Вышло интервью с Сергеем Ключниковым в журнале «Обучение & карьера», август, 2007 года

ФОРМУЛА УСПЕХА

Хорошо, конечно, когда все получается легко и без напряга, как бы само собой: поступление в престижный вуз, хорошая успеваемость, перспективное место работы, высокая зарплата, продвижение по службе… Но это удается единицам. По статистике лишь 5-7% людей обладают врожденными способностями, энергией и обаянием, позволяющими достичь успеха в жизни, не прилагая особых усилий. Всем остальным придется поработать.

Времена, когда слово «карьера» имело негативную окраску, ушли в прошлое. Сегодня ему возвращено первоначальное значение: «карьера» (от французского carriére) — путь, ход, движение к успеху, высокому положению в обществе, достатку, известности. Конечно, можно двигаться по этому пути интуитивно: настойчивый человек с головой и амбициями в большинстве случаев рано или поздно добьется, чего хочет.

Но сколько шишек набьешь на этом пути! Да и времени, если у вас нет влиятельной поддержки, уйдет немало. Кроме того, разве редко бывает, что пришел выпускник вуза в ту или иную компанию, старается, сидит на работе допоздна, не отказывается ни от каких поручений, добросовестен, исполнителен, лоялен, а зарплату не повышают и по служебной лестнице вверх не двигают. Как сделать, чтобы не оказаться в такой ситуации?

Выбор вуза

Жизнь — это краткосрочный проект, и за отведенное время надо успеть как можно больше. Поэтому чем раньше человек определится с тем, чего он хочет и что ему надо, тем большего он достигнет. В идеале это хорошо делать еще в школе — дальше в жизни наступают разные трудности, разочарования, человек начинает думать, получится у него или нет. Но реально раньше 20-22 лет понять, чем хочешь заниматься в жизни, мало у кого получается.

Нравится — не нравится

Главный критерий при выборе института — как и в целом сферы будущей деятельности — нравится вам это или не нравится. Блестящей карьеры можно добиться лишь в той сфере, которая вам по душе и которой вы готовы посвятить все силы и время.

Рассказывает директор Центра практической психологии Сергей Ключников:
«В свое время в США было проведено любопытное исследование. Психологи изучили жизнь нескольких сотен людей, которые добились высоких результатов в искусстве, спорте, политике, бизнесе, и выяснили, что все они, во-первых, очень рано определились с тем, чего они в жизни хотят. А во-вторых, с детства использовали один и тот же прием: формулировали в сознании свою мечту и в деталях представляли ее реализацию, причем не только моменты триумфа, но и рутину, трудности, поражения. Спортсмены видели изнурительные тренировки и травмы, актеры — долгие репетиции и шикающий зал, политики — провал на выборах, бизнесмены — банкротство. Все это сменялось картинами обычной работы и оглушительного успеха. Тот, кто ежедневно представляет себе ход событий, как бы готовится к этому, притягивает весь сценарий полностью — и подталкивает его к осуществлению.

Так что первый шаг на пути к профессиональному успеху — осознание цели и ясное ее понимание… Учитесь чувствовать себя так, как чувствуют люди, добившиеся этого до вас, — и не столько в том смысле, как они там на Канарах отдыхают, а в том, как они тут пашут.

Бренды

Абсолютное большинство молодых людей становятся студентами задолго до того, как поймут, что им в жизни нужно и чего хочется.

По статистике две трети выпускников после окончания вуза устраиваются на работу не по специальности. Так что, где именно вы получали высшее образование, для построения карьеры большого значения не имеет. Исключение составляет десяток вузов, которые являются известными брендами: МГУ, МГТУ им. Баумана, МФТИ, МИФИ, Медицинская академия и Медицинский университет. Когда в дипломе написаны эти буквы, шансы попасть на работу в хорошую компанию резко возрастают. Так что если нацелены на карьеру, попытайтесь поступить в вуз с именем, пусть и на платное отделение.

Если вуз не из первой десятки, работодатель просто учтет, что у вас есть корочки, и сосредоточит внимание не на вкладыше к диплому, а на человеке, который к нему пришел. И молодому специалисту придется выкладывать другие козыри. Тузом в этой колоде можно считать опыт работы.

Японский подход

От академических знаний как таковых карьера и профессиональный рост сегодня мало зависят. Время обучения в вузе надо использовать для того, чтобы попробовать разные сферы деятельности и понять, по душе они вам или нет. Начинать работать нужно как можно раньше. На первых курсах — подойдет и раздача флаеров, и фаст-фуд, и мытье машин, и работа в магазине. На третьем-четвертом лучше приблизиться к квалифицированной работе, которой собираетесь заниматься в жизни.

