Тайны человеческого я
Где находится центр мира?
Однажды я присутствовал на заседании ученого совета одного из академических вузов страны, где почему-то зашел полусерьезный разговор о том, что наука нашла реальный центр мира. Они ошибаются, - сказал один доктор наук. – Центр мира – это Я. Все остальное для человека – спекуляция». Удивительно, но его поддержали несколько человек. Они высказались в том духе, что для нашего сознания центр находится внутри нас, при этом кто-то сослался на евангельское изречения – центр мира.
Почему я говорю об этом в теме управления собой? Потому что любое управление, в том числе управление собой производится из некоего центра. Если я управляю собой, то я центр, а собой ( а это тело эмоции, мысли, решения и, конечно, поведение ) - это периферия по отношению к центру.
Наука проделала огромную работу в изучении периферии. Поставлены десятки тысяч экспериментов по изучению телесных и эмоциональных и ментальных процессов. Но как понять, что такое я чисто внешними экспериментальными методами?
Для чего нужно изучать природу своего я?
В том числе и для того, чтобы лучше понимать, как управлять собой.
Сегодня управление собой чаще всего рассматривается в отрыве от жизни.
Сидит человек в тиши кабинета и пытается заниматься аутогенной тренировкой.
Гораздо интереснее понять, как управляет собой человек в обычной жизни, как он ставит цели и достигает их, как он умеет сдерживать свой гнев и в разговоре с начальником и отпускать эмоции на природе, как у него получается договориться с собой, если нужно делать что-то важное, но совсем не хочется.
Ведь все аутотрениги и психотренинги будут работать только в том случае, если их практика органична и естественна для человека, если она вырастает из его стихийно применяемых в жизни приемах и методах саморегуляции.
Если набрать в интернете «что такое я?», то вылезет определение «я-концепция»-
совокупность всех представлений человека о себе, включающая в себя образ себя, самооценку и поведение человека, порожденное его я?
Но я-концепция, существующая в голове человека и настоящее я – это как говорят в Одессе две большие разницы.
Иногда я отождествляют с личностью. Но как выделить в личности субъективное самоощущение?
Наверное через ее внешние проявления.
Сегодня любят говорит о том свойстве личности, как его сила, которое может проявляться вовне наиболее ярко.
«Это человек – сильная личность».
«У этого руководителя - сильное я, только такой человек справится с этой задачей».
«Это сильная женщина, ее женское я сильнее, чем твое мужское я ее мужа».
Можно услышать про наше я и другие характеристики. А что такое человеческое я и как оно устроено?
Как смотрят на я религии и учения
На эту тему существует миллион теорий. Многое сказали религии, учения, философские системы Востока и Запада.
Так йога утверждает, что наше я как проявление некоего мирового свидетеля бессмертно и неуничтожимо.
Она подкрепляет свое утверждение следующей притчей.
Предположим, утверждает йога вы умерли. Как бы это ни было неприятно, но представим это в виде образа.
Представим комнату, где лежит гроб с вашим телом, заплаканные лица родственников, процедура прощания.
Одни приходят проститься с вами искренне переживая об утрате, другие думают о том, как бы скорее отделаться от этих формальностей и уйти по своим делам.
Гроб уносят в храм, где его наставник проводит процедуру прощания и отпевания.
Она по-разному происходит в различных религиозных традициях, но есть и общий момент.
Представим, что религиозная процедура происходит в России, где священник читает над нашим телом молитвы.
Потом крышку гроба закрывают и гроб несут на кладбище, где гробовщики торопятся получить деньги на опохмеливание и уже выкопали могилу.
Гроб опускают в могильную яму и тело закапывают. Был человек и нет человека.
Правда, печальный и не самый приятный образ. Однако напрягшись, мы его можем легко представить.
Но попробуйте представить, говорит йога (в Индии правда предпочитает не хоронить тело в земле, а предварительно сжигать его), что исчезло не ваше тело, но тот наблюдатель, который только что смотрел на уничтожение вашего тело.
Как бы вы не пытались и что бы не придумывали, то представить это невозможно.
Даже если вы устроите такие же мысленные похороны наблюдателя, как только что вы проделали со своим телом, вы убедитесь, что наблюдает за этими похоронами новые, неожиданно воскресший наблюдатель.
Уничтожить наблюдателя невозможно, говорят йоги, потому что он есть, он ваша душа и она бессмертна.
Некоторые другие религии, такие как буддизм вообще отрицают наличие постоянного я.
Они полагают, что есть поток состояний, мельчайших частиц или как они их называют дхарм, а я как некоей субстанции вообще нет.
Средневековая натурфилософия полагала, что внутри нас есть некий маленький человечек или гомункулус, который сидит в нашей черепной коробке за сценой сознания и управляет нашими реакциями.
Современная наука отрицает наличие такого гомункулуса и говорит о том, что я – это чисто сплав мыслей и чувств, которому дают имя и которое сохраняет идентичность – непрерывность сознания на протяжении жизни.
Трансперсональная психология, пытающаяся научным образом изучать различные необъяснимые и таинственные процессы человеческой психики утверждает, что наше индивидуальное я – отражение мирового космического сознания, в существование которого оно верит.
Но как объективными методами науки исследовать самую субъективную часть нас – наше я?
Ясно, что если это делать, то мы увидим чисто внешние стороны психики- внимание, память, физиологические реакции, ощущения, которые в лучшем случае будут гранями нашего я.
Их изучение с помощью экспериментов, превращенные в длинные таблицы с коэффициентами разных корреляций мало что может дать обычному человеку для того, чтобы познать себя и стать счастливым.
Правда в мировой духовной культуре есть немало систем, практически работающих с человеческим я.
Их адепты изучили свой внутренний мир до Марианской впадины.
Они исследовали я пространство я так как ни один ученый позитивист и материалист.
Правда у большинства из них древняя, как правило, религиозная терминология, разобраться в которой современному человеку очень сложно.
Я более 30 лет изучал эти системы теоретически и практически используя на себя методы йоги, буддизма, даосизма, христианства и проверяя, как они работают и что дают.
Мы не будем в них подробно углубляться.
При этом я старался оставаться в пределах здравого смысла и научного подхода, хотя видел, что так называемая объективная наука здесь работает очень приблизительно.
В результате у меня сложился собственный поход к проблеме человеческого я.
Он основан на аналогии сравнения человека с природой и природными системами.
Центр и периферия нашего сознания
Мир, в котором мы живем, включая природу, космос, и человеческую цивилизацию несет в себе большое количество хаоса, но все-таки эта система, организованная по определенным законам.
Что представляет собой этот мир с точки зрения организации?
Некую систему, состоящую из центра и периферии, элементы которой вращаются вокруг этого центра.
Центр- это высшая часть любой системы, своего рода аналог или зачаток сознания, потенциальное ядро зерно, семя, из которого оно вырастает.
Центр определяет периферию, а не наоборот.
