Материалы
ПСИХОСИНТЕЗ И ВЫСШЕЕ Я:КАК ПОНЯТЬ, НАСКОЛЬКО КРЕПКА У ВАС С НИМ СВЯЗЬ?
Однажды на заседании отдела одного из институтов Академии наук, где я работал возник полушутливый философско-космологический спор: где находится центр мира? Вариантов ответа было несколько, но самыми дружными аплодисментами был встречен следующий весёлый ответ: «Центр мира? Центр мира– это я, моё я».
С одной стороны человек, сказавший эту мысль был не так уж и неправ, ведь для любого человека таким центром, является он сам, а значит и его я, каким малым и несовершенным оно бы ни было.
С другой стороны поиск такого центра где-нибудь в созвездии Ориона, находящегося от нас на расстоянии бессчётного количества световых лет большого смысла для человека не имеет.
Искать нужно ближе ... или дальше.
Идея, что внутри нашего маленького я находится вход в большое, гигантское, непредставимое высшее Я, которое и есть Я божественное, находящееся от нас с донной стороны очень близко, а с другой очень далеко – есть на мой взгляд гениальная идея, сближающая науку с религией или эзотерикой.
Психосинтез по сравнению с другими, может быть самыми замечательными направлениями психологии это система работы с клиентами и метод саморазвития, где наиболее тщательно проработана тема установления контакта с высшим Я.
Одна из величайших заслуг Роберто Ассаджиоли в том, что он ввёл в психологию и психотерапию понятие высшего Я, которое прежде однозначно относили к религиозным категориям.
Действительно, понятие божьей искры в христианстве, если не идентично, то по крайней мере очень близко высшему Я.
Близкий к этому понятию смысл имеет и монада Лейбница, подходы других философов – Канта, Фихте, Юма.
На Востоке высшее Я – это прежде всего Атман, частица Абсолюта или Брахмана.
Высшее Я влияет на все структуры психики – оно и заряжает их жизнью, и гармонизирует их взаимодействие между собой, успокаивая из лишнее возбуждение в эмоциях, наполняя энергией наше тело и сознание, проясняя неясные вопросы и вливая в нас состояние вдохновения.
Более того, оно даёт успех в делах и начинаниях человека, но с одной оговоркой – если он просит об этом и призывает к себе это высшее Я.
Как человек воспринимает своё высшее Я?
Кто-то воспринимает высшее Я, как голос совести, подсказывающий человеку, как ему жить, какие совершать или наоборот не совершать поступки, соответствует ли какое-либо его решение высшим идеям а началам жизни.
Кто-то видит в высшем Я источник жизненных ресурсов, питающий нас словно батарея квартиру, причем мы даже не замечаем этого щедрого подарка.
Кто-то ощутит присутствие высшего Я, как источник глубинного вдохновения.
Кто-то воспримет это Я как внутреннее ядро человека, как стержень его личности, как центр человеческого существа, помогающий выстоять в трудных ситуациях, как идеал, живущий в глубинах сознания.
Очевидно, что это высшая и лучшая часть нашего сознания, некий бриллиант, живущий в глубинах нашего сердца.
Если душа – это некая сфера, то высшее Я– это солнце, освещающее нашу душу, чувства и мысли.
Но главная функция высшего Я оживлять, наполнять вдохновением, напитывать энергией, поддерживать температуру, при которой можно жить.
Но также как солнце нам светит далеко не всегда и порою позволяет закрыть себя тучами на недели и даже месяцы, так и в нашей душевной жизни тоже бывают тучи.
Это все отрицательные эмоции, грязные и хаотические мысли, разрушительные желания и поступки, всё, что связано с отчаянием, злобой и страхом.
Такие психологические тучи закрывают свет и тепло высшего Я, которое всё равно продолжает светить на жизнь человека– внешнюю и внутреннюю.
Душевная жизнь без высшего Я напоминает пасмурную, а порой и ночную погоду, в сумраке или темноте которой уже ничего не увидим, что же в ней происходит.
Освещение на уровне рассудка или ума – это скорее лунный свет, в полумраке которого можно видеть только приблизительно.
Высшее Я в психосинтезе – это главная сила, помогающая выявить и ликвидировать внутренние противоречия и раздробленность наших душевных сил, это мощный примиритель любых конфликтов и противоречий внутри человека. Оно помогает нам примирить наши полярности (противоположные силы сознания) и гармонизировать или перестроить наши субличности.
Оно есть сплав высшего разумной части в нас или центра интуиции и мудрости, высшего волевого начала и высшего эмоционального сердца– центра любви и радости.
Зачем нам нужно устанавливать связь с высшим Я? Что говорит об этом психосинтез?
Высшее Я в психосинтезе – носитель огромных ресурсов, несущих в себе и силу, и понимание, и эмоции, переживания, энергию радости: его включение в нашу жизнь делает человека намного более мощным, мудрым и счастливым.
Высшее Я способно трансформировать к лучшему любую часть нашей психики, любое качество, любой недостаток. Достаточно направить его луч на это качество, как негатив преображается или ослабляет свою силу.
Высшее Я помогает достижению любых наших целей и намерений (при единственном условии, что они позитивны и никому не несут зла).
Включённое высшее Я в психосинтезе способно даже влиять на обстоятельства, окружающие нас в позитивную сторону: всё происходит быстрее, энергичнее и удачнее для нас.
Высшее может помочь нам выбраться из самых тяжёлых, порой безнадёжных обстоятельств.
Как понять, с какой степени крепка наша связь с высшим Я?
Для этого нужно задать себе несколько вопросов и постараться ответь на них максимально искренне.