Подолгу засиживаться на одном месте не стоит. Говорят, чтобы стать специалистом, требуется три года, толковым исполнителем — год. Студенту не нужно пока ни то, ни другое. Его цель — познакомиться с наибольшим количеством трудовых сфер, попробовать их на ощупь, так что вполне хватит трех-четырех месяцев. Это японский подход — в Стране восходящего солнца за время учебы студент сменяет десятки компаний, а к моменту окончания вуза приходит на работу в ту единственную, где будет трудиться пожизненно.

Способности

Успеха не добиться и без способностей в той сфере, которой вы занялись. Есть девушки, которые по десять лет поступают в театральный институт. Зачем? Ведь талант виден сразу. Да, желание, напор, ежедневные усилия способны открыть любую дверь, но чтобы ключ вошел в замок, он должен быть от этого замка. Иначе, даже если долго бить в одну точку, ключ в скважину не войдет. Или войдет, но сломается.

«Кто денег, славы и чинов спокойно в очередь добился…»
Одни произносят эти пушкинские строки по-прежнему саркастически-обличительно: мол, суета сует, крысиные гонки. Другие — с новой интонацией, рассудительно-одобрительной, ведь это не что иное как формула пути к успеху. Следуя ей, можно достичь не только — вспомним другого классика — «степеней известных», но и общественного признания и материального благосостояния. Вот только слова «спокойно» и «в очередь» сюда не подходят. Построение карьеры — движение вверх и вперед — эффективно лишь тогда, когда происходит allegro energico — активно, быстро, энергично.

Вперед, вниз или на месте?

Деньги при выборе места работы играют важную роль, но не решающую. Любую трудовую деятельность — и временную, пока учишься, и постоянную, после окончания вуза, — надо оценивать с главной позиции: развивает она меня как профессионала и как личность — или нет? Для этого есть формальный критерий: приобрели ли вы за последние два-три месяца новые умения и навыки, расширились ли ваши полномочия. Да и собственные ощущения подскажут: дает ли вам эта работа что-то помимо денег, приподнимает она или придавливает, развивает или отупляет, лучше вы стали как профессионал и человек — или деградировали? Изо дня в день завинчивать одну и ту же гайку, раскладывать товар по полкам, сидеть в будке охранника или разгружать вагоны… Спору нет, все работы нужны и важны, некоторые даже прилично оплачиваются. Но ваша задача — семимильными шагами идти к успеху, времена, когда молодой специалист сидел три года на одном месте, прошли. Для того чтобы двигаться, требуются пространство и возможности. Если их на вашем нынешнем рабочем месте нет, срочно ищите другое.

Мечтать не вредно. Но по плану

В продвинутых западных компаниях HR-отдел составляет для каждого сотрудника индивидуальный план личного развития: через год ты получишь первое повышение, через два — второе, но для этого нужно выйти вот на такие показатели, достичь вот таких результатов и приобрести вот такие умения и навыки. Если в компании, где трудитесь вы, о личном росте сотрудников никто так не печется, придется позаботиться об этом самому.

Не как все

Как только придете на новое место работы, постарайтесь выделиться, обратить на себя внимание. Естественно, не цветом волос, одеждой и экстравагантным поведением, а отношением к делу, добросовестностью, ответственностью. Предположим, одновременно с вами на ту же работу приняты еще десять выпускников вуза — попробуйте с ними не слиться, стать лучше их — сегодня, когда многие молодые люди относятся к делу не слишком серьезно, это не очень трудно. Если вы хорошо работаете, активны, сумели обратить на себя внимание начальства, повышение можно получить уже через месяц. Легче продвигаться в молодой, динамичной компании, рост здесь может быть очень быстрым: пришли стажером, а через три месяца — уже начальник отдела.

Ты много на себя взяла

С первого же дня работы старайтесь брать на себя больше, чем положено по должностным инструкциям. Не отказывайтесь от дополнительных поручений и сами все время берите на себя что-то новое, расширяйте свои функции, старайтесь получить новые полномочия, но так, чтобы справиться, не завалить дело. Можно при обсуждении какой-либо проблемы на общем совещании вызваться «Давайте я попробую!», можно прийти к шефу и прямо спросить: «Что я могу еще сделать полезного?» Предложите новую идею или проект, попросите расширить ваш участок работы, выскажите готовность куда-то съездить, решить вопрос, организовать встречу.

Во-первых, в хороших компаниях активность и инициативность замечаются и ценятся, а во-вторых, все это способствует вашему развитию как профессионала. Говорят, первый год человек работает на репутацию, потом много лет подряд она работает на него.

По словам психолога Елены Панфиловой, «если брать на себя больше, чем положено, решать задачи, связанные с более глобальными функциями и расширением полномочий, — все это непременно окупится. Возможно, не деньгами и не прямо сейчас, но сторицей — ведь вы растете и как профессионал, и как личность. Не исключено, что не всем из ваших коллег это понравится, кто-то сочтет вас выскочкой, упрекнет в желании выделиться, обратить на себя внимание начальства. Будьте готовы к косым взглядам, скрытой насмешке, зависти — и постарайтесь превратить все в шутку. Это проблемы не ваши, а ваших завистников. Через какое-то время вы перерастете эту компанию и пойдете дальше, а они останутся сидеть на месте и завидовать».


