Практики самопознания. Познание себя и познание я.
I
Хочется максимально серьезно поговорить о природе, путях и практиках самопознания.
Итак, я – это я – это суть, основа, зерно, ядро, семя, искра.
Оно изнутри оживляет все более внешние психические структуры, которые его окружают и которые называются себя собой ( к ним можно отнести эмоции, мысли, решения и все остальные проявления сознания).
Что такое таинственное «себя»?
Себя - это части, оболочки, функции, которые относятся к сфере организма и психики и с которыми человек периодически отождествляется.
Когда он так делает, он уменьшает, суживает размер своего я до размера этой сферы или оболочки.
Отождествляясь, то есть принимая форму этой оболочки, он закрепляет это словесно и называет новую уменьшенную до отдельной роли или психологического состояния личность «я».
Говорят , что имя как бы рождает явление: нет имени, нет и явления.
Но в данном случае мы рождаем более мелкие явления, гораздо более ничтожные, нежели наше я.
Сказать, например, что «я ленюсь» или «я боюсь» - на самом деле родить в себе маленького лентяя или маленького труса, которые на самом деле не имеют отношения к истинному человеческому я и тем более к высшему Я.
Но мы сейчас говорим о двух видах и двух практиках самопознания - «познании себя» и о «познании я».
Это два разных вида знания, в которых предмет или объект знания оказывает огромное влияние на того, кто внутри нас знает, на субъект знания.
Итак, мы определились с тем, что знать себя - значит знать свои оболочки (тело, эмоции, мысли, решения) и внешние стороны (привычки, возможные поступки, вероятные реакции на тех или иных людей, роли, которые мы играем и будем играть).
Что значит знать в данном случае?
Прежде всего управлять данной сферой или частью себя в обычных ситуациях и предвидеть (хотя бы до какой-то степени) как мы поведем себя в новой и необычной ситуации.
Чем отличаются те инструменты самопознания, которые человек применяет, когда он пытается познать себя от тех инструментов, с помощью которых он пытается постичь природу своего я?
Прежде всего нужно отметить, что у обоих путей есть сходные элементы.
И для познания себя, и для познания своего я требуются специальные знания - в одном случае эти знания относятся в большей степени к сфере психологии, в другом случае это духовные или эзотерические знания.
Для познания своих внешних сторон личности, поведения, способностей и талантов нужны профессиональные знания и практические навыки.
Но конечно в обоих случаях нужны мысли и различные психотехники, связанные с сознательным отождествлением с тем, на чем вы концентрируетесь- с телом, с эмоциями, с умом, с волей, принимающей решения или с высшим Я.
И сознательным разотождествлением с ненужными элементами, прилипшими к нашему сознанию.
В одном случае это мешающие нам телесные ощущения, негативные эмоции, хаотические мысли, желание принять ложное решения.
В другом случае - это все наши оболочки и образы высшего Я, которые с точки зрения духовных учений представляют собой иллюзорные образования.
Отсюда парадоксальный призыв дзен-буддизма: встретишь Будду, убей Будду.
Как понять этот призыв в устах адептов самой мирной и человеколюбивой восточной религии?
Все просто: речь идет не о Будде, но об образе Будды, который возникает в сознании незрелых последователей в искажающем истину виде и потому подлежит растворению.
Если же говорить об отличиях медитативных методов, то они относятся прежде всего к характеру концентрации
Если можно смотреть на любые свои оболочки как бы со стороны как на внешний объект (хотя лучше изучать процессы, происходящие в любой из этих оболочек), то, концентрируясь на я ( высшем Я или на его заместителе), нужно сразу уходить в чистое беспримесное чувство я и проживать его всем существом.
Такая медитация втягивает наше я в гигантский магнит высшего Я и делает саму медитацию очень яркой.
Наверное, что-то похожее происходит, когда солнце, втягивает я себя метеориты, подлетающие к нему и они сгорают в огненном пламени.
II
Знать себя – это значит познавать себя.
Что значит такая практика самопознания как установка «знать свое тело»?
Это значит управлять движениями своего тела, понимать, какие виды известных движений и какие виды новых движений вы сможете выполнить.
