Что такое патриотизм?
Где бы ни выступал человек, он должен выступать как патриот.
Михаил Салтыков-Щедрин
Поводом к написанию этой статьи явились многочисленные споры о том, что такое патриотизм и нужен ли он стране.
С моей точки зрения у современных людей нет ясного понимания природы патриотизма.
Массовое сознание следует за информационным потоком, но сталкиваясь с негативным отношением к патриотизму у либералов, которые в отрицании патриотизма весьма последовательны и активны, нередко принимает их сторону. Потому попробуем разобраться в том, как формировалось само понятие патриотизма.
Чтобы понять, что такое патриотизм, полезно посмотреть историю вопроса.
Привязанность русских к своей земле, стихийный жертвенный патриотизм нашего народа отмечались всеми ее противниками.
Знаменитую защитную функцию патриотизма сформулировал еще в XIII веке благоверный Александр Невский: «Кто с мечом придет, от меча и погибнет.
На том стояла и стоять будет русская земля».
За последние несколько сот лет Россия благодаря мощному патриотическому настрою народа не проиграла ни одной серьезной битвы, которая поставила бы под вопрос ее суверенность.
Лишь в конце XXcтолетия мы, столкнувшись с войнами нового типа потерпели поражение (уверен, что временное) в холодной войне.
Одной из самых важных причин этого поражения по мнению многих экспертов является утрата патриотизма.
Потому очень важно понимать, что такое патриотизм и что он дает для полноценного существования человека, его личности и возможности реализации.
Его возвращение, связанное с Русской Весной и присоединением Крыма вселило в сердца миллионов людей надежду на то, что наука побеждать еще не окончательно забыта нашим народом.
С этой точки зрения патриотизм - это меч русской победы, который последние четверть века ржавел на складе нашей Истории.
С легкой руки президента России В. В. Путина понятие патриотизма, казалось бы отвергнутое в ходе наших прозападных реформ получило с 2012 года новый импульс к развитию.
Ржавчину с этого меча стряхнула Крымская весна.
Правда есть мнение, что спасение страны нужно начинать не с патриотических деклараций, а с экономического обустройства жизни.
Однако недавно ушедший от нас замечательный писатель-патриот Валентин Распутин сказал:
«Патриотизм — вот слово, которое представляется мне всеобъемлющем и если не спасительным, то в огромном клубке наших нравственных и духовных проблем тем узлом, который легче всего поддается распутыванию. С него и надо начинать. За ним стоит все: и совесть, и долг, и истина, и добро, и вера, и личность, и гражданин, и многое другое».
Распутин прав в том, что по-настоящему обустраивать Россию могут только люди патриотического мировоззрения.
Тот, кто не любит нашу родину, не способен к национальному созиданию и выведению страны из кризиса, даже если занимает самый высокий пост и имеет финансовые ресурсы.
Скорее всего, выведет деньги куда-нибудь в оффшоры и уедет. А если останется, то в лучшем случае будет заниматься решением личных вопросов.
Так что такое патриотизм?
Словарь Ожегова определяет понятие «патриот» как термин греческого происхождения (от греч. patriotes - соотечественник - patris - родина), означающий «любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства».
В античности на каждого члена полиса возлагалась моральная обязанность активно участвовать в военной защите города и в его управлении.
И хотя уже в те времена были философы, чьи взгляды являются предтечей космополитизма (тот же Диоген и киники считали себя «гражданами мира»), полисный патриотизм Древней Греции стал предтечей имперского патриотизма Древнего Рима.
В эпоху Средневековья патриотизм вновь стал местным, вотчинным, предполагавшим преданность вассалов сюзерену.
Исключением была героическая борьба против англичан Жанны д’Арк, на короткое время сумевшей объединить страну благодаря мощному подъему патриотизма.
Полисный характер патриотизм вернул себе в эпоху Возрождения с ее борьбой между городами (Венеция- Генуя, Флореция-Рим).
Новое качество патриотизм приобрел в Новое Время в период буржуазных революций, проходивших под знаком любви к отечеству и на какое-то время приравнявших патриотов к революционерам.
Отныне патриотизм как приверженность человека к территории страны («принцип почвы»), где он жил, стал противопоставляться любви к человеческой национальной общности или нации («принцип крови»).
Без понимания этих двух граней любви к родине мы не поймем, что такое патриотизм?
Новую жизнь понятие «патриотизма» получило в Англии XVIII века, где радикалы и консерваторы боролись за нишу патриотов и где он чаще использовался оппозицией и противопоставлялся центральной власти, многие представители которой обвинялись в коррумпированности.
Была даже создана Патриотическая партия.
О любви к отечеству постоянно говорили французские просветители, которые противопоставляли верность стране верности церкви или короне монарха.
Эта любовь не может сочетаться с деспотизмом, поскольку она выражает идею общего блага и предполагает равенство, относясь к категории политических или гражданских добродетелей.