Правильный PR

Скромность, если и украшает, то вовсе не тех, кто стремится сделать карьеру. Получив хороший результат, не надо скрывать это от руководства. Если нет повода идти к шефу в кабинет, как бы невзначай окажитесь рядом в коридоре, буфете, туалете, около лифта — и между делом обмолвитесь о том, что за последний месяц ваши продажи выросли на столько-то или что вы привлекли стольких-то новых клиентов. Или разошлите по e-mail свой отчет, проект или предложения по улучшению работы, включив в список адресов высшее руководство. Пусть оно знает, каким ценным работником обзавелось.

И вообще — старайтесь общаться не только со своим непосредственным руководителем, но и с вышестоящим, а в идеале — и с первыми лицами компании. Придумайте способ, как завязать контакт. Только аккуратно — ни у кого не должно сложиться впечатления, что вы перешагиваете через голову своего непосредственного начальника.

Высовывайся!

Старайтесь приподнять свой потолок, выйти за рамки своего отдела хотя бы на уровень департамента, а еще лучше — замов. Для этого посещайте не только те совещания, планерки и оперативки, которые проводятся для сотрудников вашего уровня или для вашего отдела, но и те, где присутствуют первые лица компании. При возможности выступайте, но очень коротко и, естественно, только когда это удобно и к месту. Всегда старайтесь смотреть на голову выше, не расталкивайте других, просто тянитесь наверх.

Расти над собой
Важно вовремя понять свои слабые стороны и начать делать все для их устранения. Плоховато с языком — начните заниматься хотя бы по часу, но каждый день. Не умеете общаться людьми, легко обижаетесь, конфликтуете с коллегами и начальством — запишитесь на тренинг по социальному интеллекту и развитию коммуникативных способностей, начните заговаривать с людьми на улице, в магазине, на отдыхе — ставьте себя в такие обстоятельства, чтобы как можно больше общаться. Робеете, что у вас ничего не получится, — еще один тренинг плюс упражнения для повышения самооценки.

Без эмоций

Результаты исследований нейрофизиологов показали, что у людей, добившихся большого успеха, сильно развита не только кора головного мозга, доставшаяся нам от млекопитающих и отвечающая за интеллект, но и мозжечковые отделы, развитые у рептилий и контролирующие эмоции. Вся жизнедеятельность людей-лидеров организована так, что эмоции, которые они испытывают — гнев, горе, возмущение, радость, — не мешают им делать то, что нужно в данный момент, не препятствуют движению к цели. В США сенаторов и некоторых активных деятелей так и называют «люди-ящеры» — это люди без нервов.

Конечно, молодому человеку — старшекласснику, студенту, который настроен по большей части романтически, — трудно стать «ящером». В молодости люди часто поступают импульсивно, многое откладывают на потом, у них короткая мотивация: не получилось — ну и ладно, пойду выпью пива (послушаю музыку, схожу в клуб). Все это нормально, но если вы действительно стремитесь к успеху, необходимы самодисциплина и самоограничение. Ничто — ни несчастная или счастливая любовь, ни настроение, ни хорошая погода, ни намечающаяся вечеринка или, наоборот, головная боль утром — не должно мешать работе, планомерному движению к поставленной цели.

Табу

Есть вещи, которые нельзя делать ни в коем случае. О прогулах, пропусках, опозданиях, приходе на работу в нетрезвом виде можно, наверное, не говорить. Но есть другие запреты.

Нельзя нарушать корпоративные нормы и правила, допускать нелояльность, неконструктивную критику, высказывания о том, что все плохо, все делается не так, продукция не соответствует нормам качества или вообще вредная или бесполезная. Из крупной фирмы уволят сразу. Из небольшой, возможно, нет, но запомнят.

Нельзя подставлять свой отдел, своего начальника, действовать заодно с отделами-конкурентами в их интересах.

Критиковать можно — но лишь предлагая выход из положения и меры по улучшению. Если компания занимается, скажем БАДами или серым импортом, а вам это не по душе — вообще не надо идти туда работать.

Стайер против спринтера

Путь к успеху — процесс долгий и трудный, требующий многих усилий. Чтобы пройти его, нужен большой ресурс, хорошая физическая форма, отменное здоровье. Брать больничный во многих фирмах не принято, тем более если вы молоды и недавно приступили к работе. Так что ходите в спортзал или в бассейн, в выходные бывайте на воздухе, не злоупотребляйте алкоголем, поменьше сигарет, не курите травку.

Поняв, какие качества тебе понадобятся, начните их вырабатывать, а потом тренировать и доводить до совершенства. Рассчитайте силы и приготовьтесь к долгому восхождению. В карьере достигают успеха только стайеры — бегуны на длинные дистанции. Человек с психологией спринтера, как правило, терпит неудачу.

Макеева Марина

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой