Интервью для газеты "День литературы" о книгоиздании в России и издательстве "Беловодье"
ПЕЧАТАТЬ – ТАЛАНТЫ!
ИНТЕРВЬЮ С ГЛАВНЫМ РЕДАКТОРОМ ИЗДАТЕЛЬСТВА « БЕЛОВОДЬЕ» СЕРГЕЕМ КЛЮЧНИКОВЫМ ДЛЯ ГАЗЕТЫ «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» (ВОПРОСЫ ЗАДАЕТ ИЗВЕСТНЫЙ КРИТИК ВЛАДИМИР БОНДАРЕНКО) №5 (187) 2012
Вопрос: Ты известен как человек с широкими интересами, среди которых и психология с проведением консультаций и тренингов, и написание книг на эту же тему, и научные исследования по евразийству, традиционализму, сравнительному религиеведению, восточной философии, и общественная деятельность. Мне хотелось бы спросить о еще одной составляющей твоей деятельности – издательская деятельность. Насколько я знаю, ты уже в течении многих лет издаешь разную литературу по философии, культурологи, психологии, мистическим учениям. Что побудило тебя заняться этим не очень-то прибыльным делом в наше время, когда выживают только крупные издательские монстры?
Ответ: В-первую очередь, я выделил бы наследственный фактор. Я потомственный писатель и издатель. Мой отец, который оказал на меня большое влияние в разных сферах, об этом уже писали разные люди и ваша газета в том числе , передал мне эстафетную палочку в этих двух профессиях. Он был радиожурналистом, главным редактором Новосибирского радио, Западно-сибирской студии кинохроники, а потом и Западно-сибирского издательства «Наука». Кстати, именно из этого издательства его в дальнейшем исключали из партии. Так вот отец редактировал книги по восточной философии, бурятских и тувинских авторов, в частности еще в застойное время сумел пробить и выпустить книгу известного востоковеда и путешественника Гомбожапа Цыбикова «Буддист- паломник у святынь Тибета». Отец иногда привлекал меня к редактированию этих текстов, помогая мне набить руку в литературном творчестве. Потом в период перестройки, он, уже выйдя на пенсию, несколько лет активно издавал ту же восточную литературу. Наверное, глядя на все это, я помимо своей воли впитывал его просветительские устремления и создав свое издательство « Беловодье», тоже начал выпускать литературу аналогичной тематики. Это и восточная философия, и религиеведение, и религиозный символизм, и, разумеется, моя любимая психология и книги по здоровью, и работа самых разных педагогов (так я издал несколько книг знаменитого академика Шалвы Амонашвили), и детская литература, и книги путешественников, и различного рода научные исследования. Короче говоря, это книги общегуманитарной тематики.
Вопрос: По сегодняшней ситуации очевидно, что издательство для того, чтобы выжить должно либо выпускать откровенный ширпотреб, либо работать на заказ каких-либо коммерческих структур, либо иметь серьезную спонсорскую помощь. Вы существуете с 92 года, то есть почти 18 лет. Каким образом вам удается выдержать конкуренцию с большими издательствами?
Ответ: Большие издательства нацелены на большие прибыли и если они их не получают, то они нередко разваливаются, даже не по причине прямых финансовых убытков, а в связи с нежеланием руководителей отказываться от больших доходов и высоких зарплат. Перед нашим издательским коллективом подобная проблема не встает. Основным мотивом нашей деятельности является, как это ни странно может прозвучать, в наше меркантильное время, увлеченность самим процессом подготовки и публикации интересных и позитивных книг. При этом люди готовы работать за весьма небольшие зарплаты. Деньги в данном случае являются далеко не лишним, но и не главным мотивирующим фактором. Мы стараемся выпускать качественную гуманитарную литературу, понимая, что она не может продаваться большими тиражами, но что у нее есть свой небольшой, но устойчивый читательский круг. Ради удовлетворения интеллектуальных, культурных и духовных потребностей этого круга мы собственно и работаем. При этом мы стараемся, чтобы издаваемые нами книги, были действительно интересными, даже если они существенно сложнее среднестатистических книг, к которым привык сегодняшний обыватель. Чтобы выжить в таких условиях надо очень любить свое дело.
Вопрос: Вы – самоокупаемое издательство или существуете на спонсорские вложения?
Ответ: Где ж на Руси найти регулярных спонсоров, когда даже законодательно они не имеют за свой вклад никаких налоговых преференций? У нас эта помощь иногда бывает, но в принципе, носит достаточно эпизодический характер. К тому же за многие годы мы накопили достаточное число книжных наименований и позиций, которые периодически обновляем и переиздаем. По законам читательского спроса новое поколение читателей появляется примерно через пять лет, и это означает, что каждую книгу, пользующуюся хотя бы относительным читательским спросом и проданную за какое-то время, через пять лет можно смело переиздавать. Конечно, подобная жизнь трудна и хотелось бы иметь гораздо большие прибыли, скорость и объем продаж. Иногда рождаются мечты о получении какого-то постоянного государственного заказа. Ведь мы по сути дела выполняем государственную задачу поддерживания знания и просвещения народа. Но, увы, пока на сегодняшний момент о такой поддержке можно только мечтать. В лучшем случае можно удостоиться грамоты от какой-нибудь издательской ассоциации, как это произошло в 2004 году с одной из наших книг, а именно с работой доктора психологических наук И.О. Жданова «Менеджмент жизни». Но мы привыкли работать, не ожидая благодарности от властей, и действовать по принципу- лишь бы не чинили административных препятствий, а мы проживем и сами. И может быть, когда-нибудь доживем до времен, когда поощрение просветительской деятельности будет возведено в ранг государственной политики.
Вопрос: Какими книгами, изданными в издательстве «Беловодье», ты больше всего гордишься?
Ответ: Таких книг несколько. Уже упомянутая книга Игоря Жданова, сборник трудов мыслителей- эмигрантов, русский узел евразийства, который я издал еще в 97 году. Книга замечательного отечественного ученого И.А. Гундарова, посвященная проблемам демографии (предисловие к ней написал ныне покойный академик Львов), работы интересного исследователя символизма, религиеведа А.Владимирова, а также книги своего отца, поэта, философа, путешественника Юрия Ключникова «Лики русской культуры» и «Русское окно». И, конечно, книгами Рене Генона, выдающегося французского мыслителя-традиционалиста, шестидесятилетие со дня смерти которого недавно широко отмечалось во Франции. Так получилось, что мы стали издательством, выпустившим наибольшее книг Генона- целых восемь! Не всем это нравилось, нас критиковали другие издательства-конкуренты, иногда справедливо. Тем не менее целый ряд книг Генона, изданных у нас в «Беловодье» стал своего рода открытием новых пластов мысли, культурным событием, о них выходили статьи, рецензии, причем иногда весьма положительные в той же « Независимой».Но были и откровенные либеральные наезды.
Вопрос: А своими книгами ты тоже гордишься?
Ответ: Некоторыми своими книгами (всего у меня их 26) я тоже горжусь. Пусть они выходят не столь большими тиражами, как мне бы хотелось (три, пять тысяч с периодическим переизданием и повторением тиража), но мне их приятно печатать в своем издательстве, нежели в каком-то массовом. У меня был опыт публикации пяти книг в популярном издательстве психологической литературы «Питер», а также трех книг в издательском гиганте «АСТ». Конечно, приятно видеть, что твои книги выходят большими тиражами, лежат на лотках, но есть и свои издержки. Многие коллеги не раз мне говорили о том, что крупные издательства могут многократно повторять тиражи книг любых авторов, не ставя их об этом в известность и не платя гонорара. Кроме того, я сам сталкивался со случаем, когда без моего ведома какое-нибудь издательство могло публиковать мои книги где-нибудь в Болгарии на местном языке, даже не уведомляя меня об этом шаге. Такие вещи они проделывали и с другими моими коллегами, и если те пытались протестовать, такие издательства говорили: «Вы можете попробовать подать на нас в суд, потерять на это несколько лет, но вы ничего не получите, так как юридически все обставлено так, что вы проиграете. Авторское право всегда было в загоне в нашей стране, и отдельные писатели совершенно бессильны против подобных пиратских подходов. К тому же, издательства ради прибыли постоянно выкручивает руки разным авторам (я говорю прежде всего о литературе психологической тематики, хотя я уверен, что и в других издательствах ситуация похожая), заставляя их писать в упрощенно-популярной, даже в развязной манере и отказываясь сотрудничать с авторами, которые не соглашаются на подобные шаги. В своем издательстве я абсолютно свободен писать то, что мне нравится, и мне не надо упрощать себя до неприлично примитивного уровня.
Вопрос: Мы все знаем, в каком сложном положении находятся не только начинающие, но и любые писатели, за исключением небольшой когорты хорошо раскрученных имен. Сегодня начинающий или некоммерческий писатель практически не может пробиться на читательский рынок, его отказываются печатать на том основании, что он, либо не раскручен, потому никому не известен, а значит его не купят, либо недостаточно развлекателен по своему настрою, а значит будет неинтересен широкой публике.
Вопрос: А вообще откуда взялась эта проблема?
Ответ: Как известно, Россия - страна писателей и дело здесь не только в том, что общее число профессионально ощущающих себя писателями составляют внушительную цифру в 12 тысяч человек, сколько в том, что мы страна слова, и писательство – это любимое занятие очень многих жителей России. Процессы, происходящие на просторах нашей страны в этой части, поистине уникальные. Если количество читателей согласно социологическим опросам неуклонно падает, то количество писателей продолжает расти. Достаточно открыть порталы «Проза. Ру.» или «Стихи.ру» то можно увидеть там по несколько сот тысяч зарегистрированных авторов, готовых осчастливить человечество своими опусами. Среди этих писателей, поэтов и критиков конечно, очень много графоманов, но есть и немалое число весьма одаренных творцов, которые в соответствующей благоприятной атмосфере могли бы стать новыми Шушкиными, Астафьевыми, Рубцовыми и Кожиновыми. Но, увы, этой атмосферы и этой среды сегодня практически не существует. И главная проблема здесь не только в катастрофическом уменьшении количества литобъединений, литературных совещаний и конкурсов, весьма важных факторов для профессионального становления писателей. Она в том, что сегодня писатель практически не может напечатать свои книги. Публикации в интернете не в счет. Само отсутствие сопротивления, которое неизбежно сопровождает путь любой книги к читателю , полное исчезновение цензуры и внятной реакции литературного сообщества снимает с писательской профессии ореол таинственности и значимости, который был ей присущ и в 19 и в 20 столетии. Когда ты можешь легко и беспрепятственно выкладывать свое произведение на любых сайтах, не будучи услышан собратьями по перу, то писательский труд мгновенно обесценивается и превращается во что-то не очень серьезное. Тем более, когда рядом с тобой лежат электронные опусы случайных авторов весьма низкого качества.
Вопрос: Наверное дело еще в том, что бумажное издание намного приятнее электронного!