Так организована материя на самых разных уровнях ее развития- атом, электроны которого вращаются вокруг ядра, планеты, вокруг которых на разных орбитах вращаются спутники, звездные системы, вокруг центральной звезды вращаются планеты, галактики, которые вращаются вокруг некоего метагалактического центра…
Человеческая жизнь не тождественна жизни природной и отличается от нее наличием сознания и свободной воли, тем не менее она чем-то подобна вселенной.
Легендарный Гермес Трисмегист, мудрец Древнего Египта говорил о том, что как вверху (на небе, в духовном мире), так и внизу (на земле), законы и принципы одни.
Античная философия говорила о том, что микрокосмос, то есть человек подобен макрокосмосу (вселенной).
Похожим образом организована жизнь социальных систем и государственного управления в традиционных обществах и культурах: есть некая власть, воплощенная в фигуре монарха, царя, лидера, олицетворяющая собой некий сакральный принцип, вокруг которой вращается остальная жизнь.
Только современная цивилизация с ее демократическим устройством организации власти перевернула эти принципы с ног на голову.
В результате- периферия, то есть механическая сумма голосов на выборах формирует органы власти.
Насколько эффективна эта система мы видим на примере Европейского Союза, который затапливают волны хаоса.
Система, построенная на господстве периферии – это система хаотичная и беспорядочная.
А как отдельный человек и его сознание? Есть ли в нем подобие этого принципа с центром и периферией?
Конечно есть. Наше сознание- это своего рода сфера со своей сложной организацией. Но это система.
В нем есть свой центр – это есть человеческое Я и есть своя периферия- мысли, чувства, решения, поступки.
Они тоже близки человеку, но самым центральным будет именно Я.
Об этом Я как о реальном начале и факторе нашей жизни говорили самые разные духовные учения Востока и Запада.
Ведические знания говорили об Атмане, индивидуальной божественной искре и проявлении Брахмана- всеобщего духовного Света.
Египтяне говорили о семи душах, высшая из которых и есть дух или высшее Я.
Христианство говорило о Божьей искре, живущей в человечком сердце, а его эзотерическое направление отождествляло образ Христа и образ высшего Я.
Философ Лейбниц говорил о монаде, выступающей как разновидность высшего Я.
Локализация высшего Я в теле
Так что такое Я, которое многие люди субъективно ощущают как некую точку в голове или груди?
Кстати, где он чаще всего локализовано?
Таких зон местонахождения нашего Я у людей в зависимости от их психотипа бывает несколько.
Люди интеллектуального склада обычно ощущают, что их я находится в голове, в межбровье или в центре черепной коробки.
Если это люди плохой телесной координации телосложением напоминающие образ Паганеля или Ипполита Матвеевича Воробьянинова, то их я может вообще ощущаться ими как некая дымка или облако, рассеянное в пространстве и оторванное от их тела.
Люди эмоционального склада ощущают, что их я живет в области груди.
Люди волевого психотипа и коренастого сложения чаще чувствуют, что их я находится в примерно в области солнечного сплетения.
Люди духовно развитые ощущают свое я одновременно во всех частях своего внутреннего пространства, причем сфера их ума объединена со сферой эмоций.
Иногда наше Я отождествляют с его внешними проявлениями, но это всего лишь оболочки или формы.
А что же внутри этих внешних проявлений?
На Востоке метафорой, объясняющей, что такое высшее Я считается образ капусты, где есть кочерыжка, суть, основа кочана, а есть капустные листья, окутывающие кочерыжку и символизирующие оболочки.
Иногда на это я предлагают взглянуть как на некую точку, которую ставит на листе бумаги обыкновенный циркуль и только после этого другая «нога» циркуля могла нарисовать вокруг этого центра круг, точнее говоря периферию.
Не периферия создает центр круга, но центр круга создает периферию.
Можно представить я не в виде плоскостной точки, а в центре сферы.
Какой образ я в наибольшей степени выражает его природу и суть.
Чаще всего в духовных учениях Востока и Запада для выражения сути нашего я предлагают образ солнца и солнечного света.
Иногда я рисуют в виде центра цветка, из которого развиваются лепестки.
Нередко я изображено в виде огромного глаза, взирающего на мир и на нас с вами, явно находящихся на периферии.
Как высшее Я проявляет себя внутри нас
А как это Я проявляет себя в человеке? Способно ли оно быть активным?
Иногда ошибочно думают, что высшее Я в своей основе неподвижно, а двигаются только оболочки.
Но у высшего Я есть свои виды движения, отличающиеся от движений оболочек, которые проявляются в виде движения наших желаний, эмоций или мыслей.
Оно может просто присутствовать внутри нас и проявлять себя как солнце, одаряющее планету светом и теплом, а может более активно воздействовать на нашу психику.
Оно может проявляться в виде интуиции – непосредственного знания природы вещей, их глубинной сути и будущего, когда человек проникает в существо вещей не с помощью вычислений ума или фантазий, а сразу, всем существом.
Оно может проявляться в виде спонтанного прилива сил, дающихся нам на преодоление тех трудностей и обстоятельств, с которыми мы не можем справиться.
Оно может проявляться внутри нас как чувство радости, как бы поощряющей нас когда мы поступаем правильно и страдающим, если мы совершаем явную ошибку или нехороший поступок. Так называемые угрызения совести как раз об этом.
Оно может проявиться в виде усиления нашей воли, если опять- таки эта воля направлена в правильную сторону, а может напротив не поддержать ошибочный вектор нашего устремления.
В этом случае мы ощутим резкое ослабление нашей воли, падение энергетики и скорее всего столкнемся с неудачей в наших начинаниях.
Как мы ощущаем присутствие высшего Я в себе?
Как некую силу, притягивающий магнит и более высокую реальность, зовущую к себе.
Как образ совершенства, встроенный в наше сознание как врожденная программа.
Как свет, проясняющий неясность и темноту, как любовь и источник радости.
Как внутреннюю мудрость, которая сразу знает правду.
Несколько центров внутри нас
В отличии от природных систем, где центр фиксирован у человека благодаря его принципу сознания на самом деле есть несколько центров, несколько Я.
Речь идет не об энергетических центрах, не о чакрах, а о центрах сознания.
Есть центр его личности, представляющий собой главные стремления, интересы и направленность человеческой воли и внимания на данном этапе развития человека.
Есть центр по своей сути противоположный высшему Я, выражающий теневую, эгоистическую часть человеческой природы, которая категорически не хочет меняться и работать над собой, более того враждебно идее совершенствования.
Есть множество центров ( личностных Я) более мелкого характера, обычно связанных с теми социальными и психологическими ролями, которые любому человеку приходится играть в мире.
Ведь если вам подолгу приходится быть отцом или сыном, матерью или дочерью, мужем или женою, начальником или подчиненным, домашним тираном или рубахой-парнем, то эта роль обязательно укрепится внутри вас и у вас возникнет желание вести себя именно так.
И всякий раз, когда вы будете играть эту роль, отличную от другой роли, вы будете называть себя одинаково- «я».
Это я может быть окрашено в какие-то эмоциональные краски и оттенки, отличающие его от другого «я».
Эти ролевые «я», ставшие гранями человеческого характера психология называет субличностями.
Главных субличностей у каждого человека несколько, второстепенных – очень много.
Очень важно, как каждая субличность соотносится с высшим Я, проводит ли она волю высшего Я, стремится ли она к совершенству.
Если эти субличности конфликтуют, то можно сказать, что у человека острые углы характера.
Если сравнить нашу психологическую систему с системой природной солнечной, то высшее Я можно уподобить солнцу, а субличности планетам, которые вращаются вокруг солнца в разные стороны и на разном от него расстоянии, то есть на разных орбитах.
Что значит движутся?
Солнце выглядит неподвижным по отношению к движению планет, хотя на самом деле мы знаем из астрономии, что оно само движется, с одной стороны вращаясь вокруг более высокого галактического центра, а с другой стороны непрерывно одаряя своей энергией все планеты и их спутники.
Похожим образом обстоит дело и в человеческом микрокосмосе. Высшее Я наделяет их жизнью, энергией, светом и дает каждой из них импульс свободы.
Строение нашего я
Как организована у человека структура его «Я»?
Что представляет собой солнечная система человеческой психики, наше внутреннее царство?
Это система, состоящая из семи уровней.
1. Высшее «Я»- наше солнце, наш внутренний царь и господин.
2. Заместитель господина, (сознательный, тренированный и пробужденный внутренний наблюдатель + сформированные личностные качества).
3. Самое сильное «я» нашего характера (главная субличность и черта, укорененная в биографическом опыте).
4. Идентичности (базовые архетипические субличности: муж-жена, отец-мать, сын-дочь).
5. Психологические субличности- наши социальные роли, соединившиеся с психологическими качествами и ставшими нашими основными я.
6. Части. Психологические состояния и настроения, обладающие определенной устойчивостью и длительностью «периода полураспада», которые держатся в нашей душе какое-то время, а потом растворяются.
7. Частицы (отдельные мысли, образы, мельчайшие ситуативные настроения и чувства).
Самое интересное, что когда внутри нас даже на короткое время берет верх любая из этих проявлений личности мы все равно называем их – «я».
Эти семь уровней- это своего рода орбиты, по которым двигаются наши психологические субличности, части и частицы.
Отождествляясь с разными объектами или процессами, мы периодически попадаем на разные орбиты.
Свобода совершенствоваться, двигаться в направлении духа и свобода удаляться от совершенства, двигаться в чисто материальном эгоистическом направлении.
Но каждое из этих я по-разному пользуется этим импульсом и этой свободой: одни из субличностей тянутся к этому внутреннему солнцу и стремятся к совершенству, позитиву, творчеству, любви, другие наоборот удаляются от этого солнца, влекомые импульсом эгоизма.
Можно сказать, что они вращаются против солнца, закручивая спираль своего вращения в антиэволюционную сторону.
Можно сказать, что одни из субличностей, наши более позитивные и стремящиеся к совершенству «я» вращаются вокруг солнца, а другие менее позитивные и эгоистические вокруг своей оси.
Связь с высшим Я в повседневности
Как мы ощущаем свое высшее Я в острые судьбоносные моменты своей жизни?
Так где же мы чаще всего ощущаем себя, свое «я», когда мы пребываем в высшем Я или когда мы отождествляемся с субличностями?
Если мы ощущаем себя полностью пребывающими в высшем Я, значит мы просветленные люди, духовные мастера высокого уровня или святые, находящиеся в состоянии высшего озарения.
В таком состоянии невозможно или очень трудно заниматься любыми мирскими делами, работать или общаться с людьми.
Если мы занимаемся этой самой мирской деятельностью, но пытаемся сохранить связь с высшим Я и у нас это получается, значит мы находимся в состоянии вовлеченности и вдохновения.
Наше мирское я, отвечающее за выполнение этой работы закручено в правильную эволюционную строну.
Если мы занимаемся мирской деятельностью в чисто эгоистическом ключе, не нанося при этом явного вреда другим, то наши действия носят механический характер и контакт с высшим Я ослабляется.
Он не пресекается окончательно, но высшее Я перестает оказывать нам серьезную поддержку, предлагая пользоваться собственными ресурсами.
Люди, которые живут исключительно для себя неинтересны высшему Я, нашему внутреннему Богу и господину.
Если мы действуем в деструктивном ключе по отношению к самим себе ( занимаемся нелюбимым делом, излишним самоедством, предаем свои таланты и предназначение), то наша связь с высшим Я ослабляется и мы сразу же ощущаем дискомфорт, боль, душевный негатив.
Если мы действуем ради своих эгоистических целей и вредим другим людям, причем делаем это с неким удовольствием, злорадством и кайфом, высшее Я отключается от нас, оставляя тоненькую струйку связи для возможного раскаяния.
Вращение субличностей вокруг высшего Я
Движения души такого человека закручены в негативную антиэволюционную сторону: действия и переживая таким образом, он подобно планете, сошедшей с орбиты как бы удаляется от внутреннего солнца.
Что значит это движение и вращение субличностей вокруг себя и вокруг высшего Я, как это проявляется конкретно и как мы ощущаем это движение?
Во вселенной не существует прямолинейного движения: всюду вращение вокруг некоего центра.
Во вселенной человеческого сознания также есть вращение: мысли вращаются вокруг ума, их породившего.
Вращаются результаты наших усилий - мы во что-то вкладываемся и отдаем энергию своих усилий во внешний мир.
Поначалу нет результатов, мы отдаем силы как бы в пустоту, в невидимую часть спектра бытия, но если вложение было правильным, то результат неожиданно появляется как чемодан на ленте получения багажа.
Вращение субличностей- это поочередное отождествление человека с той или иной жизненной позицией, настроением, субличностью, ролью.
Вращение в данном случае – это циклическое перемещение с определенной последовательностью.
У каждого человека в зависимости от степени его противоречивости и личностных особенностей есть свой круг жизненных позиций и набор субличностей.
Каждый человек под влиянием жизненных проблем иногда сознательно, а порой неосознанно периодически отождествляется с той или иной ролью и субличностью.
Каждая новая жизненная задача или новая ситуация требует своей субличности, своего Я.
Поскольку многие жизненные ситуации у людей повторяются, то за жизни у человека формируется ряд ролей, набор конкретных субличностей или я.
У каждого человека есть свой цикл или круг смены настроений или точнее говоря субличностей.
Они поочередно берут власть, через какое-то время уступая бразды правления другой субличности.
Каждой женщине приходится бывать поочередно женой, матерью, дочерью, сотрудницей, подругой, соседкой.
Каждому мужчине приходится бывать мужем, отцом, сыном, сотрудником, другом, соседом.
