Практические рекомендации для улучшения межличностного общения. Упражнения и психотехники
1. Упражнение Обменный баланс
Составьте список значимых для вас людей, с которыми вы общались. Подумайте, что вы им отдали - каждому в отдельности. Сколько времени, много ли чувств и мыслей, и какого характера?
Помню, что одному из моих клиентов было непонятно, как над этим думать. Если непонятно и вам, то измените формулировку и задумайтесь, что получил от вас другой человек?
А что получили вы? Какие жизненные уроки и переживания?
Попробуйте посмотреть на общение между людьми, как на совместный "психологический бизнес" и взвесьте баланс. Что было больше, отдачи или получения? Насколько искренни были ваши отдачи?
Почему человек общается именно так, а не иначе? Откуда берется индивидуальная манера общения?
Как правило, человек общается сегодня так, как он общался раньше, и воспроизводит одну и ту же модель поведения вновь и вновь.
Истоки индивидуального стиля находятся в детстве. Из какой среды вышел человек, как с ним общались родители, какие сверстники окружали - все это оказывает решающую роль на то, как мы будем общаться, будучи взрослыми.
В возрасте шестнадцати-восемнадцати лет человек формируется как личность, усваивает какое-то мироощущение и взгляд на мир и начинает этот взгляд воспроизводить и развивать.
Формируются постоянные реакции, складывается самооценка, видение себя и умение делиться с другими результатом общения с собой.
-
Строим мысленные образы коммуникации. В каком образе вы представляете свое общение и взаимоотношения с людьми?
В течение многих лет, работая с разными клиентами, имеющими серьезные проблемы с другими людьми, я задавал им один и тот же вопрос – как, в каком образе вы представляете свое общение и взаимоотношения с людьми?
Затем я уточнял свой интерес, прося их описать эти образы не только по содержанию, но и по форме и даже по внешнему виду. Получился целый набор вопросов. Яркий или тусклый образ конкретных людей, с которыми приходится общаться, возникает в сознании человека?
Каковы эти образы по размеру, цвету, степени удаленности от того, кто их представляет, точности, статичности, динамичности, позитивности или негативности эмоций, которые сопровождают их появление в их голове?
Как меняются эти характеристики образов, когда перед ними друг, враг или нейтрально настроенный человек? Как человек представляет самого себя в общении?
Каков его образ всех его контактов и системы общения в целом?
Представьте, как вы общаетесь с людьми в разных ситуациях, каковы их взаимоотношения с близкими родственниками, друзьями, коллегами, приятелями и какова динамика этих отношений во времени (происходит улучшение, ухудшение или же ничего не меняется)?
Результаты моих многолетних исследований получились очень интересными.
Маленькие образы других людей, представляемые клиентами, оказались выражением несколько пренебрежительного отношения к этим людям, сниженного интереса к ним и ощущения собственного превосходства над ними.
«А что вы удивляетесь, что я вижу эту женщину в виде лилипутки? – рассказал один клиент, с которым мы анализировали его образный ряд близких людей. – Она реально ничего собой не представляет, и мне совершенно не интересна.
Тем не менее, она претендует на мое внимание и почти каждый день звонит мне на работу, предлагая сотрудничество.
Естественно, я отказываю, потому что в моей теме бизнеса она полный ноль!». Темные, темно-серые и черные образы ближних и дальних, возникающие у нас в сознании есть отражение нашего негативного к ним отношения.
Я убедился, что врагов или недоброжелателей практически ни один человек не представляет в светлых тонах и красках.
В то время как друзей и близких людей мы склонны представлять если не в нимбе и ореоле, то во всяком случае в светлой позитивной тональности. Нейтральные нам люди возникают в нашей голове обычно в каком-то бесцветном виде с приглушенными красками.
Интересно также мысленное расстояние представляемых образов от нас. И друзья, и враги всплывают в нашем сознании весьма близко от нас. С образами друзей все понятно, а врагов мы видим рядом с собой «потому что достали».
Так выразился один мой клиент, с которым мы анализировали ситуацию его общения с людьми. Тех, с кем у нас нейтральные взаимоотношения мы обычно видим как довольно далеко отстоящих от нас.
Не менее интересная ситуация с тем, как мы видим в общении с другими людьми себя самого. Есть такие люди, которые не желают видеть себя самого в целом или не воспринимают какие-то части себя. У меня были клиенты, которые рисовали свой образ в общении как человека без лица, без головы, без ног.
Кто-то видел себя по размеру значительно больше, нежели другие партнеры.
Обычно такие «гиганты» были и гигантами по части самомнения. Я просил людей вспомнить и представить, какими они видят своих партнеров по общению – застывшими или движущимися?
Здесь выборка разделилась: одни говорили, что «картинка стояла на месте», другие утверждали, что вспоминали людей в движении.
Застывшие образы были не столь интересны, хотя как выяснилось, они свидетельствовали о застывших взаимоотношениях.
Самое интересное началось, когда я услышал ответы, как же двигались образы этих людей на экране нашего сознания. Как и полагается мыслеобразам, они двигались буквально во все стороны – и вправо, и влево, и вперед, и назад, и вверх, и вниз, и по прямой, и по кругу, и четко, и беспорядочно.
Когда же я попытался понять, кто двигался по какой траектории, то получилась следующая картина. Если человек, которого мои клиенты представляли в сознании, был энергичным, целеустремленным человеком, он шел либо вправо, либо вперед.
Если же он был малоподвижной, ленивой личностью, он вспоминался либо топчущимся на месте, либо двигающимся куда-то влево.
Тот, с кем клиент по жизни расстался и прекратил отношения иногда шел назад, иногда вперед, как бы удаляясь от человека при условии, что тот стоял на месте или шел в противоположную сторону.
Если же клиент мысленно видел себя идущим за каким-то человеком, то в реальной жизни это свидетельствовало только об одном – ни о каком расставании не были и речи, отношения продолжались.
Задание: проведите мысленный анализ ваших взаимоотношений с другими людьми. Опишите процесс общения по основным параметрам:
1. В каком образе вы представляете свое общение и взаимоотношения с людьми в целом?
2. Каков образ каждого, значимого ля вас человека (супруг, родители, дети, друзья, коллеги)? Яркий или тусклый, темный или светлый, динамичный или статичный. Какого размера ваш образ относительно к образу собеседника?
3. На каком расстоянии от вас в образной картинке находятся образы оппонентов, если образ динамичный, в каком направлении он движется (к вам, от вас, просто в другую сторону, проходит мимо и пр).