Навыки предпринимателя
Собственно говоря, эти восемь навыков предпринимателя имеет смысл “добирать”, совершенствовать и шлифовать всю жизнь.
Но если вы собираетесь заниматься свободным предпринимательством самостоятельно, и готовитесь пуститься в свободный полет, прежде вы должны пройти ПУ, научиться этим вещам на приличном уровне “уверенного пользователя”.
Они понадобятся вам в любом положении –
и в самостоятельном бизнесе, и в успешной карьере в серьезной компании, и в творческой работе “на себя”.
1. УЧИТЕСЬ ПЛАНИРОВАТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ. «РЕШИЛ-СДЕЛАЮ!»
Первое, чему вам непременно необходимо научиться – это умение планировать, а затем реализовывать свой бизнес-план, добиваясь намеченных результатов.
Это базис вашего успеха в овладении навыками предпринимателя.
Ваш план наверняка будет иметь несколько уровней – от самого широкого и общего до сжатого, предельно конкретного, с точно прописанными пунктами, сроками и цифрами.
План-максимум и план-минимум.
Последний – важнее. Его вам предстоит облечь в плоть и заставить приносить выгоду в тех временных рамках, которые вы наметите. Поэтому прорабатывайте все пункты чрезвычайно тщательно – ведь вам их и реализовывать. Продумывайте их последовательность.
Советуйтесь с опытными деловыми людьми, с юристами, с экономистами, и особенно – с теми, кто недавно начал свой бизнес и уже преуспел в нем.
Пусть умение планировать и воплощать планы в жизнь распространяется на любые ваши дела, включая мелкие бытовые. Решил – значит сделаю. И никаких там “я передумал”!
Планы – ничто, планирование – все. Хельмут фон Мальтке.
Только имея программу, можно рассчитывать на сверхпрограммные неожиданности. Кароль Ижиковский.
2. РАБОТАЙТЕ СВЕРХ НОРМЫ
Возьмите за правило всегда делать по службе чуть больше, чем этого требуют ваши обязанности. Это один из главных навыков предпринимателя, которым вы хотите стать.
Будьте на шаг впереди любого из сослуживцев. Добровольно взваливайте на себя все трудные задания.
Пусть ваш рабочий день всегда длится дольше, чем у коллег, которые так и рвутся расслабиться после работы.
Абсолютно добровольно, без тени подобострастия, и за бесплатно! Можно, к примеру, предложить кому-то разбирать и сортировать всю его корреспонденцию, отвечать на часть писем.
При этом дайте ему понять: это не для того, чтобы выслужиться - просто вы учитесь вести дела.
А на самом деле, вы вырабатываете в себе привычки босса, руководителя – правда, вслух этого говорить не надо.
Впрочем, если “дядя” умен, он и так все поймет и оценит.
Ваша задача - выработать важнейший навык предпринимателя – самоорганизацию и собранность.
Все боссы всегда перерабатывают, имеют рабочий день на 2-4 часа дольше, чем любой из подчиненных.
Устройте себе хороший босс-тренинг.
Чтобы победить самые тяжелые страдания, есть два средства: это опиум – и работа. Генрих Гейне
Труд создает некую мозолистую преграду против боли. Цицерон.
Первый шаг к успеху в любой профессии – заинтересоваться ею всерьез. Уильям Ослер.
3. ИЗУЧАЙТЕ РЫНОК И УЧИТЕСЬ ПРОДАВАТЬ . «ЧЕГО БЫ ВЫ НЕ ПОЖЕЛАЛИ, У НАС ЭТО ЕСТЬ!»
Рынок – это та “пашня”, которую вам предстоит возделывать всю жизнь, независимо от того, чем бы вы ни торговали – рукописями, оргтехникой, информацией или колбасой.
Поэтому, собственно, главная цель у вас одна – высокие объемы продаж. И потенциальная проблема тоже одна – низкие объемы продаж.
Чем больше ваше прямое влияние на обороты продаж и финансовых потоков в вашей компании, тем выше будут в ней ваши позиции. Только так. И никак иначе!