Помимо социальных ролей у человека есть еще и психологические особенности, которые соединяясь с социальными постепенно создают персональный набор субличностей, составляющих его личность.
Нужно помнить, что она не едина, хотя мы каждую новую субличность по привычке называем я.
На самом деле вы- это не я, а скорее «мы», но если взять во внимание наши глубинные противоречия и частые внутренние конфликты, мы- это конфликтующие «они», психологическая коммунальная квартира, этакая «воронья слободка», в которой как известно жил незабвенный персонаж из «Золотого теленка» Васисуалий Лоханкин.
Если вспомнить это произведения, то Васисуалия Лоханкина за то, что он не выключал свет в местах общего пользования секли ремнем его коммунальные соседи.
Похожим образом нашу личность «секут» наши субличности. Ведь когда мы под влиянием эмоций одной субличности совершаем какую-то ошибку, говорим недопустимые слова, обещаем что-то, но не делаем, то расплачивается за эти ошибки другая субличность, а точнее говоря наша личность.
Как там у Высоцкого: «Послушайте, не я разбил витрину, а подлое мое второе «я».
Но платит штраф за разбитую витрину именно оно, «первое» я или личность.
Получается так, что процесс смены власти у субличностей- это полный неуправляемый хаос?
Если бы это было так, то и жизнь была бы таким полным хаосом и движением по кругу.
Но в ней все-таки есть некий, пусть и весьма несовершенный, плохой, но до какой-то степени предсказуемый порядок, который иногда приводит и каким-то небольшим улучшениям.
Каким образом должно осуществляться это вращение?
Одной из наилучших формул такого двойного вращения с моей точки зрения является формула, выраженная в стихотворном переводе притчи Ходжи Насреддина, сделанного моим отцом, поэтом и переводчиком Юрием Ключниковым:
Любовь к себе и Богу
Один искатель Истины, отправившись в дорогу,
Спросил, как сочетать любовь к себе и к Богу.
Ходжа ответил:
«Так как вертится Земля:
Вокруг небесного светила и себя».
Нужно научиться сочетать эти два вида движения души, тогда наши субличности выстроятся в стройный хор светил и наша психологическая солнечная система будет гармоничной.
Если же вращение вокруг себя будет существенно преобладать, человек постепенно встанет на путь нисходящего вращения, удаления от духовного солнца и высшего Я, инволюции.
Что практически дает нам понимание вращательной природы всех движений души?
Очень многое. В первую очередь приняв эту идею мы начинаем понимать, что за все нужно платить. Ведь любая наша мыль, чувство, решение, обязательно вернется к нам.
Мы начинаем видеть, что именно мы - творцы нашей судьбы и нам некого винить во всем, что произошло, кроме самих себя.
Мы начинаем понимать цикличность мироздания и собственной жизни и чувствовать, когда приходит время завершения цикла и нужно платить по счетам.
Мы начинаем понимать, что наши субличности воцаряются на троне нашего сознания по определенному закону и у нас есть возможность проследить этот цикл и влиять на него.
Но для всего этого необходимо будет изучить себя как раз с точки зрения того, какие душевные движения в нас происходят и как вращаются наши мысли, решения, субличности, поступки и их результаты.
Чем глубже мы себя изучим, тем меньшее количество раз мы наступим на наши персональные психологические грабли, не один раз разбивавшие наши носы.
В чем смысл человеческой жизни?
Смысл нашей жизни очень хорошо определяет христианство: будьте совершенны, как совершенен ваш Отец Небесный. То есть смысл в том, чтобы приближаться свою личность и субличности к высшему Я, к тому образу совершенства, который встроен в нас.
Восточная мудрость дополняет это высказывание: смысл жизни в том, чтобы что- искупить и чему-то научиться.
Невозможно приблизиться к совершенству без накопления опыта совершенствования и без нейтрализации негативного опыта, которого у нас еще больше, чем позитивного.
Это связано с множественной природой нашего я: позитивные субличности учатся хорошему, негативные плохому.
Но закон совершенствования требует постепенного освобождения от всего плохого. Страдания, мытарства, удары судьбы тоже являются методом обучения, методом суровым, но неизбежным. Что делать, если человек не хочет по-хорошему?
Жизнь- это психосинтез, накопление опыта, происходящее и по предопределенному алгоритму (его называют законом причинно-следственных связей или законом кармы), и по свободе воле.
Разберем это закон на поведении преступника.
Жизненный психологический опыт, накопленный в результате психосинтеза, может быть целостным, полезным и доступным для всего человеческого состава, а может быть фрагментарным, принадлежащим только какой-то одной его части.
Если эти части находятся друг с другом в конфликтном состоянии, то они не могут усвоить полезный опыт, накопленный другой частью человека.
В этом случае человек действует на основе того опыта, который у него преобладает.
Преступник теоретически знает, что нарушать закон — это плохо, но все равно его нарушает, поскольку та часть его сознания, которую можно назвать преступным или криминальным «Я», на самом деле не выстрадала понимание, что преступление — это плохо.
Иначе говоря, психоэмоциональный опыт нормальных, «непреступных», переживаний, равно как и опыт раскаяния, его преступному «Я» неизвестен и недоступен.
Про такого преступника, который совершает преступления вновь и вновь, можно сказать, что он необучаем.
Если же преступник понял, что он вел себя недостойно и неправильно, и встал на путь исправления, то можно сказать, что он обучился новому способу жизни.
Опыт переживания этой неправильности проник во все участки его существа и стал доступен каждой его части.
Такой человек преодолел раздвоенность и противоречивость и стал более целостным, во всяком случае, сделал несколько шагов к этому.
Так кто же внутри человека накапливает жизненный опыт — не просто чисто технические навыки и умения и не теоретическую информацию, а то, что называется жизненной мудростью и касается взаимоотношений человека с миром, людьми и самим собой?
Этот опыт накапливает наше «Я», или личность, которая при этом пользуется ресурсами наших эмоций, мыслей, внимания и воли.
Надо заметить, что человеческая личность не является абсолютно целостным образованием, а имеет более сложный, нередко противоречивый состав.
Основную часть опыта накапливает то «Я» внутри нас, которое преобладает над остальными «Я». Оно является нашим внутренним учеником и представляет собой основное «Я», образующее наш характер.
Для получения это опыта нужно научиться двигаться или вращаться в правильном направлении.
Как работать с субличностями?
Как бы научиться управлять сменой этих субличностей и не допускать длительного застревания в негативных «домах» и «психологических «планетах»?
Для этого полезно проделать следующие практики.
1.Напишите спонтанно пять своих главных субличностей, не обдумывая заранее. Пишите, что пишется, долго не обдумывая идеи, пришедшие вам в голову.
2. Вспомните клички, которыми вас дразнили в детстве – в классе и на улице. Подумайте не было ли среди этих прозвищ, сколь обидными они не казались попадания в точку.
3. Обсудите составленный список с теми друзьями, родными и близкими, кому вы доверяете, кто знает и понимает вас.
