Искусство продаж
Искусство продаж
Клиент всегда прав. Означает ли это,
что продавец всегда неправ?
Народная мудрость
Искусство продаж- это может быть самая главная в бизнесе вещь. Не все владеют ею от природы. Но ему можно учиться и научиться. Искусство хорошо продавать предполагает общительность, внимательность ко всем реакциям клиента.Что такое успех в бизнесе? Это когда о тебе говорят:
а) часто, б) хорошо (правило не распространяется на шоу-бизнес: там условие “б” отнюдь не обязательно).
Соответственно, неуспех в бизнесе – это когда о тебе идет дурная слава; это означает, что ты не заботился о своей репутации и нажил слишком много недоброжелателей.
Общественное мнение для предпринимателя – величайшая драгоценность, потому искусство продаж состоит в том, что помимо товара и услуги надо обязательно продавать хорошее впечатление.
Даже если у вас крохотная лавочка, услугами которой пользуются пять соседних домов, и один из покупателей рассказал своему соседу, что приобрел у вас просроченную икру минтая – знайте: вашей репутации нанесен огромный урон.
Пока не смертельный, но достаточно опасный! Если вы открыли свою прачечную, и один-единственный раз вернули клиенту белье с пятнами, или непроглаженую скатерть, ваша репутация уже дала трещину.
Если на вашей только что открывшейся автостоянке персонал проявил нерасторопность или нелюбезность– в следующий раз не только этот парень на “Тойоте”, но и его приятель на “Фольксвагене”, и его жена на “БМВ”, и его тесть-дачник на старенькой “Волге” задумаются, ставить ли свою машину к вам “на прикол” и , если будет возможность поставят ее на соседнюю стоянку.
Мелкая невнимательность, случайная грубость – а “послевкусие” у людей остается надолго: “здесь не уважают”, “здесь дерут лишку”, “здесь хамят!”
Клиент – существо нередко готовое к агрессии, придирчивое и долго помнящее обиды.
С другой стороны, хорошее отношение к себе он ценит неимоверно!
И если его приласкать, приветить, отнестись к нему с душой, он радостно и с готовностью “растает”.
В обстановке тотального российского невроза двух последних десятилетий огромное количество людей испытывают хронический дефицит внимания и сочувствия.
Поэтому бейтесь за каждого клиента, улыбайтесь ему, шутите с ним, обслуживайте по полной программе, и, пока не удостоверитесь, что он полностью удовлетворен, не отпускайте его!
Искусство продаж заключается не только в том, что вы за деньги продали людям свой товар или услугу, но и в том, чтобы люди сделали свое приобретение с удовольствием.
Покупатель должен пережить позитивную эмоцию. Тогда он ответит вам взаимностью - пустит ваше доброе имя по рукам, по всему кругу своих знакомых, родственников, соседей.
Именно этим принципом пользуются в сетевом маркетинге: каждый, кому вы понравитесь, приведет к вам еще десять, а те десять – уже сто, а те сто – еще тысячу, и так далее.
Вот несколько способов привлечения покупателей, входящих в искусство продаж:
1. Исследуйте покупательский спрос.
Покупатель – существо консервативное, и предпочитает хорошо знакомый товар с нормальным соотношением “цена-качество”.
Поэтому, если вы намерены внедрить в свой ассортимент какой-то новый товар, помните: расходы на то, чтобы сделать его продаваемым, сопоставимы с расходами на его производство. Учитывайте эту особенность.
Кроме того, внимательно прислушивайтесь к пожеланиям покупателей (потребителей, заказчиков услуги).
Заведите специальный “ящик пожеланий” с карточками, на которых покупатели могли бы оставлять свои советы, заявки, претензии.
Чаще беседуйте с покупателями, анализируйте любые их предложения и замечания.
При этом, весь спектр рынка в своей области (и шире) вы должны знать блестяще, иначе никакое искусство продаж не поможет.
2. Рекламируйте свой товар, но с минимальными затратами.
Речь идет не о крутых фирмах-производителях, разумеется, а о небольшом начальном бизнесе.
Бессмысленно ждать, пока покупатель сам распробует и оценит каждый новый товар.
Умелая и остроумная рекламная акция – вот мотор малого бизнеса! И не надо думать, что хорошая, качественная реклама по карману только “зубрам” и “мастодонтам” биг-бизнеса.
Ваша сильная карта – активность, креативность, оригинальность, творческий подход.
И – еще раз повторюсь – чувство юмора.
Что такое реклама “малой кровью”?
Во-первых, это рекламный штурм всех дешевых печатных изданий. Это пока еще работает, хотя значительно меньше, чем раньше. Не обязательно в каждой газете публиковать один и тот же текст.
Пусть ваш фирменный знак и слоган будут те же, а текст каждый раз – с новым “крючком”, приманкой.
Во-вторых, раскрутка ваших товаров и услуг черезт интернет.
Во-третьих, это необычное оформление витрин, стендов на ярмарках, стен в офисе или на складе, вообще – броский облик вашей “точки” (я уже говорил об этом чуть выше).
В-четвертых, это розыгрыши призов, забавные акции с “отведыванием” товара, объявление всяческих там “дней мороженного”, “рыбных дней”, “дней квасного патриотизма” и пр., цель которых – сакцентровать внимание на новом продукте.
По сути, это его презентация, на которую потребуются не столько деньги, сколько энтузиазм и юмор ваших работников-неотъемлемый атрибут искусства продаж.
Стимулируйте этот энтузиазм любыми средствами!
Разумеется, прежде всего, вы должны генерировать его в самом себе.
3. Учите своих продавцов подавать товар лицом.
Нужно продавать не товар, а преимущество, как важнейший элемент искусства продаж – это важнейший акцент многими недоучитывается.
Акцентировать можно:
более низкую цену (“у нас вся техника на 3 % дешевле, чем по соседству),
лучшее качество (“мы получаем самое свежее молоко, напрямую от молочной фермы”),
уникальность (“эта коллекция костюмов представлена только у нас, нигде более вы не найдете изделий этой фирмы”),
систему скидок (если вы приобретаете этот набор, мы делаем вам 5%-ю скидку).
Как правило, любой из этих аргументов для сомневающегося клиента может стать решающим.
Пусть ваши продавцы учатся продавать не только товар, но и его преимущества, представленные только у вас.
Клиент должен чувствовать, что ему повезло, что он что-то выгадал сегодня.
Причем, вся аргументация ваших продавцов (менеджеров) должна быть не навязчивой и агрессивной, а убедительной, разъясняющей и доброжелательной.
Нужно формировать у людей привычку пользоваться именно вашими услугами.
Нужно постоянно шлифовать искусство продаж, чтобы покупая у вас любой товар, ваши клиенты в качестве бонуса к нему должны приобретать:
-порцию приятных эмоций,
-полную уверенность в качестве ваших товаров и услуг,
-приятное убеждение, что за эти товары и услуги вам можно платить чуть меньше, чем вашим конкурентам,
-стойкое желание продолжать пользоваться именно вашими услугами.
Вы должны искренне верить, что ваши товары и услуги действительно на высоте, иначе вы не сможете передать идею их преимущества. В этом один из главных уроков искусства продаж:
Посещайте тренинги продаж, направляйте своих сотрудников на эти тренинги, учитесь у всех, кто умеет продавать их секретам. Помните, клиент всегда прав, если действует в рамках закона.