Знающий свое тело должен интуитивно чувствовать, сможет ли он поднять тот или иной вес или перепрыгнуть через большую лужу или ров, сделать ту или иную сложную, чисто двигательную работу.
Человек неопытный, слишком молодой может переоценить свою силу, перенапрячься и получить травму.
Наоборот, изнеженный, нетренированный человек может наоборот недооценить себя, не зная своих возможностей и не сделать каких-либо нужных для себя действий физического характера.
Что значит знать свои «эмоции?
Это значит учиться практическим методам и практикам самопознания: хорошо понимать свое настроение и свои желания в каждый момент (нередко мы толком не понимаем, что мы чувствуем, а главное чего хотим), предвидеть какие эмоции у нас возникнут при тех или иных ситуациях, чьих-то и наших действиях или поступках, знать, какие у нас будут переживания, если мы что-то потеряем.
Эмоционально неопытный человек совершает какие-либо действия, будучи совершенно неспособным предугадать, что он при этом будет чувствовать.
Иногда в силу незнания собственной эмоциональной природы он не совершает никаких своевременных действий и проявляет поразительную беспечность, что приводит к поражению и его большим огорчениям.
Знать свои эмоции - значит не допускать попадания в обстоятельства, вызывающие огорчения.
Что значит знать свои мысли?
Это значит использовать целый набор методов и практик самопознания: осознавать, какие мысли владеют нами в данный момент, светлые, позитивные это мысли или темные, негативные, к чему они приведут, понимать, каков должен быть алгоритм решения тех или иных проблем, видеть, ведут ли эти мысли к совершенствованию нашего духа или нет, стараться контролировать собственные мыслями и быть ответственным за их воплощение.
Не знающий свои мысли - это человек без осознанных убеждений, он не проартикулировал для себя и других свои принципы и любимые идеи.
В общении такой человек чаще всего действует, что называется по ходу и если он не очень хорошо контролирует свою речь, то может сказать все, что угодно, в том числе и выговорить какие-то негативные мысли, причем совершенно неожиданно для себя.
Что значит знать свои решения?
Это прежде всего означает предвидение своих решений в разных ситуациях, включая трудные и неожиданные обстоятельства и понимание насколько упорно мы отстаиваем эти решения перед лицом значительных препятствий и опасностей, в какой степени мы готовы отстаивать принятые решения и повторять их вновь и вновь.
Что нам помогает лучше познать свой внутренний мир?
III
Теперь поговорим о практиках самопознании своих внешних сторон жизни.
Что значит знать свои привычки, действия, поступки, реакции других людей на нас?
Это значит уметь формировать в себе правильные позитивные привычки, точно и четко действовать в трудной ситуации, понимать, какие поступки лучше всего соответствуют смыслу момента и иметь силу их совершить, четко видеть, как люди реагируют на те или иные наши действия и уметь заранее принять их к сведению.
Мы далеко не всегда можем видеть свою склонность к тем или иным решениям, в том числе и к привычке избегать любых решений, предполагающих принятие ответственности за свою жизнь.
Попросту говоря, мы не знаем, почему ведем себя так, как привыкли и почему мы не готовы к принятию решений о реальных изменениях своей жизни.
Знание себя несет в себе позитивную и негативную сторону.
Знание позитива предполагает, что вы реально стремитесь сделать что-то хорошее для себя и своей жизни и не только хотите, но и знаете, как это можно сделать.
Знание негатива - предполагает понимание, что в внутри человека много самых разных отрицательных черт, желаний, программ и видение, что с высокой степенью вероятности эти силы проявятся.
Доведенное до крайних форм, это знание негатива превращается в свойство цинизма.
Криминальный авторитет, жулик, делец, политикан, идеолог оранжевых революций и другие бойцы империи зла очень хорошо знают теневую природу человека и если нужно заставить его делать то, что им нужно, то умело нажимают на эти психологические эго-клавиши, либо подкупая человека и предлагая ему некие материальные, выгодные блага, либо запугивая его.
В каком-то смысле эту породу людей можно назвать мастерами самопознания, только это самопознание будет темным, негативным, теневым.