Произведение Шарля-Луи Монтескье «Дух законов» утверждает, что всеобщее благо стоит на двух столпах- любви к закону и любви к отечеству.
Вся Великая французская революция прошла под патриотическим лозунгом «Отечество в опасности», помогавших превращению французов в единую внесословную нацию.
Был даже сформирован батальон «патриотов 1789 года».
Монархические чувства людей были заменены принципом «служу государству».
Что такое патриотизм как понятие в России?
В России термин «патриот» впервые был применен в XVIII веке вице-канцлером П.П. Шафировым в значении «сына Отечества».
(Позднее в близком смысле, то есть как «отечественник» этот термин употреблял и великий русский полководец А.В.Суворов).
Однако патриотизм, понимаемый как любовь к родине и готовность отдать за нее жизнь, можно встретить в русской жизни задолго до Петровских времен, где это понятие становится частью государственной идеологии.
Патриотическими настроениями пронизано древнерусская литература – «Повесть временных лет» Нестора, «Слово о полку Игореве», «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона.
Еще в XII веке Владимир Мономах на съезде перед удельными русскими князьями в Любече произнес слова, наполненные неприятием междоусобицы и заботой о целостности Русской земли:
«Пошто губим русскую землю, сами же себе делая котору, половцы землю нашу несут розну и радуются, когда между нами встает рать. Будем едины сердцем и соблюдем Русскую землю » (62;С. 18).
Понимание, что такое патриотизм в России невозможно определить, без исторических, ландшафтных и даже климатических особенностей России
гораздо большими волевыми усилиями и экономическими затратами, чем в Европе и Америке.
Чтобы ее по-настоящему отстаивать и строить в ней что-то долговременное, нужно ее искренне любить, то есть быть патриотом.
Патриотичными были и ратные подвиги многих русских князей, которые защищали независимость своих городов (единого отечества тогда еще не было) и, безусловно, любили свою малую историческую родину.
Как великих патриотов запомнила Россия имена Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина, Дмитрия Пожарского, русских полководцев Александра Суворова, Михаила Кутузова, Федора Ушакова, Михаила Лазарева, Павла Нахимова, Владимира Корнилова, Владимира Истомина. Патриотами, хотя и разными, начиная с Ивана Калиты, были и все русские цари.
Об этом свидетельствует та же переписка Грозного с Курбским, где царь вменял в обязанность всем своим поданным служить государю верой и правдой - это и было официальной формой тогдашнего патриотизма.
При Петре Первом патриотизм, понимаемый как усердие в государственных делах, стал для чиновничьего сословия главной заслугой и добродетелью.
В воинских сражениях бойцам и военноначальникам вменялось сражаться за государство, православие и честь своего рода, причем различного рода уставы и законы закрепили патриотизм на законодательном уровне.
Служение отечеству означало также и русскую самоидентификацию тогдашних чиновников и военных, а триада графа С.С. Уварова: «Православие, Самодержавие, Народность», кстати никогда напрямую не поддерживаемая русскими царями, стала своего рода формулой официального патриотизма.
Понимание что такое патриотизм менялось в разные эпохи и при разных царях.
Не при каждом царе слово «патриот» было одинаково популярны.
Так при Павле I это слово старались слишком часто не употреблять: слишком много ассоциаций с французской революцией оно вызывало.
Большую роль в пробуждении и укреплении патриотического чувства в народе сыграла Русская православная церковь.
Вселенский характер ее принципов («несть ни эллина, ни иудея») не содержали никакого противоречия с практикой поддержки патриотического поведения власти, и народа.
Вспомним благословение, которое получил Дмитрий Донской от Сергия Радонежского перед Куликовской битвой и грамоты, призывающие русский народ к сражениям против польских захватчиков которые рассылал Патриарх Гермоген.
Поскольку Россия две третьих своего исторического времени провела в войнах, то вполне понятно, что сутью идеологии любви к Отечеству было военно-патриотическое воспитание.
Без этого мы не поймем, что же такое российский патриотизм.
Воспитанию гражданского патриотизма в России уделялось внимание значительно меньше и не удивительно, что российская элита и «высший свет» нередко были носителями прозападных взглядов, тяготевших то к франкофилии (в начале XIX века, салон Анны Павловны Шерер у Толстого), то к германофилии (середина XIX века, русские аристократы, не вылазившие из Баден Бадена), то к англофилии (начало XX века, владельцы магазинов на Морской, воспетые Набоковым в «Чужих берегах»).
В русской литературе подробно описаны эти прозападным образом ориентированные круги русской элиты.
В периоды, когда «симфония властей» была вполне устойчивой, патриотический тонус был весьма высок, на подъеме находилась и сама Россия.
Понимание, что такое патриотизм в России должно опираться на осознание невероятного разнообразия российской жизни.