Поэтому, какую бы должность вы ни занимали в своей фирме на данный момент, прямо сейчас учитесь эффективно продавать - даже если ваша должность напрямую не связана с продажами. Читайте специальную литературу по этой теме, пройдите тренинг продаж, участвуйте в деловых переговорах, учитесь проводить презентации и выступать на публике – великолепное подспорье, в этом смысле, - курсы ораторского и актерского мастерства (я уже говорил об этом).
Постоянная учеба- важнейший навык предпринимателя.
Добейтесь того, чтобы любым способом лично, непосредственно влиять на рост объема продаж.
Учитесь понимать людей и их желания на переговорах, “считывать” невербальную информацию – язык поз, мимику, интонацию.
В любом случае, ваша цель – удовлетворять запросы клиентов, покупателей, аудитории.
Вы должны отрабатывать это умение на все лады, пока еще не пустились в свободное плавание, и работаете за зарплату.
Для того, чтобы успешно торговать, нужна уверенность, навык, опыт.
Нарабатывайте их неустанно. Харизма, напор, обаяние опытного торговца и переговорщика - дело наживное.
Продавцы обычно стараются привести лошадь к водопою и заставить ее пить. Ваша задача – заставить лошадь почувствовать жажду. Гейбриел Сигел.
С покупателем надо говорить как собакой. Главное – не слова, а интонация. Из книги Э. Маккензи “14 000 фраз”.
4.УЧИТЕСЬ ФОРМИРОВАТЬ КОМАНДУ ИЛИ »КОГДА МЫ ЕДИНЫ, МЫ НЕПОБЕДИМЫ»
Это одно из самых ценных качеств руководителя в любом виде бизнеса. По сути, это род искусства.
Босс, подбирающий команду, сродни художнику, добивающемуся колористической гармонии полотна, или флористу, подбирающему букет по совместимости цветов, их оттенков и потенциалу “долгожительства” в вазе.
Поэтому без знания практической психологии тут не обойтись. Изучение практической психологии- это очень важный навык предпринимателя.
Учитесь у своего шефа, если ему удалось сколотить классную команду.
В противном случае, - учитесь на его ошибках.
Ведь в будущем ваша цель – не просто собрать вместе классных специалистов, но и объединить их единой целью, вдохновляющей корпоративной идеей, сплотить в одно целое, устранить все личностные противоречия и шероховатости.
Вам предстоит освоить “принцип переключателя” - научиться снимать любые вспышки психологических напряжений между сотрудниками, переключая их на единую цель – конкретную работу, которая должна быть выполнена к сроку.
Для этого ваша единая цель должна быть вдохновляющей, по-предпринимательски творческой, вызывающей общий, а не только ваш энтузиазм.
К важнейшим навыкам предпринимателя относится умение собирать команду, мотивировать, вдохновлять.
Иначе вы будете обречены биться в одиночку. А это дело утомительное, неблагодарное и малоэффективное.
Первое правило – делать так, чтобы люди думали, будто они сами хотят этого. Екатерина 11.
Относись к покупателям как к гостям, а к подчиненным – как к людям. Фред Аллен.
5.СТАНЬТЕ УМЕЛЫМ ПЕРЕГОВОРЩИКОМ.
Вы только тогда почувствуете себя в бизнесе, как рыба в воде, когда освоите искусство ведения переговоров.
Каждый опытный бизнесмен съел на этом деле гораздо больше собак, чем драматург Евгений Гришковец, который в своей известной пьесе с трудом осилил только одну.
Ваша цель – научиться просить больше, продавая, и предлагать меньше, покупая. Это –важнейший навык предпринимателя.
То есть, в первом случае – завышать цену, во втором – занижать. Это немалое испытание для психики, потому что на вас будут давить, и вам будут изо всех сил сопротивляться, потому как каждый нормальный бизнесмен за копейку готов удавиться.
В будущем вам предстоит научиться договариваться о займах с банками, о выгодных сроках платежей - с поставщиками, о выгодных сроках поставок - с реализаторами, и еще много с кем много о чем.
Такой важный навык предпринимателя как сложное искусство переговоров держится на двух китах: умении красиво предлагать и умении убеждать.
Предлагать – это непросто, а иногда и тяжело. Но поймите суть! Предлагать, не значит унижаться. Ни в коем случае.