Ответ: Конечно! Сама электронная форма издания лишена той я бы сказал вещественной магии, которая несет в себе любое полноценное бумажное издание. Что может заменить прелесть тактильных ощущений, немедленно возникающих, стоит только взять книгу в руки, запах типографской краски, привычного и очень комфортного шелеста страниц?! Холодный глаз компьютера, на мой взгляд, никогда не заменит теплоту излучения бумажной книги. И потому отсутствие возможности видеть свое творение материализованным и отделенным от тебя, действует на писателя крайне угнетающе. Я общался с немалым количеством писателей и поэтов, среди которых были достаточно крупные величины, и которые признавались мне: сознание невозможности опубликовать свою книгу в конечном счете приводило их к тому, что они переставали писать. Можно сказать, конечно, что истинный писатель никогда не выбросит свое стило , что он будет сочинять как Солженицын даже в уме. Но если руководствоваться логикой, чем хуже, тем лучше применительно к писательскому труду, то так мы можем не досчитаться весьма и весьма ярких авторов. Все-таки писатель, особенно поэт- это весьма нежный цветок, который может жить только при определенной температуре. И не факт, кстати, что атмосфера даже авторитарного режима для писателя хуже, чем «рыночный рай» с его якобы неограниченными возможностями . Во первых , диктатор диктатору рознь. Одно дело Сталин, сам прочитавший 20000 книг, понимавший значение литературы для нации и создавший атмосферу, где постоянно появлялись новые писатели а с другой стороны- Гитлер, при котором не появлялось никаких новых талантливых писателей и тем более какой-нибудь африканский диктатор. Во-вторых, жесткие условия закаляли писателей и сплачивали их гораздо больше, нежели сегодняшняя крысиная и конкурентная гонка в борьбе за выживание. А любое талантливое произведение, брошенное в самиздат, немедленно отдавалось во всех уголках страны гулким эхом. Потому писатель, даже подвергавшийся гонениям и взысканиям за свое вольнодумие, приободрял себя тем, что он востребован, а значит, нужен народу и прихотливой музе. Ему было ради чего писать. Но когда сегодня все разрешено, когда неизвестно, будут ли тебя читать читатели, но издатели издавать точно не будут, заниматься творчеством становится невероятно трудно.
Что остается писателю, кроме интернета? Создать собственное издательство. Мы знаем подобные претенденты и некоторым счастливчикам, вроде недавно ушедшего Юрия Петухова или ныне здравствующего Юрия Сергеева удавались подобные проекты. Но такими деловыми качествами и энергиями обладают далеко не каждый творец. Потому писательский труд переживает далеко не лучшие времена.
Вопрос: Кризис литературы порожден не только тем, что писателю трудно издаваться, но и тем, что читатель стал читать за последние годы все-таки меньше чем раньше. В чем вы видите причины такого положения вещей.?
Ответ: На мой взгляд причин несколько. И первая связана с кризисом перепроизводства. Это не только с затовариванием складов какой-нибудь избыточной ненужной продукцией. В данном случае мы имеем дело с переизбытком книг, вышедших в России за последние десятилетия, и этот переизбыток не столько количественный, сколько качественный. Люди устают покупать макулатуру, (хотя привыкли к ней) и в итоге не покупают никаких книг вообще.
Вторая причина связана с тем, что книги стали заметно дороже стоить при невысокой зарплате большинства потенциальных читателей. Раньше государственные цены на бумагу и полиграфию, высокие тиражи книг поддерживали низкую цену книги. Сегодня за стоимость книги можно приобрести множество иных конкурирующих товаров, развлечений, и часто эта дилема решается не в пользу книги. Когда денег постоянно не хватает, без книг можно пока обойтись. Так рассуждают, к сожалению, многие родители, но их можно понять.
Третья причина заключается в снижении общего уровня культуры и в варваризации сознания, которое неуклонно происходит в России в течение последних 20 лет, а на Западе началось ещё раньше. Господствующая установка нынешнего общества, которую можно выразить двумя словами «обогащайтесь и развлекайтесь», за последние годы меняется мало. Но коли так, то зачем тогда нужны книги? Снижение мотивации к идеальным целям и ценностям приводит к тому, что появляется целое поколение людей, которые уже никогда не возьмут в руки книгу. Не способствуют повышению интереса к чтению и сумасшедший темп жизни, которым мы особенно заражены в больших городах. Тем, кто очень много спешат и суетятся, уже не до чтения.
И, наконец, еще один фактор, отвлекающий человека от чтения - появление электронных СМИ, интернета, растущая агрессия телеканалов, которые впихивают человеку свою информационную кашицу как ребенку в рот. Люди по своей природе ленивы и многие подсаживаются на такой информационный фастфуд, им уже неохота думать, делать усилия, чтобы самому достать эту умственную пищу и еще ее переваривать.
Вопрос: А что же делать в этой связи?