4. Вспомните принятые вами главные жизненные решения и трудные обстоятельства, в которые вы попадали, и уточните, какие субличности их принимали и реализовывали в жизни.
5. Выделите три свои главные субличности, а из трех выберите самую основную субличность, образовывающую характер, ответьте себе на вопрос, кто она, эта субличность, но и каким методом она все это делает? Авторитарно или попустительски, системно или хаотически, легко или с трудом?
6. Ответьте себе на вопрос, сколько психологического времени эта субличность находится на троне вашего сознания( 3, 5, 10, 15 и более лет) и каким другим субличностям она периодически уступает власть? Сколько времени каждый день занимает трон эта главная субличность и сколько остальные субличности?
7. Постройте иерархию эти субличностей, поставив каждой свой порядковый номер по степени значимости, по силе ее влияния на вашу жизнь.
8. Дайте имя каждой субличностей, наиболее точно выражающие ее суть. Можете называть их по-разному» «лентяй», «трус», «хвастун», «рубаха-парень», «заботливая мать», «сильный специалист», «любитель футбола».
9. Изучите также с помощью самонаблюдения, какие жесты, движения, позы, оттенки интонаций присущи вашему «лентяю», «трусу», «хвастуну» или другим субличностям. Запомните мышечно-телесный «вкус» каждой субличности, ее тонкую энергетику, излучаемую вовне. Постарайтесь понять, что пробуждает ее из глубин сознания? Какие мысли, чувства и желания активизируют ее и сажают на ваш психологический трон, давая ей в руки пульт от принятия решения?
10. Постройте свой ежедневный и еженедельный цикл смены власти внутри вас, свой круг. Вот пример круга , построенный моей клиенткой.
Женщина. Лентяйка (утром, когда хочется спать) заботливая жена, готовящая мужу завтрак спортсменка ( во время посещения фитнеса) светская подруга (на встрече с подругами в кафе) модница ( во время посещения бутиков) терпеливая дочь ( во время посещения пожилой матери, с которой сложные отношения) упорная ученица(на курсах английского языка)заботливая жена ( во время приготовления ужина и общения с мужем) читательница ( время вечернего чтения психологической литературы)
11. Потратьте какое-то время чтобы понять, какие внешние обстоятельства, люди, факторы переключают вас с одной субличности на другую? Спросите себя также – позитивные или негативные субличности властвуют над вами? Дает ли эта власть вам счастье?
12. Начните работать над несколькими задачами:
-ослабление, перевоспитание, изгнание растворение негативной, мешающей вам субличности с помощью метода разотождествления с ней,
- удерживание и усиление субличности позитивной и помогающей обретению счастья с помощью метода отождествления с ней,
- гармонизацию конфликтующих субличностей с помощью метода пробуждения так называемой «третьей» силы сознания- внутреннего наблюдателя, смотрящего на эту борьбу со стороны и выравнивающего дисбаланс желаний и мыслей в нашей душе..
Ваша задача привести всю систему вашего я в более гармоничное продуктивное состояние.
Результатом вашего гармонизирования будет исправление орбиты: вы снова приблизитесь к внутреннему солнцу.
Это выразиться в увеличении внутреннего спокойствия, радости, удовлетворенности.
Я уже описывал практику гармонизации субличностей, но позднее еще раз повторю все, что нужно для того, чтобы привести в состоянии баланса ваших внутренних «человечков».
Важно, чтобы они согласились идти к главной цели, которую вы поставили перед собой - совершенствование, увеличение внутреннего света, приближение к солнцу- вашему высшему Я.
И, конечно, владение собой – и своим внутренним миром, энергетикой, эмоциями, мыслями, решениями и внешней частью себя и своей жизни- своим телом, действиями, поступками, сценарием жизни в целом.
Для этого нужна многообразная умная сила.
Как усилить свое Я
Если речь идет о высшем Я, то его усиливать не нужно – это частица божественного совершенства, встроенная внутри вас.
Вы можете сделать для него две полезные вещи:
-очистить себя и раскрыть каналы души для того, чтобы это высшее Я могло наполнить вас своими мощными энергиями
- создать внутри себя я, устремленное к этому более высокому духовному бытию, которое будет представителем этого высшего Я, заместителем господина.
Если высшее Я – это король, царь вашего психологического царства, то заместитель это премьер –министр, управляющий, хозяин, который выполняет королевскую волю.
Усиливать нужно как раз этого заместителя.
Нужно накапливать вокруг него энергию бдительности, бодрствования и осознанности.
В идеале он должен постоянно присутствовать в поле вашего сознания и быть главным среди всех ваших субличностей.
Заместитель господина должен научиться помнить себя: чем активнее и полнее он будет это делать, тем больше чистой духовной энергии высшего Я он сумеет через себя пропустить.
Если его присутствие будет постоянным или хотя бы периодическим, но длительным, оно очистит и выровняет весь дисбаланс субличностей.
Постоянное присутствие делает постоянной и обратную связь человека и той цели, к которой он стремится. Цели в каком-то смысле живое существо и за ней нужно ухаживать как за женщиной, тогда она будет
Чем больше присутствия, больше и осознанности, а значит больше и обратной связи: человек получает ответ от вселенной сразу, причем это ответ и полезен, и приятен.
Если обычный человек, устремляясь к какой-то цели как правило получает удовольствие только в момент ее достижения, а сам процесс приближения к ней сопряжен с негативом, то практика осознанности помогает получить гораздо более полное удовлетворение сразу в начале пути.
Чтобы заместитель господина мог проводить волю высшего Я, необходимо не только расчистить каналы (освободить свое тело от пищевых шлаков и мышечных зажимов, избавиться от негативных эмоций уныния, страха и раздражения, вытрясти из сознания ментальный хлам и научиться останавливать свой ум), но создать для этой воли благоприятную среду, которая поможет проводить эти энергии и которая будет их удерживать.
Энергия высшего Я относится к области высочайших и тончайших световых проявлений духа, которые слишком высоки и тонки для несовершенного человека.
Ведь если энергии помощи высшего Я будут проходить сквозь психофизические структуры человека, а человек не сможет ни осмысливать это воздействие, ни удерживать эти потоки, то большой пользы от этой помощи не будет: вся она будет потрачена такой несовершенной личностью впустую.
Что же может выступить посредником между несовершенными психическими структурами и высшим Я?
Специально воспитанное, тренированное, пробужденное сознание, которое должно быть накоплено вокруг заместителя господина.
Одна часть этого сознания должна быть направлена на духовную сферу, область высшего Я, а другая ее часть на гармонизацию своих эмоций, мыслей и всего внутреннего мира.
Сознание по своей природе не только отражает мир, но и творит его, об этом говорит и марксизм и буддизм.
Когда мы говорим об отражении, нас интересует прежде всего точность этого отражения, адекватность реальности.
Когда мы говорим о творящей природе сознания, нас интересует прежде всего его сила и положительный вектор.
