Восточная версия психосинтеза. Доклад на 1 Евроазиатском конгрессе по психотерапии 5-7 июля 2013

Тезисы доклада на 1 Евроазиатском конгрессе по психотерапии, состоявшемся 5-7 июля 2013 г. в Москве

Ключников Сергей Юрьевич - к.филос.н, старший научный сотрудник Института стран Азии и Африки при МГУ, действительный член ППЛ, руководитель модальности «Психосинтез», г.Москва

Доклад описывает вклад в психотерапию классического психосинтез уважаемого в мире направления и раскрывает сущность восточной версии психосинтеза. Он содержит целый ряд новаций: новое понимание самого процесса психосинтеза, новая концепция субличностей и способов их интеграции благодаря ресурсу внимания, иной, нежели прежде способ синтезирования лучших методов психотерапии, новый подход к работе человека над усилением «Я», достижение цели, применение психосинтеза в таких сферах как менеджмент, психология достижений, спорт, бизнес-консультирование, обучение, общение, геополитика.

ВОСТОЧНАЯ ВЕРСИЯ ПСИХОСИНТЕЗА

I. Классический психосинтез: история создания, сущность метода, заслуги перед психотерапией

Психосинтез - известный метод психотерапии, лечения, интегрального обучения, саморазвития, личностного и духовного роста, основанный на теории, которая была создана известным итальянским психологом, психиатром и философом Роберто Гвидо Ассаджиоли. Как видно из самого названия метода «психосинтез», он был некоей противоположностью психоанализа З.Фрейда, хотя Ассаджиоли стремился не столько к оппонированию той системы, из которой он изначально вышел, сколько к соединению всего лучшего, что было наработано З.Фрейдом, К.Юнгом, П.Жане.

Ассаджиоли прошел очень большой путь изучения человеческого и профессионального саморазвития прежде чем представил свою систему психосинтеза на суд экспертного сообщества. Образованнейший человек, к 18 годам владевший восьмью языками Ассаджиоли изучал не только западную философию, психологию, антропологию и психиатрию (работы З.Фрейда, К.Юнга, «межличностная теория психиатрии» Г.Саливана, «теория поля « К.Левина, антропология М. Мида и его этнографические исследования детства, гуманистическая психология А. Маслоу, и др.), но и психологов экспериментального направления (Майерс, У.Джеймс, Ш.Риши, Д.Райн). Представители последнего направления зафиксировали наличие паранормальных способностей человека, связанных с внечувственным восприятием, ясновидением, телепатией, телекинезом. Ассаджиоли использовал наработки психологов и психотерапевтов-практиков, работавших в области «активных методов лечения и развития личности» ( к ним традиционно относили гипноз, суггестивные и аутосуггестивные методы, такие как различные формы гипноза, аутогенной и психорегулирующей тренировки Э. Куэ, И.Шульца, Д.Болдуина, методы медитативного транса, психодраммы Дж.Морено, групповой психотерапии).

Помимо изучению этих и других, развивающих память, внимание, мышление, воображение и волю методов, Ассаджиоли опирался на данные набиравшего к тому времени силу направления психосоматики, изучал данные исследований интуиции, способностей, талантов и гениальности, стремился осмыслить природу состояний вдохновения и озарения. Он много работал над текстами А. Бэка по космическому сознанию, над системами Г. Гурджиева и П.Успенского, изучал психологию и мистику Востока- веданту, йогу и тибетский буддизм, о чем свидетельствует его сотрудничество с известнейшим исследователем тибетского мистицизма академиком Дж.Туччи, а также с такими крупными деятелями духовной культуры как супруги Н. и Е.Рерихи и А.Бейли. Как человека, глубоко изучавшего религиозно-духовную культуру и психологические корни человеческой этики, Ассаджиоли привлекали мыслители, указывавшие на большую роль нравственно-духовного начала в человеческой жизни. Биографы великого итальянца указывают на такие значимые для него имена и фигуры как Ницше, Шопенгауэр, Олпорт, Ангьял, Барук, Карузо, Франкл, Фромм, Юнг, Маслоу, Мэй, Прогофф, Ранк, Сорокин, Урбан, Мэй, Ранк и другие фигуры, которых относят к направлению «орто-психологии»( термин Маслоу) или «правильной психологии».

Следует подчеркнуть, что о различных аспектах синтеза говорили до Ассаджиоли и другие видные психологи - Жане (ментальный синтез), Кречмер (синтез бытия), Фрейд («синтезирующая функция «Я»). Но они использовали этот термин прежде всего для обозначения конкретного метода лечения функциональной диссоциации, благодаря которому состояние относительной целостности, существовавшее перед диссоциацией вследствие психологической травмы или сильного конфликта восстановливалось. Ближе к идеям психосинтеза подошли по признанию самого Ассаджиоли такие ученые как Юнг, которого больше интересовала трансцендентная природа Я, способного синтезировать другие психические элементы, а также «Медер, Карузо, Стокер и Кречмер, употреблявшие слова «психосинтез», «синтез существования» и «синтетическая психотерапия» в более широком и глубоком смысле, подразумевая развитие целостной и гармоничной личности, в том числе сознательной и бессознательной ее частей». Ассаджиоли включил в свою доктрину идеи перечисленных авторов, и создал систему, где идея психосинтеза носит более всеобъемлющий характер и выглядит вместе с тем более практически и технологично. Итальянский психолог настаивал на необходимости подобного подхода, поскольку целый ряд психологов( Олпорт, . Франкл, . Фромм, Маслоу, Мэй, Ранк), игнорируя явную глубинную противоречивость человеческой природы утверждали, что личность изначально целостна.

Основатель метода определял главную цель психосинтеза как помощь человеку в интеграции разрозненных, а нередко и конфликтующих частей человеческой психики в более совершенное и гармоничное личное Я с последующим высвобождением энергии Высшего Я. Путь человека к внутренней гармонии заключается по представлению Ассаджиоли в совершении нескольких главных шагов:

1) глубокое познание своей личности, заключающееся в выявлении ее составных частей и конфликтующих структур и понимании своей степени отождествленности с ними и зависимости от них;

2) постепенное разотождествление с этими частями (субличностями) и достижение контроля над различными элементами личности;

3) создание объединяющего центра, нового Я, которое формируется в зависимости от задачи, стоящей перед человеком, ведущим подобную сложную работу под руководством опытного психолога или психотерапевта;

4) психосинтез, то есть соединение этого центра или Я с высшим Я и перестройка всех элементов личности вокруг нового центра.

Квинтэссенцией психосинтеза можно считать именно эту последнюю стадию работы - соединении нового Я или сознательно выстроенного внутреннего психологического центра с Высшим Я, то есть синтезирование двух Я в единое целое. Сподвижник Ассаджиоли, итальянский психолог Петро Ферручи считавший, что «в психосинтезе Я не является ни пассивным зрителем, ни актером» и что оно — «скорее продюсер, ставящий шоу, отвечающий за качество, своевременность и чуткое руководство» выделил идею двух Я- трансперсонального и духовного.

