Как стать блестящим оратором? Консультация психолога на тему «как стать блестящим оратором»


Очень многие люди стремящиеся достичь успеха понимают, что для этого  нужно умение хорошо говорить.

Потому большое количество честолюбивых людей  хотели стать блестящими ораторами.

Сегодня существует немалое количество практических курсов, помогающих каждому  заинтересованному человеку  стать блестящим оратором.

 Ораторское искусство – это целый набор умений -  умение красиво говорить, умение долго держать внимание, умение увлечь какими –либо идеями, умение изложить важную информации, умение презентовать себя, свои товары и услуги. 

 Такое умение  может  проявляться и в монологе, и в диалогах и выражается в  способности человека держать внимание людей в течение какого - то времени своим рассказом .

 Потому сегодня так много курсов, тренингов, книг, посвященных теме как стать блестящим оратором.

Для  человека, желающего стать блестящим оратором важно не только сплести слова в красивую схему, но и целый набор других навыков.

Для общения с незнакомыми, полунезнакомыми людьми в неформальной обстановке,  важно в первую очередь войти в состояние психологического удара, куража и уверенности в себе, состояние вдохновения и драйва.

У каждого человека в жизни есть такие ситуации,  и каждый из нас может легко вспомнить их. 

Ситуации, когда мы  были уверены в себе, вам нравилось, то, что мы  рассказывали и нас заворожено, внимательно слушали.  Важно понять, как у нас это получалось, что помогало, а что мешало.

Если вы это состояние вспомните, то наверняка выделите определенные признаки, которые соответствовали  этому  переживанию.

  Это поможет вам приблизиться  к уровню профессионального ораторского мастерства  и поможет путем упорных тренировок постепенно стать блестящим оратором.

 Во-первых, в этот момент мы были абсолютно гармоничны и полностью принимали себя, у нас не было в этот момент никаких внутренних конфликтов и сомнений в себе.

 Во-вторых, у нас в этот момент  не  было никаких мышечных зажимов,  тело было расслабленным, голос свободно вытекал из горла, и руки слушались нас и двигались, совершая выразительные жесты.

 В-третьих, мы   умели распределять свое внимание между слушателями и своим рассказом, и не были зациклены на себе.

В-четвертых, мы буквально видели, то, о чем говорили, вы передавали эту живую картинку.  Это помогало быть убедительными в наших рассказах.

Нам всегда очень интересно слушать профессиональных актеров, которые рассказывают какие-либо истории из своей профессиональной или личной жизни.

Их рассказ буквально живой, мы видим ситуацию глазами рассказчика, это происходит как раз по тому, что он проживает, визуализирует то,  о чем говорит.

О чем рассказывает, он «рисует» для нас образы и чувства, еще раз проживает ситуацию. 

И еще: чтобы интересно, увлекательно и красиво говорить, нужно обладать большим запасом слов.

На сегодняшний день, это вопрос актуальный, как ни печально и это связано с вопиющим падением культурного уровня.

У нас мало ярких ораторов во многом причине падения культурного уровня   большого числа людей.

Люди стали существенно меньше читать художественных произведений, качественную прозу заменяет бесконечная новостная лента и общение в интернете.

У многих людей словарный запас так скуден, что они предпочитают общаться междометиями.

Общение, где люди ограничиваются каким-то компьютерным сленгом, албанским языком, речью так называемых «падонков».

И если молодежь может как-то прикалываться, по большому счету,  то она делает это в своих небольших группах, остальным такой сленг неинтересен.

Если вы будете учиться ораторскому мастерству на таком материале , то блестящим оратором вам не стать.

Для того, чтобы стать блестящим оратором, нужно обязательно  пополнять свой  словарный запас.

Читайте  качественную  прозу, погружайтесь  в мир культуры, внимательно слушайте какие слова употребляют образованные люди, как они выстраивают речь и умеют рассказывать интересные истории.

 Важно понимать  также структуру блестящей речи. Наша устная речь подвержена определенному закону структурирования информации.

Например, если вас спросили о том, как ваши дела в форме приветствия, совсем не обязательно рассказывать всю историю жизни. Нужно отвечать, как полагается, кратко и точно.

 Нужно чувствовать диалог и задавать себе вопрос-  как его правильно структурировать?

В начале, если вы хотите что-либо сообщить или отвечаете на короткий вопрос, например, вы можете ответить односложно, одной фразой, или несколькими словами вводящими в суть речи.

Если не соблюдать эту структуру, если ее не чувствовать, то сама красивая речь распадется, рассыплется на фрагменты,  ее просто не станут слушать.

Для того, чтобы  понять как стать блестящим оратором, нужно изучать структуру  устной и письменной речи. 