Это сознание можно уподобить некоему волшебному зеркалу с двумя сторонами – внешней и внутренней.
Какое назначение человека, существа обладающего столь совершенным сознанием? Зачем он живет на земле?
Его назначение в том, чтобы накопить как можно больше эволюционного духовного опыта, высоких переживания, энергии понимания мира и себя. Суть же этого понимания в том, что человек – это свет и свет лежит в основе мира.
Накопить опыт можно по-разному. Можно со стороны, наблюдая за собой и людьми, можно проживая самые разные эмоции и постоянно испытывая себя в действиях и трудных обстоятельствах, ставя цели и достигая или даже не достигая их, можно овладевая самыми разными умениями и видами мастерства.
Многое зависит от того, насколько совершенно человек отражает реальный мир и творит идеальный, выражающий мечту, от того, насколько очищены у него обе поверхности волшебного зеркала и насколько они сознательно и синхронно работают.
Чем совершеннее человек отражает мир и творит новую реальность, тем больше позитивной энергии он накапливает.
Человек не обладает от природы этим сознанием, он носит в себе его зародыш. Буддисты говорят в таких случаях, что каждый непросветленный человек носит в себе природу Будды.
Каким образом мы можем сделать более сильным нашего внутреннего наблюдателя, наше я?
Они основаны на пробуждении в себе сознательного Я, напоминании о необходимости присутствовать сознанием в своей жизни и продлении состояния осознанности, распространении ее на всю внешнюю и внутреннюю жизнь человека с помощью практики и совершения мягких, но настойчивых усилий.
Практика предполагает не просто наблюдать, но постоянно менять ракурс и формат такого самонаблюдения, чтобы как говорится не замыливался глаз, в данном случае глаз внутренний.
В восточных школах ученику, желающему обрести осознанность устраивали самые разные испытания - задавали неожиданные вопросы, заставляли выполнять сложные задания, учили общаться с людьми и сохранять самоконтроль в трудных условиях, обучали самым разным видам медитации, созерцания и методам умственной активности.
Селф-форсинг
Я обобщил многие методы в новую комбинацию практик, соответствующую нашему времени.
Эту практику, представляющую собой укрепление духа я назвал сложным методом усиления «я» или self-forsing.
Self-forsing («усиление «Я») — формирование сознательного эволюционного «Я», ответственного за позитивные изменения во внутреннем мире и в самых разных сферах жизни, практика повышения силы присутствия. Для осуществления этой задачи полезно выполнять следующие практики:
- спросите себя, имеете ли вы ясное представление о том, какими качествами и чертами должно обладать эволюционное сознательное «Я», которое вы намерены в себе воспитать;
- задайте себе вопрос, делали ли вы когда-нибудь какие–либо психологические практики, направленные на повышение силы вашего «Я»;
- спросите себя и ответьте, в какой степени по 10-балльной системе вы готовы делать усилия для повышения силы вашего «Я»;
- постарайтесь научиться различать между образом себя и ощущением «Я»;
- начните тренинг по увеличению присутствия вашего сознательного «Я» во внешней и внутренней жизни, как можно чаще наблюдайте за собой и старайтесь помнить себя в своих ощущениях;
- начните сознательно наблюдать за своим телом, эмоциями, мыслями со стороны подолгу, как будто в первый раз изучая;
- выделите в себе ощущение автономного наблюдателя — чистого «Я», свободного от телесных ощущений, эмоциональных переживаний и мыслительных привычек;
- сосредоточьтесь на чистом ощущении «Я» и погрузитесь в него максимально глубоко, насколько это возможно;
- начните постоянно «наблюдать своего наблюдателя» и вызывать у себя присутствие постоянного «Я»;
- укрепите чувство своего «Я» неустанной практикой и тренировкой и постепенно откройте в себе ощущение его абсолютной независимости от телесно-эмоционально-ментального бытия;
- увеличивайте силу самого ощущения своего «Я», мысленно перенесите его в область середины груди (эмоциональный центр) и постепенно добейтесь ощущения естественности его присутствия в этой области, когда «наблюдатель» превращается в «проживателя», живущего внутри чувств;
- превратите практику «наблюдения наблюдателя» во внутреннее бытие своего «Я» как свободной силы и вечной реальности;
- как можно чаще повторяйте формулу: «Я есмь!», охватывая своим присутвием и бытием весь свой состав;
- попытайтесь воспитать в себе способность помнить себя в каждый момент времени, пробуйте фиксировать время подобного памятования и каждый день стараться хоть на несколько минут его уничтожить.
- начните учиться наблюдать за собой со стороны, тренируясь при этом правильно находить локализацию «наблюдающей части сознания» или просто «наблюдателя»: лучше смотрите на себя: на свое тело, эмоции и мысли — как бы по центру из-за спины, сверху или откуда-то из глубины, тогда охват внимания больше;
- наблюдайте за собой не просто отрешенно и безучастно, но с внутренней позиции эволюционного «Я», под углом зрения человека, принявшего решение стать на путь совершенствования своего духа, характера, сознания, личности; тогда вы начнете лучше понимать, какие ваши ощущения, чувства, мысли, решения и поступки можно смело отделять от себя как тормозящие человеческую эволюцию, а какие, наоборот, помогают вашему росту и совершенствованию, и потому лучше с ними соединяться;
- создайте в своем сознании совершенный образ самого себя и попытайтесь отождествиться с ним как можно более полно и глубоко, слиться с его внутренним миром, переживаниями, поймать его внутреннюю вибрацию;
- создайте в сознании образ мастерских действий этого совершенного и более продвинутого человека и постарайтесь отождествиться с этим образом и этими действиями;
- представьте жизненный путь совершенного человека, его безупречную судьбу и логику успеха и постарайтесь мысленно отождествиться с этим образом, перевоплотиться в него и прожить эту судьбу, зарядившись ее силой.
Я и цели
В каждый момент нашей жизни мы пытаемся осуществить ту или иную цель.
Цели набегают на нас словно волны: одна начинается, другая длится, а третья подходит к концу.
От того, насколько мы удачно или неудачно добились намеченного зависит состояние нашей удовлетворенности и даже счастья.
Сама жажда различных целей порождается не высшим Я, а субличностями.
Но они управляются желаниями, которые притягиваются внешним объектами, которые дергают за нитки страстей, превращая людей в марионеток.
Субличности, страстно хотящие карьеры, славы, модных вещей, жизненных удовольствий, потому их нельзя считать полноценными хозяевами нашей жизни.
Вот когда мы формируем в себе заместителя господина, то он сам управляет желаниями.
Потому он субъект нашей жизни, хозяин воли и достижений.
Потому нужно рассматривать саморегуляцию и управление собой вместе с процессом реализации жизненных целей. Ведь следование от одной цели к другой и есть основное содержание человеческой жизни.
От чего зависит достижение цели?
Само достижение цели всегда зависело от нескольких вещей.