Они глубже знают дно человека, чем какой-нибудь прекраснодушный интеллигент.
Опытный священник, которому ежедневно приходится выслушивать десятки историй о человеческих пороках и он тоже хорошо знает, что в человеке есть сильная теневая часть.
Но он знает и другое - в человеке есть еще более мощная светлая часть- его бессмертная душа, божественная искра, обращаясь к силе которой человек может одолеть свою внутреннюю тень.
Если мы хотим обрести совершенство, избавиться от вредных привычек, изменить свою жизнь к лучшему, то нужно знать себя и свою двойственную психологическую природу.
Знание себя, пришедшее к нам в результате жизненного самопознания означает также знание своих способностей и талантов. В зрелом возрасте человек, как правило, узнает их в полном объеме.
Хотя как сказать Гончаров и О. Генри занялись литературным творчеством уже после сорока лет. И получилось. А ведь могли потерпеть фиаско.
Как узнать, к чему ты предрасположен и что у тебя получится лучше всего?
Огромную роль в этом вопросе играет правильное образование и воспитание. Потому в дворянских семьях гувернеры и учителя обучали детей самым разным предметам , областям знания и умениям- истории, географии, литературе, языкам, математике, изящным искусствам, фехтованию…
Те родители, которые с детства отдают своих чад в самые разные кружки получают возможность увидеть, что у детей получается лучше, а что хуже, к чему они сами тянутся, а чего избегают.
Позднее определенную помощь оказывают учителя, различные профориентационные центры и опытные наставники, преподаватели.
Но в какой-то момент только сам человек определяет куда ему приложить свои силы, вкусы, способности, таланты.
Что помогает лучше, быстрее и точнее познать себя?
Прежде всего желание это сделать, желание испытать себя, попробовать свои силы и умения в разных жизненных обстоятельствах, ситуациях и сферах жизни.
Чем разнообразнее и труднее такие обстоятельства, тем лучше, богаче, полнее человек может узнать себя.
Призыв к такому самопознанию и многочисленных самоиспытаниям содержится не только в книгах психологов, но даже в таких древних источниках, как о Библия, вспомним книгу царя Давида.
Важно только, чтобы человек правильно относился к трудностями и не проклинал их, а видел в них своеобразные тренажеры жизни, укрепляющие мускулы воли.
В этом случае человек не просто познает себя, но и в значительной степени себя меняет.
Другой способ глубже понять себя и обрести высокий уровень самопознания - это практика осознанного самонаблюдения, присутствующая практически во всех религиях и учениях Востока и Запада.
Речь идет в данном случае не об оторванном от жизни самосозерцании небожителя, аскета, отшельника, а о внимательном всматривании в себя человека, ведущего активную социальную жизнь.
Умение всматриваться в себя, в свой внутренний мир, в психологические состояния и действия, сохраняя при этом ясность сознания, бодрствование, внимательность позволяет человеку нарастить знание самого себя во много раз.
Такую практику самопознания как всматривание в себя можно сравнить с мысленным психологическим фотографированием портрета своей души и личности, помещенной в разные обстоятельства и ситуации.
Иногда бывает, что опытный фотограф посмотрит необычный ракурс и увидит такую грань своего клиента, которую надежно скрывает официальный, специально сделанный портрет.
Наше мнение о самих себе основано на таких официальных портретах, где мы всегда гладко причесаны и хороши собой.
В такие официальные моменты мы не всматриваемся в себя и не пытаемся быть объективными по отношению к самим себе.
Самонаблюдение с целью изучения и познания себя немыслимо без объективности и зоркости, способности увидеть в себе нечто новое, неожиданное, иногда неприятное.
Чем больше умных и неожиданных психологических селфи мы сделаем, тем больше у нас будет материала о самих себе, тем ближе мы подойдем к познанию самого себя.
В эзотерических школах и учениях считалось, что ученик сам не сможем создать достаточное количество ситуаций, в которых можно реально увидеть в себе нечто новое и что эти познавательные и обучающие ситуации ему может создать только опытный духовный учитель.
В данном случае речь идет о высших эзотерических, сакральных целях самопознания, связанных с просветлением или обретением Бога.