Законы структурирования имеют общие черты.

Если как пример диалога взять статью, то это будет заголовок, озаглавьте свое речевое сообщение так, чтобы люди его слушали.

Если логика вашего рассказа или логика вопроса вашего собеседника требует уточнения, развертывания вашей мысли заглавного предложения, тогда уже надо рассказать, о чем вы собираетесь говорить более пространно в нескольких фразах.

Эта часть вашей речи, более длинная, развернутая, она может быть уподоблена преамбуле к темам, идущим после заголовка, как напечатано в статье.

Тогда автор в статье излагает, вводит в курс дела, собирается более подробно раскрыть суть статьи.

Преамбула должна содержать важную часть , в краткой форме содержащей основную мысль вашей речи или просто вводить в курс дела, создавать интригу.

Для того, чтобы стать блестящим оратором, нужно уметь интересно и вкусно подавать основной текст.

Если вы видите, что человек заинтересован и готов слушать, и вам для каких-то целей это нужно, здесь важно изложить информацию, дробя ее на пункты.. Это можно сравнить с написанием  статьи.

Но опять - таки, если статья достаточно длинная, и монотонно изложена, даже самый увлекательный материал, в таком виде читается трудно.

 Тоже самое и с устной речью. Слишком длинный рассказ необходимо дробить на части, структурировать, чтобы информация, которую вы хотите донести до слушателей, легко ими воспринималась.

Потому, что сознание людей устроено так, что оно может вместить только определенное количество информации, все остальное проходит мимо.

 Исходите из того, что вас могут перебить, отвлечь и вы в конце концов потеряете нить изложения. Потому публичное  выступление не может содержать  много пунктов  по определению, рассказ поплывет.

Чтобы стать блестящим  оратором, нужно уметь сокращать свою речь, быть лаконичным и четким. Что может быть хуже, когда выступающий тонет в потоках слов?

 Само течение речи также должно  быть подчинено определенным законам.

Например, если это выступление или непубличный камерный  рассказ в узком кругу,  рассчитанный на небольшую аудиторию, которая что называется  в курсе, то:

-можно начать с истории, шутки, интересной фразы, которая сразу же цепляет внимание  людей,

-затем идет основное изложение проблемы, когда внимание  уже схвачено,

-и оно дробиться на эти смысловые пункты.

Но этой же логике может быть подчинено и серьезное публичное выступление, только его нужно будет выстраивать более четко и ответственно. Необходимо продумать любые возможные возражения и критику.

 Кроме того, в нашей речи должна наступить некая кульминация, главная фраза, основная мысль, которую мы хотим  донести до человека и внимание человека должно быть подведено к этой ключевой фразе.

Это кульминационный момент выступления. В нем обычно содержится некий явный или неявный призыв, подведение человека к некоему действию. 

И в финале обязательное завершение в виде повторения сказанного ранее, где будет  содержаться  своего рода разрядка,  облегченное заключение.

 В этой части обычно делается краткое заключение сказанного, часто в этой части говорят комплименты аудитории, благодарность слушателям.

 Это может быть переход к другим, как правило, приятным и позитивным моментам публичного выступления.

Если вы овладеете  методами структурирования информации, которые нужно знать и владеть ими для успешного выступления, можно быть уверенным, что эффект от вашего публичного выступления будет более впечатляющим и вы приблизитесь к тому, чтобы стать блестящим оратором..

Еще, чтобы стать хорошим рассказчиком, очень важно понимать, с каким собеседником вы разговариваете- в зависимости от этого вы будете выбирать манеру выступления.

Если вы говорите с интеллектуалом, важно говорить на его языке, оперируя знакомыми ему  высокоинтеллектуальными словами и терминами.

Если же ваш собеседник простой человек, не стоит демонстрировать ему познания в квантовой физике, философии, экономических учений.

Лучше говорите понятными для него словами и фразами, иначе он вас просто не услышит или вы поставите его этим в неуютную, неловкую ситуацию и плодотворного диалога не случится.

Естественно, что в разговоре с пожилыми людьми не стоит злоупотреблять молодежным сленгом, это, безусловно, будет раздражать их.

В общении с молодым поколением, можно позволить себе более раскрепощенный стиль разговора и как раз умеренная сленговость речи, даже если вы человек другого поколения сыграет вам на руку, представит вас человеком современным, понимающим толк в молодежных проблемах,  сделает вас в какой-то степени своим в этой среде.

Чтобы стать блестящим оратором , нужно научиться говорить и на языке молодежи.

Конечно, любое мастерство,  в том числе ораторское искусство требует тренировок, серьезной подготовки.

И так было всегда- вспомните древнегреческого Демосфена, который вырабатывал у себя дикцию помещая камешки в рот и пытаясь говорить четко и убедительно.

 Для того, чтобы легко рассказывать и красиво говорить нужно как можно чаще тренироваться, рассказывать.

Пересказывать увиденное, услышанное, пытаться рассказывать так, чтобы вас слушали. Иначе вы не станете великим оратором.

В процессе разговора вы научитесь ловить состояние так называемого транса, научитесь чувствовать, когда вы владеете вниманием окружающих, научитесь управлять им.

Для того, чтобы рассказ был естественным и интересным, старайтесь пересказывать этот рассказ как часть вашей жизни, не бойтесь добавлять личный аспект,  персональное отношение, живые эмоции, не вещайте.

Речь, даже грамотно поставленная и отрепетированная, если она  в эмоциональном плане холодная  и сухая, не воспринимается, ее слушают, но не слышат. Верьте в то, что говорите, вкладывайте душу и личное отношение в то, о чем вы говорите..

Для того, чтобы стать блестящим оратором, полезно знать некоторые наработки нейролингвистического  программирования. НЛП нам говорит, что люди делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков.

Определить это можно по уровню и направленности взгляда человека в момент, когда вы его о чем - то спрашиваете. Например,  попросите рассказать что-нибудь из прошлого.

Если человек обращает глаза к небу, задумывается, вспоминает ситуацию, то, скорее всего это визуал, который живет в мире зрительных образов, у него отличная зрительная память.

Если его взгляд в момент такого опроса и обдумывания перемещается влево - вправо, как будто человек прислушивается, к самому себе,  и глаза его как бы бегают, то скорее всего это аудиал.

 Если он опускает глаза вниз, прислушиваясь к ощущениям, своему прошлому опыту, вероятнее  всего это кинестетик.

Также, если человек смотрит в право и в вверх, при обдумывании чего -либо, скорее всего он конструирует будущее, рождает внутри себя его образ.

Человек, который смотрит влево и вниз или взгляд перед собой обращенный внутрь, вероятно,  на данный момент работает со своим прошлым опытом.  Хотя эта классификация не абсолютна, безусловно, в ней  есть рациональное зерно.

Когда мы знаем, как человек реагирует, каким образом обрабатывает информацию, мы можете насыщать свою речь соответствующими ключевыми словами, которые помогут донести необходимую информацию с наименьшими потерями.

Так действует блестящий оратор, статькоторым очень сложно.

 Например, обращаясь к визуалу, рассказывая ему историю оправданно употреблять слова и фразы связанные со зрительным восприятием человека: «присмотрись», «если вглядеться», «смотря с какой стороны посмотреть».

Он будет реагировать на вашу речь гораздо  внимательнее, нежели если вы будете говорить абстрактно, не учитывая его личностные особенности.

 Если  перед нами аудиал, можно оперировать к его слышанию, например: «слышно», «громкий звук», «тихий шепот», «все мы это когда-то слышали».

Если мы хотим, чтобы нас услышал кинестетик, мы употребляем слова,  направленные на ощущения: «прочувствуй это», «по ощущениям, это прекрасно», «что мы чувствовали в тот момент?», «пережить это ощущение должен каждый».

Если мы внимательно относимся к собеседнику и учитываем способ его восприятия, мы можем построить свой рассказ таким образом, чтобы он был более интересен.

Для выступлений на широкой публике такой индивидуальный подход малоэффективен.

 Нужно овладевать специфическими законами и технологиями массового сознания, пришедшего слушать публичное выступление. Чтобы стать хорошим рассказчиком, следует строить свою речь, синтезируя все эти способы восприятия информации, чтобы вас мог услышать каждый.

Но, даже самую грамотно выстроенную речь, могут испортить слова паразиты, над избавлением от них необходимо работать. Блестящий оратор, безусловно, не говорит слов- паразитов, он победил в себе этот дурной рудимент косноязычия.

 Слова паразиты трудно устранимы, они прочно засели в речи, но чем их меньше, тем лучше.

Единственный способ, который дает результат- это сознательный контроль своей речи, необходимо думать, над тем, что мы говорим и заранее ограничивать себя  от необдуманных высказываний.

Человек, ставший блестящим оратором владеет искусством контроля над собственной речью  и понимает, что  по сути, слово паразит - это своего рода язычная связка.

 Когда у нас возникает некий пробел в речи, некая пауза, и мы замолкаем,  не будучи способным  подобрать слово, речь становится прерывистой.

Слова, которые мы произносим  как будто спотыкаются друг о друга, речь не совсем внятная, мешает свободному течению речи, все это определенно не в пользу интересного рассказа. Без них, ваша речь будет восприниматься с большим удовольствием.

В данном случае, мы говорили о монологе, но в реальной жизни, они встречаются не так уж и часто.

Далеко  не все люди готовы внимательно слушать долгое время, всегда хочется сказать что - то от себя, добавить, спросить, перебить. Это несложно проследить на собственном примере.

 Когда вы слушаете некое публичное выступление или монолог как долго вы способны слушать? Важно помнить, о том, что в живой беседе у человека который вас слушает, всегда есть право перебить, сказать что- то свое, добавить, задать вопросы, это нужно учитывать.

 Безусловно, и в этом правиле есть свои закономерности и исключения.

Например, в ситуациях, когда собеседники люди разного социального статуса, конструктивный диалог редко возможен. Как правило, руководитель узурпирует право вести беседу и не позволяет прерывать свою речь.

Подводя итог, можно сказать, что для того, чтобы ведение диалога было приятным и комфортным, а вы прослыли хорошим рассказчиком, собеседником и тем более блестящим оратором, очень важно, чтобы ваше внимание переключалось с самого себя на собеседника.

Никому не интересно иметь дело с нарциссом, завороженным звуком собственного голоса и абсолютно не вникающим в то, что беспокоит собеседника.

 Правильное соотношение распределения внимания при беседе должно соответствовать закону пропорции, так называемому золотому сечению.

Как мы знаем, принцип золотого сечения основан на соотношении 66% к 33% ,  это основная часть и второстепенная часть.

Если вы, допустим, ведете некий рассказ с аудиторией, то 66 % следует уделять самому предмету, чтобы не потерять суть, но 33 % нужно отдать слушателям.

Если же вы слушаете человека и отвечаете на его вопросы, ведете беседу, то тут следует отдать 66 % человеку, а 33% непосредственно себе.

Встает справедливый вопрос- для чего нужно  отдавать часть внимания самому себе?

Важно слушать не только человека, но и самого себя, осознанно слушать, потому, что если мы полностью попали под влияние и обаяние рассказчика, потеряли себя, есть опасность потерять волю, это состояние полу-гипноза, когда мы теряем способность отстаивать свои интересы, попадаем под влияние другого.

Это соотношение золотого сечения должно присутствовать не только в речи, но и в невербальных сообщениях, которые вы посылаете собеседнику.

Человек, ставший блестящим оратором умеет слушать  и собеседника, и самого себя, причем делает это не из самолюбования, а  по причине владения искусством беседы, диалога.

Ведь любое публичное выступление человека-это всегда диалог, если даже по закону жанра нас ни о чем не могут прямо спросить.

Известно, что чем более эмоциональная аудитория рядом с ним, особенно это касается женской аудитории например, тем меньше она прислушивается к слову, больше реагирует на то, как человек говорит.

Невербальный момент общения, интересует гораздо больше, чем вербальный.

Совершенно неосознанно, мы считываем эту информацию и она гораздо быстрее и глубже воспринимается, чем услышанное.

Блестящий оратор как правило очень хорошо чувствует невербалику и опирается на нее в момент построения речи.

 Слова не всегда и не полностью совпадают с мыслью. Мысль значительно шире слов. Интонация может нести абсолютно диаметральное значение.

От этого полностью меняется речь. Хрестоматийное «Казнить нельзя помиловать» как раз очень четко этот факт подтверждает.

От этого по большому счету может зависеть даже жизнь человека.  Одна и та же фраза, произнесенная с разной интонацией может означать совершенно различное речевое послание.

Наполняйте свою речь правильными , эмоционально насыщенными интонациями.  Это признак блестящего оратора.

Богато окрашенная речь воспринимается легче и правильно структурируется в восприятии человека.

Интонацией вы можете управлять, тем, что запомнит человек, делая упор на важные для вас смыслы  правильной интонацией.

Последняя необходимая составляющая рассказа - его цель. Хороший рассказчик всегда помнит цель, для чего рассказывает, что именно он хочет сказать этой историей.

Часто в процессе разговора, мы забываем, для чего вообще затеяли беседу, и разговор превращается в пустую болтовню, смысл и цельность теряется.

Помните о цели разговора, не теряя при этом общей гармонии и структуры беседы.

В ваших силах стать хорошим рассказчиком, интересным человеком и даже блестящим оратором, но для этого придется серьезно поработать над собой.

Для этого нужно серьезно работать над собой -  посещать тренинги, курсы по ораторскому мастерству, приходить на  сессии коучинга или на консультации к психологу, обучающие желающих искусству  как стать блестящим оратором.  

В этом случае вы серьезно продвинитесь  на пути к совершенству.


Работа над собой