Индивидуальный психосинтез Ассаджиоли рассматривает как проявление более широкого принципа, всеобщего космического закона синтеза людей, этносов, наций и мироздания, которое он воспринимал как одушевленную реальность.. Об этих глобальных видах синтеза Ассаджиоли говорил вскользь, оставляя эту тему для будущих сследователей, а сам сосредотачивался на теме психосинтеза внутри человеческой личности., которая по его представлениям включает в себя множество элементов, главными из которых являются субличности. Петро Ферручи давал им следующее определение:

«Субличности – это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. Говоря словами португальского поэта Фернандо Пессо: «В каждом углу души моей алтарь иному божеству».

Ферручи говорил также:

«В каждом из нас – толпа. Здесь могут быть бунтарь и мыслитель, совратитель и домохозяйка, саботажник и эстет, организатор и добряк – каждый со своей мифологией, и все они более или менее благополучно втиснуты в одного человека. Нередко они относятся друг к другу не самым лучшим образом. Как говорит Ассаджоли: «Несколько субличностей постоянно дерутся: импульсы, желания, принципы, стремления вовлечены в бесконечную борьбу».

Чтобы научиться управлять собой на уровне тела, эмоций и мыслей с точки зрения психосинтеза необходимо овладеть более крупными психологическими образованиями внутри себя – субличностями. Человек должен изучать их, понять какой этаж нашей психики, включая этажи бессознательного они занимают, увидеть с какими социальными ролями они связаны и привести их к состоянию единства и гармонии. Психосинтез предполагает также не только интеграцию субличностей, но и пробуждение способности к концентрации, самопознанию, созерцанию, постоянное ощущение и поддерживание внутренней целостности, достижение гармонии и психологического мастерства. Применение принципов и психологических практик психосинтеза позволяет человеку ощутить, понять и осознать, что он может быть господином самого себя, что в его власти управлять своими психическими процессами, внутренним миром и постоянно совершенствоваться. Как действенный метод самопознания и трансформации психосинтез помогает человеку, его практикующему увидеть в себе те негативные психологические программы и тенденции, которые мешают обрести целостность и постепенно преобразовать их в позитивные и гармоничные.

Несмотря на то, что в мире существует около 100 институтов и центров изучения и применения психосинтеза можно с сожалением констатировать, что в России эта мощная, очень эффективная, ресурсная и глубоко проработанная система психологии и психотерапии недостаточно оценена. Как правило, он используется психотерапевтами для лечения нервно-психических и психосоматических расстройств, депрессивных состояний, для освобождения от личностных кризисов, внутренних конфликтов, глубинных психологических проблем и различных зависимостей. Кроме того, психосинтез применяется в области интегрального воспитания и обучения при работе с подростками, для развития творческих способностей, а также в области личностного роста, саморазвития и самовоспитания.

Если говорить об отличии психосинтеза от других систем практической психологии и психотерапии, то нужно отметить его безопасность для психики, небольшое количество ограничений, гибкость и широту подхода к проблемам клиентов. Психосинтез как метод содержит большое количество практических приемов самотрансформации, отличается мягким экологичным подходом к решению проблем и умелым ( разумеется в руках опытного профессионала) использованием скрытых ресурсов психики и потенциала, заключенных в сфере нашего бессознательного.

Стоит отметить и такую особенность методов, предлагаемых психосинтезом, как прочность последействия и долгосрочность результатов работы - личностно-духовных изменений, произошедших с человеком. Кроме того, важна его одухотворяющая направленность- психосинтез в значительно большей степени, нежели многие другие направления психологии и психотерапии нацеливает человека не просто на личностное, но на духовное совершенствование.

Влияние, которое оказал психосинтез на практическую психологию и психотерапию трудно переоценить.

1. Именно Ассаджиоли ввёл в научно-практический оборот понятие «субличности», позволяющее более глубоко описать динамику процессов происходящих в человеке. Впоследствии это дало импульс таким направлениям психотерапии как НЛП, активно использующим данное понятие внутри своей системы, а также Психодрама, работающая с ролями, которые приходится играть людям и Системные расстановки, стремящиеся упорядочить психологические части человека.

2. Именно в психосинтезе в первые с такой отчетливостью было сформулировано понятие синтеза, интеграции, целостности, которое в дальнейшем было взято на вооружение интегративной и холистической психологией.

3. Именно психосинтез предложил уйти от ориентации исключительно на больную, травматическую личность и направил свое внимание на здорового, стремящегося к совершенствованию человека, что потом получило развитие в гуманистической психологии.

4. Именно психосинтез предложил особую систему работу с псижическими образами, что впоследствии было использовано в методах имаготерапии и символдраме.

5. Именно психосинтез обратил внимание на Высшее Я, представляющее собой глубинный духовный центр в человеке и тем самым легализовал в психологической науке изучение духовных пластов сознания и мистического опыта, пережитого искателями совершенства, что впоследствии стало интенсивно изучаться трансперсональной психологией.

6. Именно психосинтез обратил внимание на исключительно важную роль сознательного внимания, что впоследствии было подхвачено такими выдающимися учеными и практиками психологии, как Чарльз Тарт, Михай Чиксентмихайи, Мартин Селигман, Даниэль Каннеман.

7. Именно Ассаджиоли предложил изучать личность с точки зрения психодинамических процессов и легализовал понятие психической энергии как основу психодинамики, что впоследствии получило развитие в телесно-ориентированной психотерапии, в частности в биоэнергетическом подходе Александра Лоуэна.

8. Именно Ассаджиоли вслед за Шопенгауэром показал огромную важность для эволюции человека такой составляющей человека как осознанная, устремленная к самопознанию воля, дал реальные методы её развития и оказал влияние на целый ряд эзотериков, таких как Георгий Гурджиев, автор системы саморазвития «Четвертый путь».

Можно выделять множество других заслуг Ассаджиоли и открытого им метода. Однако как бы ни были велики эти заслуги и сколь бы ни значительны были достижения классической версии психосинтеза система имеет будущее, если постоянно развивается и обновляется. Многочисленные центры психосинтеза, работающие в разных странах мира и применяющие этот метод в конкретных условиях сталкиваются с необходимостью включать в психосинтез достижения современной психологической науки и адаптировать его к условиям национального менталитета. Россия в силу своего географического положения местоположения между Европой и Азией, исторической евразийской судьбы, особенностей культурной традиции и национального менталитета, склонного к поиску обобщающей идеи обречена на свое индивидуальное прочтение психосинтеза. Именно здесь получила мощное развитие персоналистская христианская философия, представленная целым рядом русских философов (Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, С.А. Аскольдов, В.Ильин, П.Н.Савицкий, Н.С. Трубецкой). Персоналисты как известно пытались применить свой метод не только осмысляя сознание отдельного человека, но и рассматривая Россию как сверхличность со своей психологией. Это очень мощно корреспондирует с психосинтезом.