В первую очередь от того, кто его внутри нас достигал, каким был этот внутренний психологический «достигатор», каким было я, отвечающее за результат - сознательным, ответственным, волевым мотивированным, или вялым, слабым, сонным, как будто его нет.
Далеко не все серьезные цели достигаются таким волевым я, специально сформированным с помощью практики осознанности. Во многих случаях человеку помогало страстное желание, сильная мотивация.
Однако если цель была сложной и требовала терпения и многоступенчатой стратегии, страстного желания было недостаточно, человек должен был много думать, просчитывать варианты, слушать себя, других людей и обстоятельства, то есть формировать в себе сознательное я немного другим, житейским способом.
Вторым фактором обеспечивающим достижение цели является ее правильный выбор. Между нашим я и целью устанавливаются тончайшие, можно сказать интимные связи, которые могут усиливаться, если выбор цели был правильным и отвечал нашей глубинной психологической природе, а могут ослабляться, если цель была ошибочной.
Вспомним свою молодость и молодость наших друзей. Правильный выбор специальности раскрывал у молодого человека его таланты и пробуждал энтузиазм. Ошибочный выбор вуза и профессии, навязанный родителями или сделанный по принципу подражания приводил человека к депрессии и гасил его душевный огонь.
Можно долго подбирать цель под свое я, но когда подбор произошел и цель действительно вызывала отклик в душе и резонировала с наши я, а не раздражала его по принципу «не то выбрал», то реальность ее достижения многократно возрастала.
Третий фактор, приводящий нас к запланированному результату вытекал из второго. Соответствие цели природе человека порождало поток вдохновения, энергию, сила которой приводила нас к заветной двери.
Чем мощнее оказывался поток, тем вероятнее оказывалось достижение. Слабый поток быстро истощался и это останавливало человека на полпути к цели.
Кто запускает этот поток?
Творящий луч сознания.
Его посылает в мир наша преобладающая субличность, которая хочет достичь цели, мечтает о ней и прорисовывает ее образ на ленте сознания.
Чем правильнее цель, чем она больше отвечает вашей внутренней природе, вашим талантам, тем мощнее творящий луч сознания.
Если цель не найдена, значит я, отвечающее за достижение не проснулось и на троне нашего сознания сидят какие-то другие субличности.
Итак, запомним главную триаду: 1) субъект ( человек, или точнее субличность, желающая достичь какой-то цели ) – 2) объект (цель, результат, к которому стремится то или иное я внутри нас) – 3) процесс ( энергия желания, воли и вдохновения, соединяющая субъект и объект) присутствует в каждый момент нашей жизни.
Определите порядок ваших целей
Есть еще одна важная вещь, определяющая наш успех или неудачу- насколько выстроены в порядок наши цели.
Если нам хочется одновременно взаимоисключающих целей- например, расслабления и богатства, творческой самореализации и пьянства, хороших отношений с человеком и желания подмять его под себя, то, конечно, у нас ничего не получится.
Нужно определиться всерьез – чего вы хотите больше и приняв решение поддерживать его в дальнейшем.
Другой момент нашего счастливого целеполагания – это обязательная субординация целей.
У нас есть более крупные и более мелкие цели. По логике вещей и здравому смыслу более крупные цели должны определять более мелкие.
Например, есть цель момента, к которой вы стремитесь в данную секунду. Например, сейчас , читая эти строки, вы стремитесь понять смысл текста.
Есть цель периода ( а поскольку у человека много временных периодов: день, неделя, месяц, квартал, год, трехлетие, пятилетка, десятилетия), то у каждого периода есть своя цель.
Можно отталкиваться и от смыслового периода- например, вы готовитесь к экзамену, который у вас через неделю или к важному отчету.
В этом случае цель момента может быть отодвинута в строну и вы вместо того, чтобы читать эти строчки беретесь за учебник или за отчет.
Если вы вместо подготовки к экзамену выбрали посещение вечеринок, то вы рискуете получить двойку, что может в принципе повлиять на вашу судьбу.
Помните крыловскую басню о Стрекозе, пропевшей Красное Лето и о Муравье, хорошо подготовившемся к зиме? Кто вы в большей степени?
Есть еще цель жизни (правда она есть далеко не у всех), которая может определить цель любого вашего периода жизни и разумеется цель момента.
В этом случае чем бы вы не занимались в данный момент или в данный период жизни, вы всегда что-то делаете для главной цели всей вашей жизни.
Есть еще более серьезная и иерархически более высокая вещь, чем чисто материальная и внешняя по сути цель жизни – духовная Сверхзадача.
Как говорил Лев Толстой нужно стремится, чтобы цель жизни человека выходила за его пределы.
Это цель, которой подчиняют свою земную цель все духовные искатели и предполагающая получения просветления, слияние с Богом, реализация своих самых лучших высших способностей, обретение внутреннего совершенства.
В идеале нужно стремиться к тому, чтобы у нас были все четыре цели, чтобы мы их понимали и примерили на свою жизнь со всеми нашими личностными и биографическими особенностями и чтобы мы соединили их в одну линию, в один энергетический поток.
Тогда занимаясь своей работой в каждый настоящий момент вы можете наполнить ее каждый настоящий момент прагматикой цели периода, более высоким смыслом цели жизни и высоким духовным содержанием Сверхзадачи.
Проверяйте себя, когда что-то делаете, удается ли вам осуществить практический синтез всех ваших целей.
Не витаете ли вы в облаках более глобальных целей, когда занимаетесь конкретной работой здесь и сейчас?
Не является ли наоборот ваша настоящая цель абсолютно бессмысленной с точки зрения более дальней перспективы?
Есть ли в ваших целях периода и всей жизни хоть немного одухотворенности, которую всегда нам дает Сверхзадача?
Только та цель является полной и насыщенной, которая содержит в себе все эти четыре элемента, четыре уровня целеполагания.
Как понять себя и другого человека?
Если мы хотим понять любого человека, мы должны задать себе несколько вопросов – кто он, где его центр и какая субличность является ведущее на данной стадии его развития, какова его цель и с какой интенсивностью он ее стремится достичь.
Это зависит от многого: от той жизненной ситуации, в которую человек вовлечен, от того, как часто он достигал подобные жизненные цели раньше, от его творческого потенциала и способности превзойти себя.
Обычный человек в отличии от святого или ангела постоянно действует и его сознание со всеми субличностями не существует отдельно от внешнего мира, на объекты которого постоянно направлен творящий луч сознания.
В этом смысле он творит мир, создает собственную реальность, которая у одного человека может очень сильно отличаться от реальности другого человека.
Карьерист видит мир как служебную лестницу, по ступенькам которой можно и нужно подниматься к вожделенной карьерной вершине. Он отбирает из этого мира только те образы и цели, которые его интересуют, отбрасывая остальное.
Гедонист-дон-жуан с преобладающим чувственным я воспринимает этот мир как мир женщин, каждую из которых он мог бы обольстить, остальное выпадает из фокуса его внимания.