Ответ: Смотря на каком уровне. На макроуровне нужна государственная воля в изменении культурной политики в отношении книжной торговли. На сегодняшний день падение читательского спроса (мы уже давно не самая читающая страна мира) связано не только с тем, что прилавки магазинов заполнило низкопробное чтиво или с тем, что у людей нет денег. К сожалению, хорошие книги выходят в малом количестве и потому они не доходят до массового читателя. Передние полки книжных магазинов заняты коммерческой литературой. Знатоки книжной торговли утверждают, что издательства и книготорговые организации, заинтересованные в той или иной книге, платят книжным магазинам за то, чтобы данная книжная продукция лежала на самых видных полках. Серьезная интеллектуально-духовная литература нередко стоит не на самых первых местах, она практически никогда не рекламируется на плакатах и растяжках. Читателя не приучают погружаться в какое-то серьезное. Если в той же Америке, где государство ушло с книжного рынка, но отдало функции книгораспространения по всей стране трем-четырем гигантским книгораспространительским организациям, то у нас книги распространяются очень мелкими оптовыми структурами, у которых нет ресурсов для распространения книг, качественной интеллектуальной направленности, изданных небольшими издательствами. Потому большая часть изданных в Петербурге и в Москве книг там же и оседает.
Вопрос: Но это все макроуровень, на который мы сегодня повлиять не можем. А что бы вы посоветовали писателю на микроуровне, если он не пишет коммерческих книг и пытается сеять разумное, доброе, вечное, сочиняя добротные художественные и культурно-философские исследовательские тексты.
Ответ: Ну если не говорить банальности в духе: пишите современно, увлекательно, интересно с учетом современных вкусов , то, конечно, писатель, любящий литературу и не могущий не писать, должен издавать свои первые книги за счет авторских средств. Другого выхода у него нет. А для этого ему опять-таки ничего не остается, как много работать на другой работе, зарабатывая себе не только на кусок хлеба, но и на первые взносы для издательств. Сама ситуация в отношении писательского труда является столь жесткой, что выжить в ней могут только те писатели, которые беззаветно любят литературу и обладают навыком самодисциплины. Думаю, что за счет гонораров российский писатель сможет жить еще очень не скоро. Конечно, это уничтожает многих потенциально одаренных, но в волевом смысле расхлябанных писателей, зато в остатке сохранятся самые преданные литературе и трудолюбивые авторы. И у них есть шанс постепенно вырасти в таких авторов, которых полюбит читатель и будут публиковать издательства.
Вопрос: Идея не новая, и писатели многие, у кого хватает трудолюбия и сил, так и делают. Только проблема в том, что книги, изданные через маленькие издательства, нередко оседают на складах. Ведь такие издательства, как правило, не любят и не умеют распространять книги некоммерческого характера. Они могут отдать их самому писателю, хочешь, дари, хочешь, маринуй, а хочешь, пытайся продать. Но ведь современные магазины даже не будут иметь дела с такими непрофессиональными одиночками.
Ответ: Да, действительно, крупные магазины в Москве, да и в остальных городах предпочитают иметь дело прежде всего с оптовыми фирмами, имеющих в своем ассортименте 200 и даже больше наименований. Даже мы со своими несколькими десятками позиций часто можем проникнуть в крупные книжные магазины только через оптовиков, с которыми у нас наработаны длительные хорошие связи. Писатель, получивший такой тираж на руки, почти никогда не может работать с такими оптовиками. Он им коммерчески не интересен. Понимая трудность положения одаренного писателя, который отбил пороги не одного издательства и везде получил отказ, мы уже несколько лет как приняли решение помогать таким авторам, не просто издавая их книги за их счет, но и продвигая их читателю и продавая их, как бы трудно это ни было. Ведь автор, который издает книги за свой счет, понимает, что деньги он отбить не сможет, поскольку циклы продажи занимают 2-3 года и издательствам просто нет возможности возвращать эти ничтожные ежемесячные суммы: расходы за хранение таких книг на складах оказываются дороже. Но ему очень важно, чтобы его книги были все-таки проданы и прочитаны. Конечно, иногда приходится затрачивать немалые усилия, чтобы убедить оптовиков и магазины взять такую явно некоммерческую книгу. Но за многие годы работы мы убедились, что любая книга рано или поздно будет продана. У нас еще не было ни одного случая, когда нам приходилось бы отдавать подобный тираж автору. Рано или поздно все книги уходят, вопрос только за сколько лет. Если же писатель сумел издать две, три книги, рынок начинает к нему привыкать, и книги начинают уходить немного лучше, чем раньше.