-Знаете ли вы что-то об этом высшем Я, о божественной искре, живущей в глубинах нашей души, то есть имеете ли вы хоть какое-то понятие о духовно-религиозной или эзотерической сфере?
-Склонны ли вы к исканиям истины и глубинному познанию себя?
- Как высчитаете, вы в целом живёте правильно и гармонично или у вас преобладает ощущение, что в вашей жизни много ошибочного, искусственного, полного ненужных компромиссов
- Занимаетесь ли вы хотя бы эпизодически духовными практиками, молитвами и медитациями?
-Часто ли вы думаете о воссоединении с высшим Я как лучшей частью самого себя, от которой мы чаще всего оторваны?
-Получаем вы сигналы от высшего Я в виде неожиданного прилива сил, состояний вдохновения, волн радости, сигналов интуиции, переживаний духовного характера?
-Что вы чувствуете, если вы представляете образ высшего Я и попытаемся устремиться в этом направлении? Радость приближения, страх, укор совести, нежеланием предпринимать усилия, безразличие, усталость ?
-Насколько быстро гармонизируется ваше состояние, если вы обращаетесь к высшему Я и пытаетесь установить эту связь?
Как укрепить эту связь с высшим Я с точки зрения психосинтеза?
В первую очередь нужно отделиться от всего, что не есть я – от телесных ощущений, эмоций, особенно отрицательных и от мыслей.
Нужно сформировать в себе Внутреннего Наблюдателя и научиться со стороны смотреть за ощущениями, чувствами и мыслями, как бы говоря себе при этом примерно следующие формулы: «Я живу в теле, и хотя у меня есть телесные ощущения, но я не есть тело»; «Я живу в чувствах, страстях и желаниях, и у меня есть некие привычные эмоциональные состояния, но я не есть эмоции»; «Я живу в уме, и у меня есть привычные ментальные состояния, но я не есть мысли и ум».
Нужно не просто повторять эти формулы и усвоить их на ментально-теоретическом уровне, но необходимо отделиться от них, изучить их и постепенно проникнуться этим новым мироощущением свободы.
Эта свобода и воспитание в себе сильного, умного, независимого Наблюдателя – второй шаг на пути к высшему Я, первый шаг заключался в изучении этой темы и накоплению мотивации к самопознанию и практике.
Третий шаг заключается в культивировании в себе ощущения сильного независимого духовного Я. Вы должны из Наблюдателя превратиться в Я-деятеля и заменить процесс самонаблюдения (наблюдения за собой – телом, эмоциями, умом и поведением) и изучения себя в медитации в жизни) на процесс самовспоминания или Я-медитации, при котором мы полностью сосредотачиваемся на чувстве Я и углубляемся в него насколько можно более глубоко.
Вспомним метод выдающегося индийского духовного Мастера Рамана Махарши вся практика которого сводилась к непрерывному повторению формулы «Кто Я»?, при которой человек должен был погружаться в самую сердцевину своего Я и постепенно осознать его неуничтожимую божественность.
Подход Рамана Махарши к соединению с высшим Я очень близок к психосинтезу.
Если наша сознание будет двигаться по этому коридору упорно, не отвлекаясь и не оставляя стараний, мы рано или поздно соединимся с высшим Я.
Между прочим если прочесть христианскую формулу («Я есмь Путь, Истина и Жизнь»), применяя глубинный подход, то мы увидим, что Христос (так нам говорят разные мистические учения ) – это не только основатель христианства, но и высшее Я.
Вход в Царство Божие, как известно внутри нас, то есть в глубинах нашего я, идя по этому Пути, мы учимся различать Я от не Я (тело, эмоции и мысли) и правильные, одухотворяющие решения, приводящих к нашему Высшему Я, то есть к Христу от неправильных, уводящих от Него и приходить к Истине и Совершенству, то есть к Вечной Жизни или бессмертию духа.
То о чём мы говорим сейчас, это высшие точки отсчёта в движении человека к совершенству, которых достигают посвящённые люди.
Мы же, обычные люди, можем только встать на этот путь бесконечного совершенствования и чем дальше мы пройдём по этой бесконечной дороге, тем насыщеннее, гармоничнее и счастливее будет эта жизнь.
Если вы психолог и работаете с людьми, то чем лучше вы познаете себя, приведёте хотя бы к относительной гармонии собственные субличности, тем больше вы сможете помочь другому человеку.
Дело не только в техниках и точности соблюдения принципов, лежащих в основании вашей модальности, дело в прямом, непосредственном влиянии на человека мощным излучением своей сгармонизированной личности и силой личного примера.
Между прочим, духовные мастера иногда оказывают самое сильное воздействие на учеников и людей, когда они молчат.
Иногда даже молчание психолога будет иметь хороший терапевтический эффект.
Если вы постепенно научите клиента хоть как-то гармонизировать себя с помощью высшего Я, с которым этот человек установит хотя бы начальный контакт, это будет огромным достижением, гораздо более важным, нежели любые временные психологические эффекты.
Ещё раз повторяю – психосинтез и в своей классической, и в российской версии – это система, где установление контакта и укрепление связи с высшим Я наиболее подробно и основательно проработано.
Причём психосинтез – это отнюдь не религия и не эзотерическая система, это философская и психологическая система, научно обоснованная и одухотворённая психология и психотерапия, предлагающая человеку подойти к совершенствованию сохраняя свою светскость и свободу.
А высшее Я – это наша самая важность часть, самый главный бриллиант в короне.
Согласитесь, такую корону хочется носить и не снимать.
Хотите понять, насколько вы далеки от вашего высшего Я и как лично вам к нему максимально приблизиться?