Домохозяйка со средним образованием воспринимает мир как дом мужем и детьми, который нужно поддерживать в порядке и все остальное, что находится за пределами этой картинки (политика, искусство, наука, духовная сфера) практически не попадает в фокус ее внимания.
Духовный искатель видит мир как некую вершину с разными дорогами, по одной из которых он должен подняться вверх, а для этого он должен изучить маршрут подобного сакрального альпинизма.
Мир офисов, любимый карьеристом и увеселительных заведений, дорогой сердцу гедониста для него неинтересен, потому его творящий луч сознания выстраивает сценарий судьбы на других дорогах.
Каждый из описанных типов сформировал преобладающую субличность, которая находит во внешнем мире устраивающую его цель.
Центр для того, кто действует переносится из мира внутренних желаний, где зарождается стремление осуществить какую-то цель во внешний мир.
Потому понять другого человека мы можем только если увидим и поймем, где его центр, к какому магниту притянулась его преобладающая субличность.
«Где сокровище ваше, там и сердце ваше», - говорит нам христианская мудрость.
В точности также мы можем понять себя, хотя это в чем-то труднее, чем постижение другого: никто не отменял притчу про бревно в своем глазу и сучок в глазах ближнего.
Очень часто мы занимаемся чем-то по инерции и чисто механически, нам кажется, что мы идем к счастью и цели, а на самом деле просто буксуем на вязких дорогах бытия.
В этом случае полезно остановиться и задать себе ряд вопросов:
- что мы делаем сейчас?
-кто в нас это делает?
-где наш центр?
-насколько силен тот поток, который соединяет наше я с нашей целью?
-если у нас ощущение, что наше высшее Я благословляет нас на эти действия?
-кто в нас или в другом человеке является объектом хозяином этого процесса? (Если же речь идет не об отдельном человеке, а о каком-то хаотично протекающем общественным или социальном процессе, то такой вопрос вдвойне важен, тогда мы подберемся к творцам такого управляемого хаоса).
И только после получения более или менее внятных ответов продолжать наши усилия.
Если вы научитесь четко задавать такие вопросы и получать на них более или менее точные ответы, вы овладеете алгоритмом правильного понимания сути жизни, если хотите алгоритмом самопосвящения.
Конечно, без наставника овладеть таким алгоритмом очень сложно. Но пытаться нужно, тогда может быть и наставник появится.
Как найти и осуществить такую цель, которая точно принесет нам счастье?
Испытывать себя в самых разных сферах деятельности и ситуациях, пробовать реализовать свои таланты, слушать себя и смотреть, что предлагает жизнь.
Короче искать и бороться, найти и не сдаваться.
Нужно помнить также, что мы чаще всего не можем произвольно на основе некоего чисто умственного решения поменять судьбу радикальным образом и перепрыгнуть на какую-то совершенно иную дорогу, чем та , по которой мы шли.
Делать такие прыжки нужно только в том случае, если ваша дорога совершенно очевидным образом вела вас к пропасти.
В других случаях нужно поискать что-то рядом.
Главный критерий, что вы стали на этот путь является радость, которую вы испытываете и осознание, что ваша деятельность приносит пользу этому миру. И, конечно, вам тоже- на пути к совершенству может быть много трудностей, но мазохизм точно не нужен.
Что мы узнали. Первый итог.
Итак подведем итог всем этим размышлениям.
Во первых повторим то, что мы узнали.
Мы узнали о том, что наше я – это не просто набор функций или некая точка сознания, но целая сфера со строением, чем-то напоминающим строение солнечной системы, что у нас есть свое внутреннее солнце- высшее Я и есть свои планеты- субличности.
Мы узнали, что наше я для нас – это своего рода центр мира, что это я можно гармонизировать и усиливать и что одним из главных методов саморегуляции мастера- повышение силы своего присутствия в собственной жизни (очень часто мы в ней отсутствуем, нас просто нет).
Мы узнали о том, что внутри нас постоянно происходят различные внутренние психологические и психоэнергетические движения.
Мы узнали, что все движения, которые происходят внутри нашего сознания – это не прямолинейные, но поступательно вращательные движения, либо эволюционные и восходящие (вокруг внутреннего солнца), либо инволюционные (вокруг себя и своих чисто эгоистических желаний).
Мы узнали, что процесс управления собой нужно рассматривать не в абстрактном виде ( человек занимается аутотренингом в кабинете), а в реальной жизни, где человек ставит и достигает жизненные цели, поддерживает свою внутреннюю систему в определенном состоянии, накапливает эволюционный (приближающий к высшему Я) опыт.
Самое главное. Второй итог.
Та ситуация, в которой вы находитесь есть результат некой может быть неосознанной вами договоренности между вашими многочисленными я, в которой они дали власть преобладающей субличности.
А она выбрала из многообразного мира те цели, которые ей нравились и либо упорно, либо наоборот не очень упорно, но шла к этой цели.
Получилось то, что получилось. Хотели как лучше, а получилось как всегда.
В какой степени вас устраивает сложившаяся ситуация?
Если в целом да, то нужно постараться по возможности закрепить этот результат. Для закрепления нельзя ограничиваться деланием того, что вы уже делали раньше, нужно обязательно ввести новые элементы, действия, людей, занятия.
И нужно сверить ваши усилия, которые сегодня делают ваши субличности с волей и желанием вашего господина - высшего Я.
Без его благословения и поддержки либо результаты будут непрочными и ничего не сохранится, либо не получится.
Если то, что вы имеете вас решительно не устраивает, то нужно радикально обновлять свою жизнь, работу, увлечения, контакты.
Но и, конечно, нужно обновлять свои субличности, улучшать их, а в каких-то случаях полностью трансформировать.
У всякой ошибки есть своя фамилия, имя и отчество, - говорил крупнейший знаток человеческой психологии, особенно ее теневых сторон Иосиф Виссарионович Сталин.
Это касается и наших внутренних ошибок.
В нас есть субличности и я, которые сделали все, чтобы вы не достигли тех нормальных, хороших целей, которые ставили перед собой нормальные, хорошие субличности внутри вас.
Вот с этими саботажниками нужно разобраться внутри себя, растворить их, ослабить, перестроить работу, вывести их с орбиты солнечной системы вашего личности, изменить насколько вы сможете это сделать.
Помимо достижения цели, вам придется еще и управлять собой, поддерживать систему своего я и сферу сознания в рабочем состоянии, уменьшать количество хаоса, формировать и усиливать заместителя внутреннего господина.
Вам придется пробуждать и усиливать в себе два главных потока – поток вдохновения, рожденный творящим лучом сознания и соединяющий вас с целью и поток благословления и поддержки со стороны высшего Я.
Возможно, что на интуитивном уровне у вас что-то уже получается, но пока это только проблески настоящего света.
Но как все сделать грамотно и мастерски - это тема отдельного разговора.