Бывает и так, что автор все же может распространить какую-то часть тиража на своих лекциях, семинарах, выступлениях, встречах с читателями. В таких случаях автор как правило активно работающий человек, в принципе способный внести на издание своей книги какую-то часть денег. В подобных случаях мы, убедившись, что данная книга достаточно интересна и увлекательна, иногда идем на совместное вложение денежных средств в эту книгу с автором. В этом случае автор даже зарабатывает свой персональный гонорар опосредованным способом. Он вкладывает, например, деньги за полтиража книги исходя из себестоимости каждого экземпляра. Но потом продает ее уже с рыночной накруткой в два, два с половиной раза больше номинала (100% суммы берут магазины). Нам, как издательству, распространение некоммерческих книг с одной стороны практически ничего не дает, они уходят очень медленно. Но с другой стороны каждая такая книга, отвезенная в магазины и к оптовикам, стимулирует с их стороны заказы на все наши прочие книги. И, конечно, очень важным и приятным фактором такой не скажу убыточной, но просто «отбивающей» наши вложения в издания является сознание участия в культурном просветительском процессе. Это дорогого стоит. И потому мы с удовольствием издаем книги, которые потом приятно брать в руки.
Вопрос: А что вы делаете, когда книги оказываются неподъемными и застревают на складах.
Ответ: Чтобы затаривание не случилось, не только издательству, но и автору нужно вести себя достаточно активно. И мы помогаем ему адаптироваться к сложным условиям книжного рынка. Я, как практический психолог, и достаточно опытный издатель, подробно консультирую каждого начинающего автора по поводу того, как ему с помощью различных публичных акций все-таки прорваться к читателю. Мы помогаем такому автору в выборе правильной обложки для книги, иногда советуем изменить название, придумываем подзаголовок к книге. Между прочим это и есть бренд писателя, за создание которого другие издательства и литагенства берут с авторов немалые деньги. Мне самому одно питерское литагенство однажды предложило для разработки моего психологического книжного бренда что-то порядка 25000 долларов(!). Мы подобную работу, очень важную для современного книжного рынка делаем бесплатно.
Иногда мы пишем предисловия к таким книгам,. Мы также помогаем авторам принять участие в различных акциях, проходящих в стенах различных книжных магазинах, выставках, культурных акциях. Мы советуем также в какие издания, журналы и газеты направить книгу, чтобы там появилась рецензия на нее. Если книга интересна, что согласитесь бывает нечасто, то многие издания с удовольствием о ней напишут. Разве ваша газета откажется что-то сказать о книге, которая заслуживает добрых слов? Подобные рецензии, конечно, не могут оказать решающего влияния на продажу, но они всегда делают книгу более заметной. Короче говоря, такие консультации и продвижения авторов с помощью различных мероприятий очень полезны. Иногда продвижение эффективно интерент –продвижение.По желанию автора, печатающегося у нас мы его книги выставляем на издательском разделе моего персонального сайта, который неплохо посещаем).
Вообще я категорически не согласен с теми «скромниками», которые утверждают, что хорошую книгу сегодня не надо раскручивать, она сама найдет дорогу к читателю. Подобная роскошь была возможна только в советское время, когда стоило вокруг книги создать ореол полузапрещенности, и она немедленно вызывала массовый интерес читателей. Издательское дело можно сравнить с выращиванием цветов в саду. Как известно хорошие цветы и растения нуждаются в обязательном уходе и обязательном поливе. Сорняки растут сами без всякого ухода человека. Если цветы периодически не поливать, а сорняки не пропалывать, от культурных цветов быстро ничего не останется, они зачахнут. Потому каждый писатель, желающий все-таки состояться как профессионал в наше трудное время, должен хотя бы в какой-то степени научиться быть пиарщиком своего творчества. Или довериться команде профессионалов, которые могут помочь ему не только издать, но и продвинуть книгу поближе к читателю. Потому мы приглашаем к сотрудничеству всех писателей, готовых издаваться за свой счет, которые уже прошли свои круги ада по другим издательствам и везде получили отказ.