Нужным образом предлагать – это значит, без конца переформулировать, уточнять, заходить с другого конца, убеждать, и, в конце концов, менять убеждения оппонента нужным для вас образом, чтобы он пришел к выводу, что согласиться с вашим предложением – выгодно для него.
И вся эта настойчивость не должна выглядеть навязчиво.
Может показаться, что предлагать- это то же самое, что и навязывать, только на разных стадиях переговоров это делается по-разному.
Но навязывание отталкивает, а предложение, высказанное в разнообразной форме и с различной аргументацией привлекает людей и помогает им встать на вашу точку зрения.
Рецепт тут один – практика, только практика, и ничего, кроме практики.
Шлифуйте такой навык предпринимателя как свое умение убеждать, делайте с удовольствием и вдохновением – как, собственно, и остальные умения.
В переговорах любого уровня – даже с персоналом гостиницы о предоставляемом номере – добивайтесь максимальной выгоды. Элементарно торгуйтесь, как на рынке.
Пусть это войдет у вас в привычку, ибо реальность такова, что если вы не будете торговаться на всех уровнях, то за любой товар или услугу вы будете вынуждены платить, в среднем, на 15-20 % выше их реальной стоимости.
Но при этом ваша задача - эти же средние проценты получить с покупателя или партнера на переговорах. Таковы азы бизнеса.
Требуя невозможного, мы получаем лучшее из возможного. Джованни Никкколини
В переговорах выигрывает тот, для кого их исход менее важен. NN
Человек робкий попросит десятую долю того, что хочет получить. Человек смелый попросит вдвое больше желаемого, и согласится на половину. Марк Твен.
6. ОСВОЙТЕ БУХГАЛТЕРИЮ И УЧЕТ. ЦИФРЫ –ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ БИЗНЕСМЕНА.”.
Бухгалтерия – это та заповедная область, которую многие неопытные предприниматели зачастую отдают на откуп “опытному бухгалтеру”, которого они наняли с верой в его честность.
Между тем, именно нежелание разбираться в хитростях сведения дебета с кредитом сгубила не одно весьма успешно начатое дело. Опытный бизнемен должен с маху, с листа, как композитор – ноты, уметь читать любой финансовый отчет, всегда перепроверяя своего бухгалтера на случай “как бы чего не вышло”.
Деньги – это такая, знаете ли, тонкая материя… И не заметишь, как прилипнут к пальцам или уйдут на сторону.
Поэтому еще один рецепт, входящий в систему навыков предпринимателя – строжайший контроль и учет. Для этого не потребуется кончать специальный экономический ВУЗ. Достаточно будет специализированных курсов, а затем активной эксплуатации собственных мозгов.
Изучите основные принципы бухгалтерского учета. Достаточно научиться считать разницу между валовой и чистой прибылью, контролировать соотношение фиксированных, переменных и полупеременных издержек, иметь точные финансовые сведения об активах и пассивах.
Не пугайтесь, это не более чем “умные слова” - за ними стоят предельно конкретные понятия.
Ваша главная задача, ваш навык предпринимателя – всегда отслеживать приливы и отливы всех основных финансовых потоков, понимать схему их движения.
Не поленитесь разобраться в ней. Никогда не отдавайте финансовую область в полное управление бухгалтеров, какими бы опытными они не были.
Поэтому, пока вы еще не начали свое дело, а только готовитесь и засучиваете рукава – постарайтесь “въехать”, зоркостью
и усилием мозга проникнуть в бухгалтерию вашей кампании. Поймите ее схему. Войти в детали и область точных цифр вам, понятное дело, никто не даст, но общую схему отследить – не так уж сложно, уверяю вас.
Не пожалейте времени и усилий – они окупятся сторицей.
73 % всех аферистов имеют образование в области бухгалтерского учета и финансов. Из книги “Мошенничество: луч света на темные стороны бизнеса” (США)
Где один работает, а пятеро считают, - там пятеро бедных. В. Гжегорчик
Все сходится, кроме баланса. “Пшекруй”.
7. ЕСЛИ ВЫ ПОКА НАЕМНЫЙ МЕНЕДЖЕР, ПЛАНИРУЙТЕ РОСТ ЗАРПЛАТЫ.
Седьмой навык предпринимателя, весьма существенный.
