Как «школяр» вырос до босса
Однажды клиент пришел ко мне с такой проблемой: ему повезло, его существенно повысили по службе, назначив руководителем крупной структуры по коммерческой недвижимости – а, между тем, он пребывает в подавленном состоянии, у него развился невроз, утомляемость, бессонница. Было время – он мечтал об этой должности и этой зарплате, как о манне небесной, а теперь на службу идет как на каторгу.
Стали разбирать ситуацию – выясняется следующее обстоятельство: в его функции отныне входит регулярное согласование документации с властями предержащими – крупными городскими и федеральными чиновниками. А у тех – скверные манеры: отшивают, хамят, твердят: “приходите завтра, крайне недосуг!”, и вообще – начальственно не замечают и цедят через губу. “У меня буквально колени слабеют, язык заплетается и глаз “тикует” - подергивается, когда я захожу к этим большим дядькам в кабинет! - делился переживаниями Антон, - теряюсь, не могу изложить свои доводы, чувствую себя пятиклассником на педсовете. Босс мной недоволен: те вопросы, что мой предшественник решал с лету, у меня зависают на недели, а то и на месяцы. Что мне делать?”
Парень явно “перетащил” за собой во взрослую жизнь типичную родительскую программу: “деспотичный отец – подавленный ребенок”. Это было очевидно.
“Пора вам начинать строить взрослые отношения, - сказал я ему, - чиновники инстинктивно привыкли играть роль Зевса-громовержца, чтобы отваживать от себя лишних просителей-надоедал. Это их способ экономить силы. Так что с ними – или на равных, или никак! Придется вам наконец повзрослеть!” Антон был поражен – оказывается, в свои тридцать он все еще школяр! Впрочем, он и сам об этом догадывался, говоря о “чувствах пятиклассника”.
Я помог ему очистить сознание от программ-ограничителей, вооружил серьезными практиками, помог освоить “взрослые программы” - “школу риска”, искусство деловых переговоров, технику внутренней стабилизации. Мы проводили ролевые игры, оттачивали технологию уточняющих вопросов, вместе вырабатывали умение точно и кратко формулировать мысли, взяв за основу лозунг Наполеона: “Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает”.
Антон стал методично и поэтапно утверждать себя на переговорах как взрослого, отстаивающего свои интересы, уверенного в себе человека. Я видел, как нелегко ему это давалось. И все же результаты сказались очень быстро. Если не первый, то уже второй чиновник, которого на реплику: “Это невозможно!” мой клиент осадил контр-вопросом: “Что необходимо для того, чтобы это стало возможно?” Чиновник от неожиданности сам пришел в такое замешательство, что принялся мямлить что-то невразумительное. Это дало парню первую фору.
“Я понял механизм – как работают “сбивающие с толку” установки!” – провозгласил с горящим взором Антон при следующей встрече. А понять механизм – это уже наполовину взять программу под контроль. К парню пришел особый азарт, он вошел во вкус. Ну, а дальше оставалось только совершенствовать технику. В чем мы с ним вместе и преуспели. Скажу напоследок, что Антоном у меня есть все основания гордиться – он не только укрепил свои позиции на этой должности, но и пошел дальше – сам сумел занять руководящий пост в своей фирме. Вот что значит – “понять механизм”!