Личный успех, деньги и патриотизм. Особенности национального отношения к деньгам и богатству
Деньги – это единственное, что не позволяет холодному миру кричать нам: “Эй, ты!”
Уилсон Мизнер
Социалисты считают пороком получение прибыли, а я – получение убытков.
Уинстон Черчиль
Добродетель – выгодна.
Либаний, древнегречекий оратор
Парадокс нашего национального отношения к деньгам - в том, что жители России не воспринимают личный финансовый успех, как общий, а подсознательно убеждены, что обогащение и патриотизм - это противоположные и даже враждебные друг другу понятия.
У нас люди убеждены, если кто-то заработал деньги, значит, чаще всего, украл.
На Западе, особенно в Америке, бизнесмены куда патриотичнее: "мой бизнес приносит пользу моей стране".
Там считают, что финансовый успех нации складывается из суммы индивидуальных трудовых усилий отдельных людей или их групп, сложившихся в фирмы и корпорации.
Патриотический настрой помогает удержать свободно циркулирующий капитал от "убегания" за границу.
Поэтому на Западе, где люди гордятся традиционной приверженностью законами, значительно выше, чем у нас, собираемость налогов.
Кроме того, там модно покупать свои товары - продукты, одежду, технику, автомобили.
Причем, дело не столько в качестве (хотя оно традиционно достаточно высокое), сколько в национальной идее поддержки отечественного производителя. Чем он успешнее, тем выгоднее стране.
Этот же принцип положен в основу деятельности крупных корпораций. Хоть они транснациональные, но обслуживают, прежде всего, интересы той страны, где находится их главный офис. Что выгодно “Дженеральс Моторс”, то выгодно и Америке.
У нас - все наоборот. Индивидуальное предпринимательство, малый и средний бизнес чаще всего воспринимается самим человеком как нечто временное, случайное и полузаконное - с них меньше налоги.
А крупные российские корпорации работают не на страну, а на себя.По- крайней мере еще недавно работали.
Что было выгодно ЮКОСу или РАО ЕС, почти никогда не было выгодно России. И пока не найдена формула национального единства, соединяющая интересы предпринимателя и государства, вы можете относительно честными способами , разумеется, добиться серьезного финансового успеха, но при этом не будете чувствовать себя уверенно.
Ибо вы - чужой своему народу, вы не защищены от посягательств на свое имущество, вас ненавидят, вам завидуют, вам желают разориться.
Какая уж тут удовлетворенность! Как признался мне один весьма состоятельный человек: “Невозможно быть богатым и счастливым в нищей стране”.
Что же делать? Это тоже внутренняя проблема, которую вам придется осознать для себя.
Народу, прошедшему через чудовищные испытания, через смуты, потрясения, голод, лагеря, тяжелейшие войны и разруху - прекращать киснуть по кухням в тяжелых раздумьях о своей горькой доле, и учиться зарабатывать иным, более достойным способом, чем торговля в лавочках, принадлежащих выходцам из малых братских республик.
А российскому предпринимателю - не бояться ставить перед собой самые амбициозные цели, которые при этом должны выходить за пределы личного материального обогащения, и обслуживать интересы своей страны, своего народа.
Если страна сохранится как целое, как сильное и независимое государство, то сохранится и ваш бизнес.
Даже конкурируя друг с другом, помните об этом. Пусть вам служат примером русские купцы и заводчики - люди серьезные, предприимчивые, но при этом порядочные и глубоко патриотичные.
Личный успех каждого укреплял благосостояние страны в целом. Возьмитесь за эту задачу энергично, весело, с азартом.
Старайтесь, чтобы ваш бизнес не был изнурительной и стрессогенной гонкой за наживой. Все, что вы делаете, должно быть живым и увлекательным процессом - в некотором смысле, творческой игрой.
Поскольку в ближайшие годы мы обречены на рынок и острую конкурентную борьбу с заказными производителями и компаниями, которые неизбежно придут к нам после вступления в ВТО, котрое весьма вероятно необходимо овладеть наукой финансового успеха.
Конечно, современное экономическое образование – большое подспорье для крепкого бизнеса, но если вы не перестроите свою практическую психологию, теоретические знания вас не спасут.
Эта книга даст вам методику развития нужных для предпринимателя качеств, поможет выйти в бурную рыночную стихию не утлым челночком, а крепким и непотопляемым фрегатом.
Тем более, что сегодня возможности для этого более благоприятны, чем несколько лет назад. Образованные люди учатся уважать себя и свой труд, постепенно вновь обретают подорванное реформами чувство собственного достоинства.
Психологически средний класс у нас уже сложился, хотя по уровню доходов его представители пока не могут конкурировать с западными.
Но внутренняя динамика, готовность учиться и совершенствоваться, заряд мужества и оптимизма, как результат социальных свобод, позволяют нашему миддл-классу использовать малейший сдвиг к лучшему для того, чтобы и самим выйти из нужды, и оздоровить атмосферу в обществе.
Небольшой, но явный рост благосостояния, во всяком случае, в крупных городах - это факт. Как психолог, я возлагаю большие социальные надежды именно на этот бодрый, деятельный и верный собственной стране слой общества.
И хотя кризис сильно подрубил корни нашего младопредпринимательства, робкая надежда на его возрождение становится все более реальной.
Сегодня каждый, если захочет, может совершить реальный рывок из мира нищеты, улучшить свое качество жизни, помочь своим близким.
И если при этом он будет прозводить законными средствам какой-либо полезный продукт - это и станет его небольшим вкладом в национальную копилку. Когда такую попытку сделает каждый, выиграет вся страна.