Ирония судьбы заключается в том, что в нашей стране, которая в силу ряда причин не успела ознакомиться с классическим вариантом психосинтеза и опоздала с его освоением почти на сто лет профессионалам, увлеченным этой системой придется сразу продвигать обе его версии- классическую и обновленную. Потому мне хотелось бы сформулировать основные положения восточной версии психосинтеза, адаптирующей классическую версию к специфическим особенностям российского менталитета и глобальным изменениям, произошедшим в мире.

II. Восточная версия психосинтеза: Отличительные черты, психогические механизмы, новые сферы применения

1. Дезинтеграция, субличности и картина мира. Субличности, попеременно берущие власть внутри человека и захватывающие центр принятия решений создают мозаичную, искаженную картину мира, по сути дела множество картин ( или «карт» по терминологии НЛП), которые не позволяют человеку. Иногда сливаясь с социальными ролями, а иногда действуя самостоятельно они принимают противоречивые решения, создают сложные обстоятельства, в которые попадает человек. Если эти обстоятельства повторяются или тем более становятся постоянными, субличности закрепляются в человеческом сознании и начинают руководить поведенческими реакциями. Субличности не являются обязательно негативными внутренними образованиями и они трансформируются во вредные внутренние структуры только в том случае, когда человек отождествляется с ними и они берут над ним верх. В этом случае они дезинтегрируют личность человека. Мозаичная картина мира может достигать такой степени, что субличности становятся фактически автономными друг от друга. В этом случае жизненный опыт, накапливаемый человеком капсулизируется вокруг каждой субличности и становится недоступным для усвоения другими субличностями, а личность перестает расти и учиться.

Иллюзия целостности поддерживается тем, что человек, поочередно отождествляющийся с разными субличностями продолжает называть себе «я», порой поступая совершенно противоречиво. Чтобы адаптироваться к нарастающим противоречиям, человек, как правило, бессознательно заключает договор с разными субличностями об очередности властвования, выдвигая на авансцену то «Я», которое действует от имени всех субличностей и представляет собой самое сильное, доминирующее качество личности, ее грань, акцентуацию той или иной черты характера . Иначе говоря внутри человека происходит ложный психосинтез или кристаллизация психологических качеств не вокруг Высшего «Я»,. а вокруг какой-то отдельной черты, мотива, привычки, получающей псевдоперсональный статус.

Современный человек находится в дезинтегрированном состоянии. У него можно выделить несколько уровней дезинтеграции:

- тело- эмоции- ум, что выражается либо в телесной неуклюжести человека, чье тело живет как бы отдельно от его мыслей и переживаний, либо в конфликте ментальных убеждений(принцип «надо») и желаний(принцип «хочу»);

- противоречивость и разнонаправленность желаний и эмоций, при которой человеку одновременно хочется взаимоисключающих вещей ( например, богатства, требующего труда и прожигания жизни, предполагающее безделье и расслабленность) или он переживает противоречивые эмоции любви, смешанной с болью;

- противоречивость картин мира, идей и убеждений, которыми руководствуется человек в жизни, когда кто-то имеет конфликтные убеждения по поводу самого себя (публично декларируемая убежденность в собственной гениальности и одновременно подсознательная в этом неуверенность);

- отделенность .ума и эмоциональной сферы от Высшего «Я», при которой человек может иметь сильный интеллект и страстные переживания, лишенные какой бы то ни было связи с духовным началом и потому доставляющие ему множество проблем.

Иногда дезинтегрированность достигает таких степеней, что невозможно говорить о целостности человека и его психическое и нравственное здоровье оказывается под угрозой. Большинство психологических проблем, с которыми сталкивается человек порождены его внутренней дезинтеграцией

Восточная версия психосинтеза предлагает выделить несколько уровней психической дезинтегрированности человека по степени убывания этого качества:

1. Дезинтеграция психопатологического уровня, когда человек имеет множественные личности и скорее всего стоит на учете в психоневрологическом диспансере, если не как психический больной, то как невротик.

2. Дезинтеграция нравственного уровня, выражающаяся в криминальном прошлом или настоящем человека

3. Дезинтеграция, проявляющаяся в виде невротических акцентуаций, внутренних конфликтов, противоречий между мечтами и действиями

4. Дезинтеграция в виде небольших внутренних конфликтов у вполне здорового человека

Каждая дезинтегрированная часть человеческой психики стремится захватить центр принятия решений и претендует на то, чтобы выступать от имени всех субличностей и склонна каждый раз называть себя «Я». На практике дезинтеграция соседствует в человеке с ложной интеграцией- системой ролей, которые приходится играть. Какие-то субличности выходят на сцену сознания чаще других без этого механизма. было бы невозможно функционирование человека в обшестве.

Цель психосинтеза, недостижимая, но наивысшая – достижение полной интеграции, без сего невозможно соединение объединенного центра с Высшим Я.

2. Новое понимание природы и механизма психосинтезирования. Восточная версия психосинтеза отличается от классической не только расширением возможностями и областей своего применения, но и несколько иным, более расширенным пониманием механизма синтезирования. Восточная версия исходит из того, что психическое синтезирование ощущений, чувств, идей, образных представлений, актов понимания, волевых усилий и решений есть не просто психотерапевтический метод, но естественный психологический процесс, непрерывно и стихийно происходящий на протяжении человеческой жизни. Неосознанный психосинтез приводит к дезинтеграции, к дроблению единой психики на полуавтономные образования или субличности, которые слабо интегрированы между собой и образованию ложной кристаллизации психических элементов и негативного центра (ложного Я) в пространстве человеческого сознания. Осознанный психосинтез корректирует этот процесс и помогает человеку освободиться от ложной личности.

Механизм психосинтеза присутствует в любом процессе психической деятельности, например в акте восприятия, предполагающем направленность сознания и органов чувств на какой-либо объект или процесс психической деятельности или на достижении той или иной цели. Человек синтезирует ( присоединяет) новый сенсорный или смысловой образ к той систем образов и образных представлений, которые для него типичны. . При этом восточная версия, ссылаясь на данные когнитивных западных исследований утверждает, что за всяким, в том или ином смысле сознательным психическим актом стоит мини-субъект или мини-субличность.

Как правило, в психологии синтез понимается как установление связи последующее соединение различных элементов сознания, то есть как слияние на ментальном, логическом уровне. Однако известно, что синтетические процессы могут происходить на других этажах (уровнях) человеческой психики - на уровне ощущений (эффект синестезии, объединяющей воедино два или даже несколько ощущений, например знаменитый цветной слух Скрябина), на уровне чувств (когда человек переживает одновременно два чувства или одно сложное сочетание, «метасостояние» по терминологии НЛП). В телесной психотерапии ощущения вообще являются синонимом жизненной энергии и потому усиление ощущений с помощью синтезирования их различных разновидностей можно считать стратегией энергетического роста. Буддийская традиция Махаяны говорит о повышении осознанности путем слияния воедино сенсорного опыта человека, то есть данных органов чувств. Однако наиболее полным и эффективным вариантом синтеза является сознательное соединение всех лучших качеств, способностей и внутренних субличностей человека в единый центр, что собственно и предлагает система саморазвития Ассаджиоли.

