной неподвижности своих мыслей и состояния чистой прозрачности мысленного экрана. Замедлите дыхание, оставив его на уровне очень тонких, едва заметных колебаний.
Поддержите такое остановившееся состояние ума в течение нескольких минут в одной и той же точке без движения, а затем отпустите его.
Почувствуйте, что при серьезных усилиях, вы в конце концов сможете не только остановить ум, но и успешно переключать его с объекта на объект, а значит, сумеете свободно управлять ментальными процессами.