Если же мы будем говорить о том, чтобы встать на подобный путь, стать гармоничной, счастливой личностью или о том, чтобы добиться серьезного жизненного успеха, то, у человека ничего не получится, если он не сможет хотя бы до какой-то степени разобраться в себе и познать себя.
Изучая и познавая себя, вы должны с одной стороны отделиться от себя на некоторую дистанцию и проявлять искренний интерес и любознательность по отношению к своему внутреннему миру и внешнему поведению.
К сожалению слова Пушкина «мы ленивы и нелюбопытны» попадают в точку не только в том случае, когда речь идет о нашем отношении к людям, истории и миру в целом, они отражает и наше отношение к себе.
Мы сами во всем объеме не очень-то интересны себе.
Если все-таки мы хотим исполнить завет «Дельфийского Оракула» «познай самого себя», то нужно научиться это делать и проявить настойчивость в этом занятии.
Без этого мы не сможем овладеть собой и своей судьбой.
Но тогда в этом жестоком мире другие будут владеть нами и управлять нашими судьбами.
IV
Но, если мы более или менее подробно разобрали, что значит познать себя, то что значит познать свое я?
Ведь я относится к другому измерению.
Кроме того, когда мы познавали себя, то кто был субъектом этого познания?
Правильно, наше я, которое мы с помощью разных практик отделили от внутренних оболочек и научили делать психологические селфи.
Здесь же речь идет о познании самого субъекта, о пребывании внутри я.
Вспомним знаменитую формулу христианства: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь». Я в данном случае – это сам Христос.
Но в эзотерическом христианстве Христос или Крестос – это не только конкретная историческая личность и основатель религии любви, но и символ высшего Я.
Правда церковное христианство не принимает эзотерических подходов, но в данном случае («Царство Божие внутри нас») внутренний подход этих двух направлений, ориентированный на поиски истины в глубине нашего духа един.
Путь к Богу с этой точки зрения лежит внутри я, вне я, являющегося отражением высшего Я путь к божественному совершенству невозможен.
На этом пути человек научается распознавать Истину, то есть различать Я и не-я, духовное и бездуховное, что помогает ему в практической работе над собой, в отделении чистых элементов сознания от нечистых.
И это распознавание и очищение помогает человеку, идущему по я-пути придти к вечной жизни, бессмертию и совершенству.
Кто может осуществить это самопознание?
Только другой субъект, другое я. Но тогда оно должно превратить то я, которое оно познает в объект, действую по принципу «два медведя не могут ужиться в одной клетке.
Тогда оно превратит это «я» в «себя».
Но подобная внутренняя операция «объективизации я» на самом деле невозможна, поскольку я не есть «себя», оно не объект, не оболочки, не абажур , оно свет, излучаемый лампой накаливания, оно живой огонь, субъект и превратить его в объект, значит его в какой-то степени омертвить.
Этим превращением и разложением на категории, подвластные холодному рассудку как раз занимается теоретическая наука, персоналистическая философия и академическая психология.
Если же предложить этой науке какие-то инструменты для того, чтобы нырнуть в я как в море, то она скажет, что субъективным миром занимаются религия, мистика и в какой-то степени искусство.
Тогда речь может идти о другом – о некоей практике поворота я во внутреннюю глубину, в более глубокие субъективные области.
Буддийский мастер Тартанг Тулку назвал эту практику самопознания и высшей самореализации «наблюдением наблюдателя». Она направлена не на превращение наблюдаемое я в объект, а на устранение двойственности.
Человек, пытающийся это сделать не занимается объективизацией я»- теоретической умственной практикой, о которой мы только что рассказали.
Он просто сосредоточится на чистом и глубоком ощущении я и будет пытаться проникнуть в его сердцевину.
При этом не будет никакого второго я - одно чистое я без всяких примесей.
При этом он может следовать двум прямо противоположным стратегиям подобного самоуглубления.
Одна стратегия это ощущение я в динамике. Можно назвать эту стратегию «я- поток», она ближе к буддийской практике, как мы уже говорили предлагающая своим адептам видеть в я не в виде некой неподвижной субстанции, а виде потока психических состояний, на который эти я распадаются.