Человек, взаимодействующий с другим человеком, обучающийся какому – либо навыку или умению, или достигающий поставленной цели, производит процесс синтеза собственной психики с этим человеком, приобретенным умением или полученным результатом. Соединяющим или синтезирующим фактором является образ человека, навыка, цели. Причем это синтезирование, в случае если оно производится психологически спящим или несовершенным человеком, раздираемым внутренними конфликтами человеческим сознанием носит фрагментарный и неполный характер. Человек не может создать сильного позитивного образа своего собеседника, желанного умения, запланированного результата. Слабый нечеткий образ проявляется в виде несовершенного действия.

3. От бессознательного и нередко негативного и стихийно протекающего психосинтеза к сознательному позитивному психосинтезу. Как образуются ложные субличности? Поскольку процессом синтезирования управляют несовершенные субличности, искривляющие процесс восприятия и неспособные воплотить представляемый образ в совершенное действие целостность психики нарушается еще сильнее. Человек начинает формировать в самом себе ложное Я, основанное на ущербном синтезировании неправильных представлений о мире и себе. Стихийный неосознанный психосинтез проявляется в человеке как глубоко ошибочная, неполная картина мира, основанная на ложной интеграции внутренних частей человека. В этом случае психические элементы человека группируются и кристаллизуются вокруг ложного Я, направленного на цели, негармоничные для глубинной природы человека Осознанный позитивный психосинтез корректирует этот процесс и помогает человеку освободиться от ложной личности и конфликтующих частей, гармонично интегрируя субличности и соединяя внутренние противоречия в единое гармоничное начало.

4. Синтезирование лучших методов основных психотерапевтических систем. Помимо более углубленного и расширенного толкования самого психологического механизма психосинтеза, его восточная версия означает также непротиворечивое соединение самых лучших элементов из других систем психологии и психотерапии. Система классического психосинтеза в значительной степени направлена на синтезирование субличностей человека, устремленного к совершенству или имеющего серьезные психологические травмы. Но способы решения конкретных жизненных проблем и достижения реальных целей, которые стоят перед каждым человеком, в классическом психосинтезе рассматривались значительно меньше. Восточная версия психосинтеза более ориентирована на жизненную конкретику.

В восточной версии предлагается также производить коррекцию того ложного психосинтеза, который человек осуществил в процессе ошибок и негативных поступков и решений, совершенных им в своей жизни. Эти ошибки и полученные проблемы, а также способы решения хорошо и подробно прорабатываются в самых разных психологических и психотерапевтических системах, таких как когнитивная психология, гештальт- терапия, транзактный анализ, НЛП, биосинтез Дэвида Боаделлы, символодрама, спиральная динамика, позитивная психология Мартина Сэлигмана и Михая Читксентмихайи.. Восточная версия психосинтеза предлагает синтензировать все лучшие достижения данных психологических систем и рассмотреть понятия субличностей с эволюционно-динамической точки зрения, изучив и осознав каким образом и под влиянием каких факторов они формируются в человеческом сознании еще с детства. Она предлагает методики, позволяющие анализировать, каким образом внутри человека происходит образование ложного психологического центра, как при этом у него еще с детского возраста синтезируются главные субличности.

5. Новая концепция субличностей

.Восточная версия психосинтеза считает понятие субличностей, исключительно важным достижением психологической мысли, от которого ни в коем случае нельзя отказываться как это предлагают сделать некоторые современные теоретики психологии, исходящие из постмарксистских и гуманистических представлений о том, что личность здорового человека целостна и любые автономные элементы внутри нее носят паразитарный и патологический характер. Конечно при полной автономизации субличностей паразитарность, патологичность и деструктивность субличностных проявлений вполне реальна. Однако учитывая массовость невротических реакций, дисгармоничность душевного состояния современного человека и увеличение количества навязанных массовой культурой мотивов можно с уверенность сказать, что структура личности современного человека носит гораздо более дробный и фрагментарный характер, нежели мы предполагаем.

Различные исследования показывают, что субличности начинают формироваться с первых месяцев жизни ребенка и имеют свои истоки и корни в нашем психологическом наследии, полученном от родителей и предшествующих поколений. К годовалому возрасту базовые субличности ребенка уже получают свое оформление. Связанные с системой мотивации и потребностей человека субличности формируются благодаря повторению реакций, приобретенных из опыта и по мере взросления человека превращаются в более сложные образования.

Субличности, попеременно берущие власть внутри человека и захватывающие центр принятия решений создают мозаичную, искаженную картину мира, по сути дела множество картин (или «карт» по терминологии НЛП), которые не позволяют человеку. Иногда сливаясь с социальными ролями, а иногда действуя самостоятельно они принимают противоречивые решения, создают сложные обстоятельства, в которые попадает человек. Если эти обстоятельства повторяются или тем более становятся постоянными, субличности закрепляются в человеческом сознании и начинают руководить поведенческими реакциями. Субличности не являются обязательно негативными внутренними образованиями и они трансформируются во вредные внутренние структуры только в том случае, когда человек отождествляется с ними и они берут над ним верх. В этом случае они дезинтегрируют личность человека. Мозаичная картина мира может достигать такой степени, что субличности становятся фактически автономными друг от друга. В этом случае жизненный опыт, накапливаемый человеком капсулизируется вокруг каждой субличности и становится недоступным для усвоения другими субличностями, а личность перестает расти и учиться.

Иллюзия целостности поддерживается тем, что человек, поочередно отождествляющийся с разными субличностями продолжает называть себе «я», порой поступая совершенно противоречиво. Чтобы адаптироваться к нарастающим противоречиям, человек, как правило, бессознательно заключает договор с разными субличностями об очередности властвования, выдвигая на авансцену то «Я», которое действует от имени всех субличностей и представляет собой самое сильное, доминирующее качество личности, ее грань, акцентуацию той или иной черты характера . Иначе говоря внутри человека происходит ложный психосинтез или кристаллизация психологических качеств не вокруг Высшего «Я»,. а вокруг какой-то отдельной черты, мотива, привычки, получающей псевдоперсональный статус.

Есть точка зрения, отстаиваемая М.Брауном и К.Баскиным, согласной которой субличность также как сознание человека состоит из трех уровней- подсознание, сознание и Сверхсознание. Восточная версия психосинтеза исходит из того, что субличности безусловно уходят своими корнями в сферу бессознательного и проявляют себя в поле сознания. Они относятся у классу е двухуровневых образований. Однако высшие сверхсознательные уровни недоступны для автономных субличностей, поскольку, а автономное психологическое образование не имеет духовного измерения. В свою очередь сверхсознание человека по своей природе едино и не может быть раздроблено на маленькие индивидуальные отсеки. Но при достижении интегративного целостного состояния объединенные субличности превращаются единый центр, способный соединиться с Высшим «Я».