Еще одна особенность нашей работы заключается в том, что мы любую книгу предложенную нам на подобных условиях, способны издать очень быстро, буквально в течение месяца, полутора. В то время как другие крупные издательства, вынужденные пропускать через себя сотни книг, иногда могут задвинуть выпуск в свет такой некоммерческой литературы на полгода, а то и на год. Потому в последнее время к нам приходят все больше количество авторов, чему мы очень рады, в такой ситуации становится ясно, что разговоры о смерти литературы слишком преувеличены. Хочется сказать начинающим авторам: «дерзайте, приходите к нам, мы постараемся вам помочь, но, конечно, при условии, что предлагаемая книга действительно содержательна, интересна и полезна.
Вопрос: Идея хорошая, но для многих одаренных авторов найти две-три тысячи долларов на издание своей книги - неподъемная задача.
Ответ: Согласен, найти трудно, может авторы-москвичи еще способны это сделать, но остальные... Думаю, что стратегически такую задачу надо решать всему писательскому сообществу, включая его руководителей. Почему бы не ввести в практику спонсировать авторов талантливых произведений, пока они участвуют в разных конкурсах в виде рукописей специальными стипендиями или суммами, специально данными на издание? Почему бы не создать при Союзе писателей специальную экспертную комиссию, или специальный поощрительный Фонд, которые рекомендовали бы или даже финансировали бы конкретное талантливое рукописное произведение? Почему бы не разработать механизм подобного взаимодействия талантливых авторов, писательских союзов, литфондов, потенциальных спонсоров. Почему бы не подумать о том, как освещать такие акции в прессе, интернете, СМИ, на телевидении пусть и в современном шоу-режиме? Почему бы не прописать подобные механизмы поддержки писателей на юридическом законодательном уровне, включив соответствующие пункты в проект готовящегося закона о творческих союзах? Почему бы специально продумав содержательно-тематическую сторону возможных конкурсов и издательских проектов, таким образом не стимулировать авторов писать произведения, поднимающие социально значимые для сегодняшней России темы?
Я мог бы ставить еще множество вопросов и обсуждать их с заинтересованными людьми и инстанциями, ( и приглашаю их к подобному разговору, поскольку есть дельные мысли, проекты и предложения), но не собираюсь ожидать пока что-то решиться наверху. Мы всегда действовали по принципу самостоятельной инициативы и приглашаем к сотрудничеству инициативных авторов, желающих чтобы его качественная книга уже через полтора- месяца после одобрения издательством увидела свет.
Обращайтесь на мой авторский сайт http://www.kluchnikov.ru, раздел Издательство. Заказ книг, там вы найдете все необходимые вам контакты.
Ведущий интервью: Спасибо за беседу.
Думаю, что проблема современного положения литературы, как и культуры в России не в денежной стороне вопроса. У бизнесменов достаточно денег, было бы на что давать. Современное состояние культуры, держащееся на старой интеллигенции, абсолютно не соответствует духу времени, перспективе времени. Это – проблема старой интеллигенции, оставшейся навсегда духом в прошлом (как пресловутый серебренный век остался в прошлом, не взирая на революцию). Новая же литература и культура – ещё не появились. Когда страна при Брежневых спала, и когда началась мясорубка перестройки, вероятно талантливые духи не захотели воплощаться в это время, потому как таланты эквиваленты состоянию культуры населения, а в брежневские и в перестроечные времена состояние культуры населения слабое, новые ценности ещё не оформились. Впрочем, наихудшее состояние – в литературе, кинематографе, и, надо думать, в театре. В остальной культуре очень много интересного и нового. Всех трёх названных аутсайдеров объединяет катастрофичная скудость мысли, словно не было примеров трёх тысячелетий. Ёжик в тумане. Возможно, из такой маяты и страдания в конце-концов возгорается пламя, происходит взрыв, и появляется совершенно новая литература. Осталось только надеятся.
VAV