Что такое интуиция вообще и в бизнесе в частности
Само понятие «интуиция» пришло к нам из латинского языка. Уже в древние времена философы и религиозные мыслители обозначали этим словом способность человека:
1)вчувствоваться в глубинные проблемы, решение которых невозможно с помощью обычной логики,
2)познавать внутреннее содержание вещей и явлений не постепенно, а сразу, «одним прыжком».
Когда мы для решения каких-либо задач задействуем свою интуицию, нам не нужно медленно и тщательно перебирать один вариант за другим.
Так действует наш обычный ум, с помощью логики просчитывающий одну вероятность событий за другой.
Можно сравнить этот довольно медленный способ познания с работой какого-нибудь допотопного компьютера.
Работа же интуиции напоминает сверхскоростные операции новейшего супер-компьютера последнего поколения, приводящие пользователя сразу «в дамки», к искомому решению.
Человек, включающий счастливое свойство интуиции при решении важных жизненных задач освобождается от необходимости продумывать свой каждый шаг.
Он просто налаживает диалог с той частью сознания, которая изначально знает практически все, но которая у обычного человека на данной стадии эволюционного развития включается довольно слабо.
В конце 20 века нейрофизиологи, изучавшие свойства мозга пришли к выводу, что в человеческом мозге закодирована практически вся информация о вселенной.
Способность человека делать открытия, предвидеть будущее, познавать тайны мироздания и человеческих душ по сути представляет собой подключение к той невидимой тонко-материальной части вселенной, которую Вернадский и Тейяр де Шарден называли «ноосферой».
Интуиция человека – это по сути его умение настраиваться на эту ноосферу и получать от нее тонкую информацию, это способность работать со слабыми и сверхслабыми сигналами, идущими от сверхсознания иногда в ответ на наши вопросы, а иногда как бы авансом без нашей предварительной просьбы.
Это способность важна для многих сфер человеческой деятельности, включая такую сферу, как бизнес.
Ведь занятия бизнесом только на первый взгляд кажутся скучным рациональным процессом, направленным исключительно на получение прибыли и лишенным иррациональных факторов.
На самом же деле в бизнесе очень много иррационального, невещественного, неощутимого, о чем неоднократно писали люди, профессионально занимающиеся его изучением.
Необъяснимым являются поведение игроков на рынке, покупателей в супер-маркетах, участников бизнес-переговоров, и, особенно, трейдеров и брокеров в периоды финансовой паники и нестабильности.
Также трудно объяснить психологический феномен и механизм таких явлений, как удача и неудача, нахождение эффективной бизнес-идеи, понимание перспектив и опасностей развития фирмы.
Никто не обучает бизнесменов и менеджеров науке интуиции, хотя навыки работы с интуитивной частью сознания каждому из них очень бы пригодились.
Многочисленные исследования в разных странах показали, что 80% управленческих решений, принимаемых менеджерами, делаются не благодаря логике или полученному образованию, а чисто интуитивно, по наитию.
Конечно, хорошее образование и, тем более, практический опыт не мешают, а помогают менеджерам принять правильное решение, однако избыток знаний и стандартные подходы прошлого чаще заставляют менеджера поступать не так как лучше, а как он привык поступать правильно.
Это касается не только менеджеров, но и руководителей предприятий.
Руководитель одной из крупных мировых сталелитейных корпораций признавал, что периодически заставляет себя поступать принципиально по-другому, нежели он привык поступать обычно: действовать не импульсивно, а обдуманно, перед принятием решения делать паузу, слушать свой внутренний голос, внимательно относится к тем идеям, которые приходят в голову после такой настройки сознания.
Когда я недавно проводил тренинг с группой менеджеров топливной компании, то обратил внимание не то, что несколько участников признались – подняться на новую ступеньку мешает отсутствие оригинальных идей и неумение найти выход из каждодневной рутинной работы.
«Мне не хватает интуиции, видения, как выбраться из суеты, - признался один менеджер. – Я все вроде бы знаю, но не могу увидеть ситуацию по-новому».
Если вам предстоит принятие какого-то более или менее серьезное решение в вашем бизнесе, и вы уверены, что нужен некий нетривиальный ход, оставьте себе определенный запас времени.
Не на раздумье – в очередной раз запутаться во многих вариантах вы успеете, а на освобождение от лишних мыслей – единственное, о чем стоит подумать, так это о вопросе, который вы хотите задать центру интуиции в самом себе.
Спросите его или себя самого (то есть свою глубинную интуитивную часть) – как вам лучше поступить в том или ином вопросе.
Можно проделать эту процедуру с закрытыми глазами в удобном месте, так чтобы никто и ничто не мешало вашему сосредоточению.
Задайте этот вопрос несколько раз, а потом ждите ответ. Он может придти к вам в любой форме – в виде образа, символа, ощущения, мысли, четкого понимания, что делать нужно именно так. Будьте готовы, что он может придти к вам не сразу, а через какое-то, иногда продолжительное, время.
Если же ответ нет, а пора действовать, примите решение, исходя из своего опыта или следуя первой мысли, пришедшей в вашу голову.