Восточная версия психосинтеза предлагает детальное изучение взаимоотношения внутренних субличностей с внешними социальными ролями, которые каждому человеку приходится играть в жизни. Она предлагает новые способы работы с ложной интеграцией и кристаллизацией элементов человеческой психики вокруг искусственно созданного Я или центра, негативно влияющего на человеческое благополучие. Эти новые инструменты работы человека над собой в восточной версии психосинтеза связаны с использованием различных функций психики и прежде всего функции внимания. Она рассматривается здесь не просто в качестве отдельного психического образования, не связанного с человеческой личностью и его высшим Я, а выступает, напротив, как огромный, интегративный, сверхличностный ресурс, во многом отвечающий за эволюцию внутреннего человека. По сути дела развитие и эволюция человека является развитием и эволюцией его внимания в разных ипостасях и проявлениях. Дезинтегрированный человек расщепляет единое поле внимание и другие психические ресурсы по разнонаправленным субличностям, что делает невозможным включение высшего Я, обладающего неизмеримо большим ресурсом внимания, нежели отдельные личностные образования.

Внимание, согласно предположениям восточной версии психосинтеза есть когнитивный аналог понятия энергии. Человек рассеянный с этой точки зрения- это прежде всего слабоэнергетичный человек. И напротив, человек, способный подолгу концентрировать и удерживать свое внимание на внешних и внутренних объектах и процессах, является человеком высокоэнергетичным, как например, спортсмены-чемпионы, йоги и мастера боевых ресурсов. Психосинтез позволяет осуществить собирание воедино . ощущений, чувств, идей, образных представлений, понимания, волевых усилий и решений, одновременно с этим предлагая и разотождествление с негативно влияющими субличностями, и отождествление с потоковыми состояниями. Восточная версия психосинтеза предлагает человеку особую программу по развитию гармоничного интегрального внимания, которое помогает человеку преодолеть отождествление с одним вектором внимания, будь то экстравертность или интравертность и сформировать высокоэнергетичное, двуединое, мегавертное внимание, способное с одинаковым мастерством концентрироваться на внешнем или внутреннем мире.


6. Экзистенциальные позиции в психосинтезе (разработка С.Ключникова). Всем известны четыре экзистенциальных позиция в транзактном анализе:

1. Я окей, ты окей

2. Я не окей, ты окей

3. Я окей, ты не окей

4. Я не окей, ты не окей

Они хорошо точно отражают спектр базовых установок человека в его отношении к миру и к самому себе. Можно также проанализировать каким образом эти экзистенциальные позиции влияют на степень интегрированности человеческой личности. Очевидно, что первая позиция, заключающаяся в максимальном принятия мира и себя предполагает высокий уровень интегрированности лучших качеств человека, а четвертая позиция, тотально отрицающая все свидетельствует о высокой степени дезинтегрированности личности.

Однако богатство жизни и психологии человека не укладываются Представленные позиции выглядят как нечто статичные и неизменные, однако в жизни они подвержены серьезной динамике и меняются в зависимости от того, какие субличности в человеке преобладают . Человек может находиться в первой позиции, но при неблагоприятной стечении жизненных обстоятельств скатиться вниз и оказаться в любой из перечисленных позиций, включая четвертую. В точности также при упорной работе над собой он может подняться вверх и перейти с любого нижнего этажа на самый высший. Главным фактором, влияющим на вектор движения и развития личности является готовность человек к изменениям, росту, эволюции, улучшению себя и жизни, совершенствованию. Введение этого фактора в четверичную модель экзистенциальных позиций делает палитру представлений о человеке более интересной и полной: Я решился сделать авторское дополнение к этой проработанной теме.

1 а) От хорошего к лучшему. Я окей, ты окей, но при этом не собираюсь почивать на лаврах. Я готов к дальнейшей работе над собой во имя улучшения своей личности и окружающего мира.

1 б) Все хорошо я ничего не меняю. Я окей, ты окей и мне настолько приятно подобное самоощущение, что я ничего не хочу менять и готов остановиться в своем развитии, лишь бы сохранить свой внутренний комфорт.

2 а) Я очень несовершенен, но стремлюсь к совершенству. Я не окей, ты окей, но я готов работать над собой, чтобы победить свою неуверенность и комплекс жертвы и обрести уверенное самоощущение, основанное на самоуважении и устойчивой, позитивной самооценке.

2 б) Я согласен с судьбой неудачника. Я не окей, ты окей, но я не готов к тому, чтобы бороться с собой и с жизнью за место под солнцем. Другой человек как правило превосходит меня и потому я выбираю стратегию уступок и приспособления к жизни.

3 а) Может быть я во многом лучше других, но готов усмирить гордыню. Я окей, ты не окей, позиция приятная, но я понимаю, что часто бываю излишне самоуверен и меня не будут любить, если я постоянно буду демонстрировать комплекс своего превосходства. Потому я готов работать над собой и трансформировать свою гордыню в более уважительное и позитивное отношение к людям.

3 б) Мне нравится демонстрировать свое превосходство. Я окей, ты не окей и мне нравится чувство превосходства над другими людьми, я действительно уверен в этом, потому я ничего не буду менять ни в своем поведении, ни с своем отношении к миру. культивировать в себе это чувство, а не менять его на ложную и ненужную скромность.

4 а) Буду пониматься из ямы на вершину жизни. Я не окей, ты не окей, то есть я в глубокой яме и меня это кардинально не устраивает. В прошлом я совершал множество ошибок, но теперь хочу исправить их и начать жизнь заново. Я готов работать и над улучшением внешних параметров жизни, и над своим внутренним миром.

4 б) Смиряюсь с судьбой неудачника. Я не окей, ты не окей и ничего уже в моей жизни не изменишь. Жизнь- это тяжелая и неприятная вещь, где ты неудачник, а тебя окружают скверные эгоистические люди. Мне хочется закрыться от этого мира и людей, а иногда и мстить им за их подлость.

В экзистенциальных позициях важны не столько они сколько степень готовности человека улучшать свою жизнь и жизнь близких людей. Она изменяет находящегося в начале пути или даже заблудившегося человека быстрее, чем возможности, открывающиеся на самой высокой ступеньке лестницы успеха, если личность, поднявшаяся туда имеет явное или тайное стремление почивать на лаврах. Кто спорит, позиция 1а)- имеет больше всего перспектив для дальнейшего восхождения к совершенству. Если же человек упал в своем духовном состоянии на самое дно, ему очень трудно работать над собой и менять свою позицию. С другой стороны начать новую жизнь и подниматься к вершинам целостности никогда не поздно. Восхождение к совершенству и слияние человека с высшим Я предполагает самую высокую степень интегрированности психики. В какой бы из четырех позиций человек не находился бы главное, чтобы в нем непрерывно работала программа совершенствования и улучшения. Восточная версия психосинтеза исходит из того, что главным фактором, гармонизирующим жизненные

7. Сознание - двойное зеркало, конструирующее объективную и субъективную реальность. Восточная версия психосинтеза воспринимает сознание как особый разумный и даже сверхразумный орган, напоминающий зеркало с двумя поверхностями - внешней и внутренней. Одна отражает внешний мир, другая внутренний. Обе поверхности творящего, когнитивного, сознательного зеркала работают в тесном взаимодействии друг с другом и в повседневной жизни невозможно выделить работу одной части от работы другой.