Как психолог, проконсультировавший большое количество бизнесменов, менеджеров и всякого рода карьеристов, я сделал одно любопытное наблюдение.
Очень немногие из них – не более 20 % - сознательно планировали рост своих доходов.
При этом абсолютное большинство из них страстно мечтало об улучшении материального уровня.
Ошибка многих - в том, что они целиком сосредоточены на достижении ключевых постов, а увеличение доходов считают вытекающим отсюда фактором.
Вывод: они автоматически передоверяют свою “финансовую судьбу” руководителям фирм и корпораций.
Ну, а те, разумеется, как и положено боссам всего мира, стараются максимально экономить на зарплате своим менеджерам.
Так было, есть и будет всегда.
Осознайте простую вещь: без вашего сознательного контроля и правильной личностной политики вам не удастся увеличить свой доход вдвое, втрое, вдесятеро и более.
Сознательный контроль за всеми сферами вашей жизни, включая личные финансы - важнейший навык предпринимателя.
Когда я указываю моим клиентам на это досадное упущение, они бывают немало поражены, и вдруг заново осознают смысл библейской фразы: “стучите - и отверзется, просите – и дано вам будет”.
Без усиленных напоминаний, а то и требований босс не позаботится о ваших нуждах и постарается не заметить вашей возросшей “стоимости”.
Этому есть понятные причины: численность населения растет, конкуренция увеличивается, и, соответственно, в частном бизнесе есть явная тенденция к снижению зарплат.
Причем, не только у нас – во всем мире так. Так что, вместе с профессиональным ростом, нужно
учить себя на каждой новой ступени карьеры отстаивать свои финансовые интересы заново.
8. ВОСЬМОЙ НАВЫК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ. НАСТОЙЧИВОСТЬ ИЛИ ВОЗОБНОВЛЯЙТЕ СВОИ УСИЛИЯ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ ВНОВЬ И ВНОВЬ.
Вы можете много чего знать и уметь в бизнесе, но главное здесь все-таки настойчивость.
На вашем пути было и будет еще много препятствий и вы всегда можете им поддаться-отступить, бросить начатые усилия, понизить планку достижений, взяться за другие дела.Иногда так и нужно делать, бизнесмен должен быть гибким.
Но в своей основе и устремлении нужно быть твердым и неуклонным и уметь начинать снова, даже если вы потерпели поражение.
Если что-то долго не получается, подумайте и пересмотрите тактику или даже стратегию.
Но не отказывайтесь от метастратегии, суть которой можно выразить девизом - только вперед к своей заветной цели! Считайте, что из всех навыков предпринимателя-это главный навык, потому я и назвал его метанавыком.
Для того, чтобы стать мастером настойчивости изучайте биографии тех, кто состоялся как бизнесмен или крупный управленец.
Учитесь у них искусству собираться с силами и начинать свой подъем вновь и вновь.
Если вы таким образом выстроите силовые линии своей судьбы, звезды рано или поздно повернуться к вам.
Если какому-то из этих навыков предпринимателя у вас нет возможности научиться на вашей теперешней работе, учитесь в свободное время – вечером, в выходные, во время отпуска.
Не жалейте времени!
Ведь это инвестиции в себя, любимого – будущего босса. Рассматривайте теперешнюю работу как тренинговую бизнес-программу, как предпринимательский тренажерный зал. Анализируйте, практикуйтесь, двигайтесь по карьерной лестнице, получайте дополнительное образование, заводите связи, советуйтесь с опытными людьми.
Рассматривайте работу в солидной фирме, под руководством умного и дальновидного босса как трамплин к будущему успеху.
Учитесь у него всему, всем возможным навыкам предпринимателя: как вести и расширять дело, как формировать команду, как влиять на рынок, как находить общий язык с подчиненными, как обходить конкурентов, как заводить новых партнеров, как выглядеть и одеваться, каким парфюмом пахнуть, как строить рабочий день, как отпускать комплименты секретарше или отчитывать задерживающего отчет зама.
А ежели заметите ошибку – отмечайте в рабочем блокноте: тут “дядя” ошибся, так делать не следует!
Словом, реализуйте весь потенциал позиции “подмастерья” на зарплате. Ведь до свободного полета – рукой подать.