Миллион сверкающих частиц, капелек, жемчужин, искры света которых просветляют человеческую душу, бусины сменяющих друг друга мгновений- и все это миллион я, наполняющих и пространство и время!
Не я, а река, в которой нет постоянства, кроме изменений.
Искатель истины должен просто осознать их, присоединиться к их бесконечному и вечно-изменчивому движению, течению реки бытия, прожить этот быстрый поток всем существом и убедиться в иллюзорности этих я.
Поскольку человек далеко не всегда осознает эти я и нередко смешивает их с мыслями, образами и эмоциями, то ощущение непрерывности я все время теряется.
Если представить путь самопознания человека как поток и мысленно взглянуть на этот поток с воображаемый высоты, то мы увидим прерывистую светящуюся линию.
Чем меньше осознанности в человеке, тем тоньше и тусклее эта линия и короче светлые полосы.
Чем выше осознанность и чем глубже человек стал на путь практического самопознания, тем длиннее линии света и короче темные пятна, символизирующие погружение сознания в психологический сон.
Есть одна проблема в этой практике самопознания – человек быстро теряет ощущение я, которое заменяется любыми образами и состояниями, если человек при этом не повторяет про себя слово «я».
Именно повторение постепенно удлиняет световую линию осознанности и заменяет хаос мыслей и образов на ощущение упорядоченности и ясности.
Куда же приведет человека этот путь, называемый «я-потоком»?
Если он будет внимательно и пристально всматриваться в мелькание образов и мыслей и фотографировать себя в разных ситуациях, то все хаотические мысли и чувства выпадут в осадок, растворятся, остановятся и человек лицом к лицу столкнется со своей глубинной внутренней природой.
Все реки рано или поздно впадают в моря и океаны.
Буддизм называет это состояние «нирваной», которую Запад ошибочно называет состояние небытия. Но самом деле нирвана – это высшее бытие.
Можно сказать, что состояние нирваны- это состояние сверхъ-я.
Как практически реализовать стратегию «я-поток»?
Упорно и непрерывно наблюдать за всеми малейшими изменениями в своем я, стараясь не пропустить ни одного мельчайшего ощущения.
Воспринимать все изменения внутри себя, как изменения внутри я.
Сказать себе – я это поток непрерывных изменений, в я нет статики.
Если вы сумеете настроиться именно таким образом, вы научитесь непрерывно держать в сознании ощущение потока внутри я.
Вы станете движением в реке и река приведет вас к океану.
Так перевозчик через реку Сиддхартха в одноименном романе великого писателя Германа Гессе в конце концов получил просветление, просто сидя на берегу реки и наблюдая за ее течением.
Постарайтесь проникнуть в глубину этой художественной метафоры: я – это непрерывная, вечно изменчивая река.
Если вы сумеете проникнуть в суть этой метафоры, вы рано или поздно трансформируете свое я.
Другой путь и другая практика самопознания –это сосредоточение на своем высшем Я, высшем субъекте и господине внутри нас.
Субъекте неподвижном, всеобъемлющем, абсолютно мудром и сильном.
На древних восточных иконах и священных изображениях высшее Я изображалось как миллионы глаз, полностью покрывающие пространство иконы.
Как можно сосредоточиться на том, чего мы не знаем?
Мы можем выделить в себе ощущение сознательного я, которое, как мы уже говорили, является заместителем и представителем высшего Я.
Выделив и укрепив в себе это ощущение, которое дает нам чувство уверенности и самоконтроля, попробуйте настроить это сознательное я на свет высшего Я.
Думайте о высшем Я как о чистом божественном солнечном свете, как об абсолютно мудром и светлом Оке, смотрящем на эту вселенную, планету, человечество и на Вас лично.
Думайте о высшем Я как об Универсальном Наблюдателе или Абсолютном Свидетеле.
Чем больше вы будете так настраиваться, тем больше овладеете такой практикой самопознания как искусство созерцания - вдумчивого смотрения без слов, в процессе которого вы отождествляетесь с Абсолютным Свидетелем или Универсальным Наблюдателем.