Гражданский патриотизм проявлялся на самых разных уровнях и в различных формах - в земском движении, в народничестве, в трудовом подвиге русских инженеров и рабочих, в сложнейших условиях строивших Транссибирскую Магистраль.
Об этом ярко писал русский мыслитель и патриот Иван Солоневич, закончивший свои дни в далеком Уругвае.
Но когда национальное единство ослабевало, и симфония властей нарушалась, люди переставали понимать смысл происходящего в стране.
Тогда патриотический настрой падал, вслед за чем начиналась нестабильность и смута.
Историки и экономисты в будущем, возможно, вычертят график, где будет установлена корреляция между состоянием государства, его экономики, военной мощи и степенью патриотического подъема нации на данный момент.
Это позволит понять, что такое патриотизм в России в динамике ее исторического и цивилизационного развития.
О необходимости патриотизма для процветания России на протяжении всей истории страны всегда говорили русские писатели, философы, деятели культуры, ученые.
«Идея Отечества одинаково для всех плодотворна. Честным она внушает мысль о подвиге, бесчестных — предостерегает от множества гнусностей, которые без нее, несомненно, были бы совершены», — писал Салтыков-Щедрин, который был еще и Рязанским и Тверским вице-губернатором.
А Николай Добролюбов утверждал, что «патриотизм живой, деятельный именно и отличается тем, что он исключает всякую международную вражду» и что «человек, одушевленный таким патриотизмом, готов трудиться для всего человечества».
Вся русская литература от Александра Радищева до Валентина Распутина была наполнена темами, интонациями и образами патриотизма.
Иногда он не был заметен и не выпячивался напрямую, но часто буквально пронизывал ткань художественного произведения и основу воспроизведенного в нем русского характера.
Можно найти сотни, если не тысячи афоризмов и высказываний, принадлежащих таким людям, как Николай Карамзин, Александр Пушкин, Виссарион Белинский, Лев Толстой, Федор Достоевский, Николай Лесков, Александр Островский, Антон Чехов, Дмитрий Менделеев, Николай Бердяев, Иван Ильин, Георгий Флоровский, Лев Карсавин, Владимир Вернадский, Петр Капица и множество других имен, свидетельствующих, что лучшие люди России жили, мыслили и творили в парадигме устойчивого патриотического мировоззрения, хотя имели к государству множество претензий.
Вот как оценивал тонус советского патриотизма и его необходимость для защиты страны один из самых жестких критиков «красного периода России» русский философ-эмигрант Георгий Федотов:
«Новый советский патриотизм есть факт, который бессмысленно отрицать. Это есть единственный шанс на бытие России. Если он будет бит, если народ откажется защищать Россию Сталина, как он отказался защищать Россию Николая II и Россию демократической республики, то для этого народа, вероятно, нет возможностей исторического существования».
Единственный период, во время которого политическая элита страны откровенно признавалась в своей нелюбви к патриотизму - это, конечно, 90-е годы, после которых страна могла больше и не подняться.
Разумеется, это настроение, многократно обыгранное в прессе и СМИ не могло не передаться простым людям и не повлиять на состояние умов и душ очень многих людей в сторону снижения патриотизма.
Понимание, что такое патриотизм в России невозможно без исследования его антипода в виде феномена национального предательства.
Нельзя сказать, что в России на протяжении всей ее длинной истории среди той же элиты не было людей, настроенных против России и носивших в себе ген предательства.
Увы, их хватало. Антипатриотами были и князья, погрязшие в междусобицах и переходившие на сторону татаро-монголов, и Андрей Курбский, и Владимир Печерин, и член Временного Правительства Николай Некрасов, состоявший в масонской ложе «Великий Восток», и Лев Троцкий, и генерал Андрей Власов, и генерал КГБ Олег Калугин, и целый ряд представителей нашей политической элиты.
Немалое количество либералов продолжают и сегодня нападать на патриотизм, усердно цитируя ложно истолкованную ими цитату английского литературного критика XVIII века Самуэля Джонсона «Патриотизм - последнее прибежище негодяев», а иногда и приписывая ее Льву Толстому, который просто воспроизвел ее в своем «Круге чтения».
Джонсон, произнесший эту фразу перед парламентскими выборами в 1774 году, боролся с оппозицией и ее «ложным патриотизмом» как формой политической демагогии и определил именно этот вид псевдопатриотизма столь жестким способом.
Самое интересное, что точный перевод этой фразы с английского звучит так: «Для негодяя патриотизм остается последним прибежищем».
Продолжая мысль Джонсона можно сказать, что наверное искажение смысла этой фразы с ее последующим тиражированием остается последним прибежищем современных негодяев и русофобов.
В России, стране великого разнообразия существует множество самых разнообразных видов патриотизма.
Перефразируя известную фразу, можно сказать и так: пусть цветут сотни цветов патриотизма. Главное, чтобы это были настоящие цветы.