«Из равновесья диких сил…». Рецензия на книгу «Расколдованный круг»
Никита Афанасьев
г. Санкт-Петербург
«Из равновесья диких сил…»
Я вглядывался в строки, как в морщины задумчивости…» как писал когда-то Рильке в элегии, посвященной тайне чтения.
Я взялся читать новую книгу «Расколдованный круг» Сергея Ключникова. известного мне по другим, столь же естественным для него работам, психолога-практика, «наблюдателя земных и небесных явлений» в жизни своих клиентов или просто собеседников, заинтересованных то ли коррекции каких-то моментов или направлений своего загадочного, конечно же, существования (ведь жизнь поистине таинственна) заранее решив, что это прежде всего роман-исследование, роман-система, но именно роман, то есть книга своеобычной прозы, и не ошибся.
Эта книга отличается от предыдущих увлекательных книг Сергея Ключникова тем, что автор тут становится героем, оказываясь в центре событий необъяснимых и завораживающих.
А все, сулящее «подлинник свободы» начинается с момента, как только герой констатировал факт, что каким-то образом вот в этом «единстве времени и места» он отключен от какого-то вселенского мотора, и находится в далеко не в очарованной точке, которую определяет как «заколдованный круг». Герой обнесен, как грешник тенями, могущественной инерцией, защита от которой только в том, что отцы-пустынники величали «внезапным словом», в открытом движении навстречу неведомой свободе.
Книга построена, как детектив и продолжается в нагнетательном авантюрном стиле.
Послание, которое герой ни с того ни с сего получает по электронной почте (вроде бы всего-то обыкновенный спам) становится для него той алмазной точкой, откуда можно чудесным образом начать иной отсчет. Отсчет чего? Да вот поди сразу тут и разбери.
Помните, как в знаменитом фильме «Солярис» герои, испытуемый гигантским «мыслящим океаном», в какой-то момент готовы усомниться в реальности собственных сподвижников, если не в реальности своей собственной.
А вдруг и этот твой собеседник всего лишь «чучельный двойник», созданный непонятной стихией. А вдруг ты сам давно уже ДОЛЖЕН понять, почувствовать, а то и просто увидеть волшебным зрением, что ты – совершенно другой. Что ты уже бывал и не однажды – в собственному будщем,..
Наш герой как раз в некий момент и задумывается, да кто же он сам-то? Не эманация ли косной материи, пронизанной внешней тьмой?
Гениальный социолог Питирим Сорокин, один из любимых авторов Сергея Ключникова,
характеризовал это явление как «сумерки чувственной культуры», захватывающие теперь цивилизацию в целом, но и дающие возможность перехода, изменения, преображения – на основе доселе небывалых поступков и событий.
Герой встречается с представителями корпорации (или какого-то ново-средневекового Ордена), которые сами же шли к этой неслучайной Встрече, чтоб совместно разобрать, если угодно, «Письмена Бога», выражаясь в манере Хорхе Луиса Борхеса. То есть знаки будущего и целые его фрагменты.
Вот о «чтении» этих знаков «Расколдованный круг».
Веяниями будущего пронизана вся эта тысячестраничная книга.
И тут вспоминается вот что. Уникальные духовные поиски легендарных семидесятых, и драматические, и плодоносные.
Герои двигаются по сумеречным кругам, по неким лабиринтам, как бы отсылая нас к знаменитому «Сталкеру» (помните – «здесь не возвращаются!»)
А в качестве проводника ( вот только вовсе не «радущегося» или пробирающегося» к некой цели, а иного) выступает «другое я» героя, - Следопыт,
некий синтез бродячего философа, современного мудреца, а чем-то он напоминает кого бы вы думали? Да самого Гете, апологета «вечных смен».
Этот Следопыт что-то вроде средоточия тех светлых сил, что в разрозненном виде и вне всякого сомнения, действуют сейчас во всех углах планеты. Иначе все давно бы в бездну провалилось.
Есть в нем что-то от легендарных пророков Ветхого Завета. Хотя Следопыт весь – отсюда, погружен в здешний шум и звон, но знает и способен сотворить выход из этого грандиозного тупика.
А суть выхода – во внутренней перемене, и перемене не мнимой, а подлинной.
Не слишком ли тяжела и даже невыполнима эта задача?
Но ведь альтернативы нет. Иначе – гибель полная всерьез, пребывание в существовании мнимом, пускай даже весь комфортабельном (временно) и устойчивом (что уж полнейшая иллюзия).
Хотя, что греха таить, кто-то скажет, да сколько ни пытайся себя переменить, все воротится на круги своя, и снова ты окажешься на гноище, чтоб плакать и рыдать.
Но дело в том, что «Расколдованный круг»изначально имел в виду и следующие строки поэта Серебряного века «мы лежим на гноище и плачем, не желая Божьего пути…»
И как говорил Исаак Бабель, надо тронуться. Вот только не умом, а с места…»
Присутствует в книге и юмор подобного рода, а как же иначе…
В конечном счете побеждает мощное цветенье, которое создается движением самых разноречивых стихий.
Поначалу я, как читатель, усомнился вот в чем. Персонажи этой увлекательной книги в избытке пользуются так называемыми «технологиями подлинных перемен», как будто за этим только дело, как понять вот этот или иной «прием» и использовать, хоть это и «сильно мудрено».
Но тут же решил избавить автора от этого «неправого гонения». Мы частью земные существа, частью небесные, некая «сумма технологий» является абсолютно правомерной и законной и нечего тут ломать копья. «Инстинктивно» осваивается именно что-то внешне простое, а на самом деле исключительно сложное.
«так к простоте стремятся люди, но сложное понятней им». Вот этого замечательного поэтического тезиса, «случайно и навзрыд» высказанного Борисом Пастернаком, жившим не в менее перевальную эпоху, никто никогда не отменит.
С чего б это я вспомнил Пастернака? Да близок он нам, как многие иные деятели (в трактовке Николая Лосского).
Духовные поиски Следопыта и команды происходят в ориентирах не то чтоб слишком «революционных», скорее тут мы имеем дело с действием «скрытой традиции».
Важно и то, что «человек играющий» тут никоим образом не отделен «от природы» (как если б она была чем-то отдельным и злонравным).
Чувствуется, что автору близок и один из самых таинственных людей прошлого века, сын простого сербского священника и чистый гений, Никола Тесла.
Есть в Следопыте черты этого крайне загадочного человека.
Множество персонажей выхвачены из бездны бытия, и все это люди, желающие знать истину, да почему? Да потому что они инстинктивно, таинственно и каждый наособицу ЛЮБЯТ ее.
Для кого это стрелка компаса, при любой непогоде или нестроении показывающая спасительный NORD, для кого что-то вовсе иное, как тысячи «твердых вещей», окружающих нас, чтоб в любое мгновенье заговорить, отозваться, свидетельствуя, что ты живой и свободный, а не превратился поневоле
в угрюмого насельника сумерек чувственной культуры.
Зная, что психолог Сергей Ключников давно и успешно использует в изучении людей и явлений законы или метод «спиральной динамики» с тем большим почтением читаешь живую и немного даже задиристую прозу, в которой наудачу отразилась своенравная современность.
А что такое эта самая «спиральная динамика?» Да несколько наукообразное, но и крайне привлекательное определение цветущей сложности всего и вся. Но ведь «сумма технологий», как божественные инструменты или ремесла иные, тоже играет выдающуюся роль в процессе «изучения будущего».
То есть – на каждом шагу.
9 июля 2009 года