Чем длительнее мы концентрируемся на нашем я, тем полнее перед нами раскрывается внутреннее пространство нашей я- сферы. Оно раскрывается перед нами как некая расширяющаяся воронка.
При этом меняется динамика наших мыслей и чувств: чем глубже концентрация, тем меньше движений.
На поверхности сознания наши мысли, образы и чувства движутся куда быстрее, чем в глубине, где они останавливаются.
Когда все движения мыслей, образов, ощущений постепенно остановятся, вы увидите основу мира как сверхъ – я, как высшее Я.
Более того, практика самопознания, предполагающая вхождение внутрь я приведет к тому, что ваше маленькое я сольется с этим высшим Я в единое целое.
Когда вы переживете это как яркое ощущение, вы увидите мир глазами этого высшего Я.
Конечно, нужно учиться думать не словами, а внутренним чувством и непосредственным проникновением в глубину истины.
К чему придет человек, который прошел по любому из этих путей? К пониманию, что основа мира- это Творец или Я бога.
Это столь мощное состояние, что человек полностью сливается с Творцом и ощущает себя Им.
Потому суфийский мистик Халладж войдя в транс и ощутив это высочайшее слияние с Творцом и выйдя из просветленного состояния воскликнул:»Я есть Он» (Аллах, Творец мира), за что был сожжен исламскими ортодоксами.
Можно сказать так, что когда человек достигает слияния с высшим Я, он не просто попадет в мир света, но и за счет высочайшей энергетической мощи, излучаемой нашим внутренним солнцем создает этот мир вокруг себя.
Огромное пространство просветления, которое человек ощущает- это сплошное я-состояние».
В просветлении нет ничего, что можно было считать «не-я», только я здесь иное, чем то, к которому мы привыкли, оно огромное, не имеющее предела.
Что происходит с человеком, который пошел по «я-пути» и постарался овладеть такой практикой самопознания как наполнение единым и беспримесным «я-чувством», но пока еще не достиг солнечного берега?
Нужно сказать, что пока человек живет в мире и не уходит в монастырь или ашрам, ему не удасться достичь абсолютной чистоты энергий и беспримесного «я-чувства».
Ему придется познавать не только свое я, но и самого себя, свои оболочки, которые соприкасаются со внешней жизнью напрямую и свой подход к миру.
Ему придется сочетать оба вида энергии, оба потока - внешний, предполагающей управление собой и внутренний, который соединяет нашу личность с нашим духом, с высшим Я.
Сочетание предполагает такую практику самопознания как культивирование в себе ясного, пробужденного состояния сознания, ежеминутного присутствия духа, осознанной готовности действовать в конкретных самых сложных обстоятельствах.
Иначе говоря, нужно уметь сочетать в себе высокий духовный настрой с практичностью и трезвостью.
Если кому-то это удается, можно говорить о мастерстве человека.
Как меняется картина мира человека, живущего в мире и не собирающегося с ним разрывать, но вставшего на духовный путь, занимающегося практикой самопознания и идущего к высшему Я?
Во-первых, картина мира такого человека становится намного богаче, когда он жил без цели или его цель не включала в себя его я.
Теперь каждый его шаг, даже если он занимается решением каких- либо бытовых проблем наполняется смыслом: он начинает жить в более тесной связи со своей внутренней природой.
Если он что-то делает что-то ошибочное, неправильное, вредное для себя и для мира, его я быстрее посылает ему об этом сигнал. И у него больше шансов быстро исправить ошибку.
Во-вторых, он начинает отчетливее и полнее ощущать присутствие духа в мире, ведь я- это дух, искра божественного духа. Он начнет воспринимать природу, искусство, мир в целом более одухотворенно, как художник, видящий невидимые эманации за лепестками цветов, снежинками на деревьях, склонами гор и капельками дождя.
В -третьих, данная практика самопознания сделает человека намного энергичнее и сильнее. Присутствие я, тем более когда оно сознательное всегда добавляет человеку силу, волю, энергетическую мощь.
Потому очень полезно расширять свое сознание и неустанно познавать себя, постигая свои собственные глубины и корни.
Возможностей для самопознания, неисследованных пространств и комнат в нашем внутреннем психологическом дворце у человека невероятно много.