Внимание на самом деле представляет собой точку сборки, которая рождает картину мира. Это наиболее динамическая часть когнитивного зеркала. Оно является ресурсообразующим фактором, внимание – собиратель ресурсов. Это как бы передовой отряд сознания, его авангард или головной вагон поезда. Куда внимание повернет, туда и пойдет поезд. Китайцы говорили по-другому – где внимание, там и ци. И от того, как человек осознает ресурсы внимания, и помогает оформиться картине мира, зависит, какой будет персональная вселенная, в которой он живет. От того, где находится внимание человека, в голове, в уме или, например, в груди, то есть в так называемом эмоциональном сердце, с чем он больше отождествляется в данный момент, зависит окрашенность внимания, а значит, в конечном счете и успешность. Только для успешности внимание должно быть осознанным. Позитивно заряженное внимание, наведенное на любой участок тела или психики подтягивает к этой зоне психологические ресурсы- позитивные образы, мысли, чувства, ощущения. Оно усиливает, разогревает, активизирует эту зону.

Цель такого сознательного внимания - удержать свое сознания на том или ином объекте, извлечь из него необходимую информацию или энергию и использовать ее для собственных задач. Можно сказать также, что внимание как самый свободный элемент сознания несет человеку свободу выбора и познания.

Внимание – это инструмент, при помощи которого сознание человека не растекается, а становится целенаправленным. Это фактор упругости, внутренней силы, глубинной организованности сознания. Крайне важен также вектор внимания, на что оно направлено, куда мы устремлены и степень концентрации, то есть с какой силой, интенсивностью, полнотой мы сконцентрированы на чем-то. Еще важна такая функция внимания как его распределение. Потому что еще в жизни человеку постоянно приходится решать проблемы как и распределять внимание. Мы знаем, что есть деление на экстравертов и интровертов, идущее от Юнга. В чистом виде нет экстравертов и интровертов. Но экстраверт - это тот, чье внимание преимущественно направлено на внешний мир, а у интроверта внимание сосредоточено на внутреннем мире. Это особое внутреннее внимание, оно, как правило, менее интенсивно и более погружено в подобие психологического сна. Внешний мир не дает человеку расслабиться. Идеальный вариант – человек должен дорасти до уровня мегаверта – человека, одинаково хорошо ориентирующегося и во внешнем, и во внутреннем мире.

Помимо видов внимания есть его различные функции:

- отбор стимулов или впечатлений, приходящих к нашему воспринимающему сознанию извне или изнутри;

- концентрация или способность внимания волевым образом удерживать себя около какого-либо объекта;

- распределение или умение человека распределять свое внимание среди нескольких объектов, дел или людей, требующих нашей психологической заинтересованности;

- переключение или умение человека переключаться с одного объекта на другой.

В восточной версии психосинтеза внимание обладает еще одной важной сложной развивающей функцией - оно помогает человеку вначале найти самое главное в своей жизни направление ( поисковая функция ), сосредоточиться на нем и удержать сознание на выбранной цели несмотря на постоянно меняющиеся жизненные обстоятельства. Ведь сакральные системы утверждают- если долго держать внимание на любом психическом объекте (квантовая физика утверждает, что и на физическом объекте тоже), то он меняется: позитивный объект- чувство, мысль, состояние усиливается, а негативный трансформируется в нейтральный или растворяется. Подобное сознательное внимание таким образом интегрирует все психические ресурсы, включая субличности. Отсюда задача- накапливать позитивное внимание внутри себя на тех состояниях, которые помогают нам быть сильными и счастливыми и на тех задачах, которые мы считаем приоритетными. Но для того, чтобы внимание могло выполнять свою высшую интегративную и развивающую личность функцию его нужно постоянно тренировать и развивать. Оно должно равномерно заполнить внешнюю и внутреннюю сторону двойного зеркала сознания, стать сильным, упругим, целостным.

На сегодняшней стадии эволюции человека, существа внутренне противоречивого, множественного (в смысле множества субличностей, поочередно меняющих картину мира) говорить о целостности обеих сторон подобного зеркала сознания не приходится. Можно представить это зеркало мозаичным, разделенным на некие окрашенные в разные краски сектора. Каждый сектор или кусочек мозаики закреплен за различными субличностями, которые подобно маленьким человечкам поочередно смотрят на мир через одноцветную узкую призму. Чем более множественными являются обе поверхности зеркала сознания, тем более негативной является реальность, сконструированная человеком. Ведь множественность означает либо конфликт, либо хаос, но ни в коем случае не духовное богатство, как нас иногда убеждают. Богатство личности как раз и расхищается ее более мелкими разнонаправленными частями. Чем более едины во всех отношениях между собой субличности человека, чем он целостнее, тем богаче реальность, которую человек конструирует.

Для того, чтобы реальность, которую мы создаем свои восприятием, мышлением и действиями восточная версия психосинтеза предлагает человеку преодолеть свою мозаичность, сделать свою личность и сознание более целостным и синхронизировать работу двух сторон своего зеркала. Это возможно только в том случае, если мы научимся синхронизировать работу двух сторон своего зеркала. Если человек воспринимает внешний мир, то есть активизирует внешнюю поверхность своего зеркала сознания (позиция «я внимателен к человеку» и хочет, чтобы его восприятие было ярким, запоминающимся и позитивным, ему нужно также активизировать внутреннюю поверхность( позиция « я осознаю свою внимательность и внутренние ощущения от общения»). Согласно представлениям восточной версии психосинтеза синхронизация двух сторон сознания и поверхностей когнитивного зеркала является одной из главных задач личностного и духовного развития человека. Она удваивает количество психических ресурсов человека, участвующих в душевной жизни человека, делая ее более интенсивной.

8. Усиление Я. Восточная версия психосинтеза принимает семиуровневую модель сознания, предложенную Роберто Ассаджиоли, однако сосредотачивается на тех динамических трансформациях, которые под влиянием психосинтетической работы над собой могут произойти в человеческом сознании и изменить соотношение между разными ее частями. Так одним из главным направлением работы в данной версии является работа человека над собой как совместно с психологом, так и самостоятельно. Критерием результативности этой работы является увеличение и расширение поля сознания и повышение силы присутствия сознательного Я, которое меняет соотношение между различными слоями сознания в человеке.

1. Низшее бессознательное. 2. Среднее бессознательное. 3. Высшее бессознательное или сверхсознательное. 4. Поле сознания. 5. Сознательное «Я» (Эго). 6. Высшее «Я». 7. Коллективное бессознательное.

На знаменитой схеме «яйца сознания» Ассаджиоли сознательное «Я» человека, как впрочем и Высшее» Я» изображены точками и границы между этажами сознания выглядят как четко прочерченные линии.. Но в реальности Высшее «Я» не точка, а огромное внутреннее пространство, которое трудно изобразить графически, но которое как более объемная сфера охватывает сферу коллективного бессознательного. Границы же между слоями сознания достаточно подвижны. Работа человека над собой меняет соотношение между всеми элементами этой схемы сознания.

В результате такой работы (восточная версия психосинтеза называет ее «селф-форсингом» или «усилением Я») низшее бессознательное и среднее бессознательное по классификации Ассаджиоли ослабляет конфликтный потенциал по отношению к сознанию и к Сверхсознанию и интегрируются в единое поле человеческой осознанности. Увеличивается поле сознания, которое охватывает все большее количество внутреннего пространства и укрепляется связь обычного сознательного «Я» и высшего «Я», которую можно рисовать теперь не пунктирной, а сплошной линией. Соединительным звеном должен стать новый орган сознания- Внутренний Наблюдатель, постепенно развивающийся из сознательного «Я».

Подобная работа уменьшает объем « внутренней Тени» в человеческой психике и увеличивает степень присутствия Я, которое можно назвать «внутренним Светом». Совместная работа сознательного центра и его высшего Я, которое постепенно увеличивает степень своего присутствия во внутреннем мире человека и его жизни в целом приводит к тому, что субличности, до этого конфликтные и разнонаправленные превращаются в единую команду. И эта команда начинает работать на достижение именно тех целей, выбор которых санкционирован («благословлен») высшим Я и достижение которых им энергетически поддерживается.

9. Пирамида саморегуляции в психосинтезе. Восточная версия психосинтеза предлагает новую модель саморегуляции, отличающуюся от тех методов, которые сегодня применяются в психологии, психотерапии и различных вариантах психотренинга. Эти методы не ставят задачи сформировать субъект управления собой или управляющее Я и не определяют уровень, с которого человек будет пытаться повлиять на себя. Восточная версия утверждает, что человеческая психика с точки зрения саморегуляции имеет семь уровней (располагать их лучше и не порядку чисел натурального ряда, а по реальному иерархическому принципу):

7) духовный, представленный Высшим Я.

6) сознательно-волевой

5) субличностный

4) ментальный,

3) эмоциональный,

2) энергетический

1) телесный,

Истинная саморегуляция, то есть управление человека самим собой начинается с шестого, сознательно –волевого уровня и проявляется как присутствие внутреннего наблюдателя (сознательно-волевого Я), которое в процессе самонаблюдения проводит волю высшего Я или духа и управляет субличностями.. Ложная саморегуляция выражается в виде диктата со стороны субличностей ( пятый этаж или уровень психики), которые пытаются управлять внутренними психическими процессами и внешними действиями, либо сменяя друг друга в хаотическом режиме и, либо кристаллизуясь вокруг какой-либо одной, наиболее сильной и как правило негативной субличности. Сознательной воли в такой саморегуляции мало, поскольку субличностью движет страсть и связь между психикой человека и высшим Я ослабляется. Психолог и психотерапевт на консультации могут обучить человека искусству психосинтезирующей саморегуляции, которая помогает освободиться от главных психологических проблем- утраты целостности, эскалации конфликта между субличностями, распылении ресурса внимания, истощения внутренней силы, ослабления осознанности и приводит к гармонии и целостности.

10. Психосинтез и психология достижений. Восточная версия психосинтеза открывает большие возможности для применения таких направлений психологии как психология достижений и мотивационная психология. Состояние Потока или вдохновения, введенное в психологию американским психологом Михаем Чиксентмихайи, и представляющее собой соединение внутреннего Я с внешней целью в некое единое семантическое и энергетическое поле получает свое новое объяснение в восточной версии психосинтеза. Чтобы Поток образовался и облегчил человеку достижение цели в его рождении и поддержке должно участвовать не только мотивированная и устремленная к цели субличность, но и высшее Я. Оно либо дает для выбранной цели «добро» для работы человека по осуществлению задуманного и открывает энергетические ресурсы, подпитывающие нашу мотивацию. Либо по тем или иным, обычно непонятным для человека причинам не позволяет включиться энергии и соответственно блокирует включение мотивации и вдохновения.

Таким образом восточная версия психосинтеза может быть применима в самых разных областях психологии достижений: в карьере, менеджменте, спорте, педагогике, публичной деятельности, а также в сфере человеческих взаимоотношений, где всегда можно наблюдать конфликты разнонаправленных сил и процессов как внутри отдельного человека, так и во взаимодействии нескольких людей, представляющих собой сложные системы, состоящие из множества субличностей.

Если не удается примирить внутренний конфликт субличностей в отдельном человеческом сознании, то контакт с людьми не будет успешным: субличности одного человека войдут в противоречие с субличностями другого человека. Область применения психосинтеза в его восточной версии расширяется настолько, что этот метод делается применимым для улучшения психологических процессов в любой сфере человеческой деятельности.

Богатство подходов психосинтеза к трансформации человеческой личности и использование ее скрытой ресурсов открывает широкие возможности для прикладного применения психосинтеза в сфере психологии достижений –, в менеджменте, профессиональной карьере, бизнесе, публичной деятельности, спорте. Дело в том, что любая отрасль психологии достижения всегда связана с активным целеполаганием человека и деятельностью, направленной на достижение желаемого. Однако человеческая психика и сознание устроены таким образом, что никакое серьезное достижение целей невозможно без сопротивления- и внешнего, связанного с объективными препятствиями, и внутреннего, предполагающего, что какие-то части и структуры человека не могут или не желают совершать усилия и преодолевать препятствия. Психосинтезом наработаны прекрасные методы нейтрализации этих внутренних саботажников в нашей душе.

Другая проблема, характерная для психологии достижений связана с тем, что у человека может быть недостаточно сформирована интенсивная и устойчивая мотивация, нацеливающая на успех в данной области. Восточная версия психосинтеза предлагает очень эффективные методы пробуждения мотивационной субличности. Ее активное использование в конкретной деятельности дает результат благодаря синтезированию статического Я с состоянием динамического потока, многократно усиливающего мотивацию.

11. Психосинтез и обучение новым навыкам. Серьезным препятствием, с которым сталкивается обучающийся человек и которое фиксирует психология достижений, это недостаточно проработанные методы быстрого усвоения сложных навыков. Восточная версия психосинтеза предлагает целую систему сознательной работы, формирующей в сознании человека особую субличность талантливого ученика, быстро усваивающего новые навыки и умения в любых областях.

Проблема соотношения затраченных усилий с эмоциональным результатом, выражающаяся в степени удовлетворенности человека достигнутым. В восточной версии психосинтеза разработана целая программа, помогающая человека одновременно с приобретением новых навыков синтезировать внутри своего сознания состояния устойчивой удовлетворенности и радости от достигнутого, каким бы трудным оно не было. Данная версия содержит множество практик, повышающих интенсивность мотивации с помощью синтезирования двух или нескольких мотивов, переживаний и целей в единый психологический сплав качеств. Чем внутренне богаче человек, тем в большей степени он интегрирован внутри себя и тем интенсивную внутреннюю жизнь, использующие глубинные ресурсы психики он ведет.

Неудачи человека, относящиеся к сфере психологии достижений и проявляющиеся в обучении, менеджменте, карьере, бизнесе, публичной деятельности, спорте связаны с тем, что у человека в результате неправильного воспитания и одностороннего образования происходит неправильная интеграция всех внутренних частей и структур. Внутреннее Я человека оказывается соединением разнонаправленных желаний и ценностей, недостаточной соединенностью ментальной, эмоциональной и телесной составляющей своего организма и психики. Например, ум человека принуждает его заниматься активной публичной деятельностью, но глубинная эмоциональная природа сопротивляется навязанной социально-профессиональной роли. В результате телесная структура человека сопротивляется публичности. Человек начинает вести себя зажато на людях, и публика «по Станиславскому» не верит в искренности его публичных высказываний. Налицо неконгруэнтность поведения, глубинная причина которой заключается в ложной кристаллизации личностных структур человека, которая в стрессовой ситуации активно дезинтегрирует целостность личности и создает для человека большие психологические проблемы.

Восточная версия психосинтеза предлагает мощные технологии трансформации негативных форм интеграции и замены ложного дисгармоничного Я на более целостное и гармоничное.

12. Психосинтез, внутренняя алхимия и потоковые состояния. Эффект, производимый практиками в восточной версии психосинтеза обеспечивается не только тем, что конфликтные личностные образования и структуры уже на первой стадии синтезирования, приводятся к некоему общему знаменателю и становятся подконтрольными новому сознательному Я. Дело в разработанных практиках, благодаря которым высшее Я активно включается в процесс синтезирования. На последней стадии придает этой внутренней алхимии самопреобразования человек получает мощный дополнительный импульс, проявляющийся в виде состояния вдохновения, вспышки интуиции или второго дыхания. Высшее Я по сути дела благословляет новый центр человека на постоянную успешное существование. Оно выступает в качестве решающего ресурса, без которого внутренняя работа человека по обретению целостности была бы явно незавершенной. Именно вдохновение или озарение, полученного человеком от высшего Я помогает ему завершить гештальт его начинаний.

Если человек, работающий в сфере деятельности, сопряженной с достижением серьезных целей и результатов, ставит перед собой задачу, заходящую за пределы персональной выгоды и стремится осуществить некую внутреннюю миссию и Сверхзадачу, то его психосинтез приобретает все более одухотворенный характер. Человек, испытывающий мощное интенсивное вдохновение от своей творческой деятельности, пробуждает в себе не только трансперсональные переживания, а значит трансперсональное Я, но и формирует то сознательное духовное Я, о котором говорил ученик Ассаджиоли Петро Ферручи. В итоге два Я сливаются воедино.

13. Психосинтез и общение. В восточной версии психосинтеза разработана также еще одна область, которую Ассаджиоли только наметил – психосинтез, происходящий в общении. Ведь любое общение двух или нескольких людей и образования больших малых групп обязательно предполагает сложные и не до конца исследованные процессы психологического синтезирования. Чем более внутренне проработаны целостные и гармоничные люди, вступающие в коммуникацию, чем полнее интеграция субличностей каждого из них, тем более гармонично протекает само общение. Но чем больше внутренних конфликтов и разнонаправленных субличностей в каждом из людей, тем дисгармоничнее само общение. Из истории религий и духовных учений известно, что учителя и мастера, принадлежащие к разным традициям при встрече друг с другом, как правило, не конфликтуют. Но именно последователи зачастую устраивают между собой религиозные войны. Из жизни мы знаем, что если в контакт друг с другом вступают различного рода криминальные элементы и банды, то их общение чаще всего заканчивается перестрелкой и кровавыми разборками. Все это результат взаимодействия агрессивных, психологически непроработанных субличностей внутри сознания каждого из членов подобных банд.

Процесс общения личности людей, состоящие из субличностей образуют сложную фигуру различной степени интегрированности, в которой есть некий психологический центр, рождаемый объединенной энергией участников общения. Сама эту фигура( коммуникат) может иметь долгую жизнь, как это бывает с случаях глубокого общения двух или нескольких людей, значимых друг для друга, а может быть очень эфемерным образованием, быстро растворяющимся подобно призраку без особых последствий для участников, как это бывает при случайном общении. Можно говорить о том, что долговечность этой коммуникативной фигуры зависит от заряда энергии, сосредоточенной в этом центре и от степени конфликтности субличностей с той или другой стороны.

В восточной версии психосинтеза разработаны методы внутренней гармонизации тех субличностей в каждом человеке, которые участвуют в общении. С определенной точки зрения субличности, живущие внутри нас, можно назвать «командой», игра которой зависит от того, насколько эта команда сплочена. Если сплотить такую «команду» внутри сознания каждого участника общения, то эффективность коммуникации людей, вступающих во взаимодействие друг с другом вырастет во много раз. Таким образом, мы видим, что восточная версия психосинтеза делает его весьма эффективным методом трансформации отдельного человека и групп людей, проявляющих себя в самых разных сферах.

14. Психосинтез, политическая психология и геополитика. Можно предположить, что специально модифицированная схема психосинтеза может успешно применена в самых разных сферах индивидуальной деятельности человека и объединений людей в группах, включая межэтнические взаимодействия. Если помечтать и попытаться представить, что завет Ассаджиоли- приступить к разработке психосинтеза наций и культур начинает исполняться, то тогда можно представить, что психосинтез может быть интереснейшим инструментом разработки национальной идеи в России и что Россия как гипер-личность сама состоит из своеобразных субличностей- глубинных национальных качеств, программ, архетипов и сценариев. Можно рассмотреть как субличности и национальные республики и национально-территориальные образования. Россия на протяжении своей истории осуществила бессознательный психосинтез разнообразных национальных качеств и программ, которые меняются на протяжении истории. Выявление подобных сценариев может быть очень интересно для политической психологии, политологии и стратегических исследований. Перспективным является также сближение психосинтеза с с направлением Комплексных Адаптивных Систем (KAS), активно применяемым в политико-экономической сфере и позволяющее выявить субъекта и хозяина любого общественно-политического и экономического процесса. Потому за психосинтезом очень большое будущее.


Работа над собой