Как СМИ влияют на терроризм?
Уже стало почти общим местом понимание связи терроризма и СМИ.
Ответ на вопрос - как СМИ влияют на терроризм однозначен: в том виде как сегодня принято говорить о терактах СМИ создают для терроризма благоприятную почву.
Те, кто устраивают теракты очень нуждаются в том, чтобы об их кровавых деяниях говорили и чтобы их показывали.
В таких случаях и жизни не жалко, она отдается террористом за минуту славы.
Кроме того, если теракты показываю по ТВ, это идеальным образом запугивает население.
Без массового показа никто бы особенно и не боялся террористов.
Массовый показ терактов и рассказ о них- это своего рода бесплатная раскрутка этого события.
Показ облегчает вымогательство, которым нередко террористы активно пользуются.
Есть масса причин, показывающих, что терроризму выгодна шумиха, поднятая в прессе и СМИ.
Не так давно Жириновский у Владимира Соловьева заявил, что если мы хотим победить терроризм, мы должны перестать его показывать так как мы это делаем сегодня.
А мы делает для террористов бесплатную рекламу.
Но я не об исламских террористах, с ними более или менее все ясно, и не только о о том, что СМИ влияют на терроризм и даже усиливают его, я прежде всего о стихийных терактах, совершаемых маленькими и обиженными людьми по самым разным поводом.
Это люди, не связанные с радикальными террористическими центрами и кругами.
Но у этих людей неустойчивая психика и склонность к параноидальным идеям, которая находится в спящем, латентном состоянии.
Когда она проснется, никто не знает, в том числе и сам человек.
Главная проблема в том, что таких людей много и если они никак себя не проявляют, то никому в голову не придет их проверять на адекватность.
Если устраивать такие проверки, то они должны быть тотальными, массовыми, но на это не хватит денег ни у одной, даже самой богатой страны, да и по демократическим законам не положено.
Но проблема в том, что такие люди имеют доступ к оружию, и периодически его используют, как это бывает в Америке и Европе и как недавно произошло в Японии.
Пусть это оружие – не пояс шахида, а обычный револьвер или винтовка, нам от этого не легче.
И когда такого человека уволят, когда его обидит начальник, когда от него уйдет жена, когда он увидит рядом инвалида или человека с другим цветом кожи, он может принять решение убить этих людей, потому что решит- именно они причина его неудач.
Почему он, далеко не всегда состоящий на учете в психиатрической больнице нередко принимает такое решение?
Потому что современный мир обрушивает на хрупкую психику современного человека такой мощный поток агрессивной информации, что она часто ломается.
Потому что современный мир и созданная информационная среда- это мир быстрых примитивных решений с обвинительным уклоном, когда врагом объявляется все, что нам не нравится и когда с этим врагом легко расправиться – вначале виртуально, одним щелчком мышки, а потом и реально.
Именно таких героев воспитывают голливудские фильмы и их российские эпигоны, потому СМИ влияют на терроризм и нередко укрепляют его.
Потому что насилие стало нормой, а проявление насилие по отношение к любому, даже слабому или случайному оппоненту – признаком продвинутости и крутости.
Жириновский прав в том, что констатирует новую реальность - в мир пришло иное поколение.
Назовем его поколением неадекватных инфантилов.
Эти люди полностью сформированы миром интернета и гаджетов.
Они заточены на подражание массовым стереотипам и примитивным схемам поведения, сформированного телевидением, интернетом и компьютерными играми.
Смысл этих схем- убить любого, кто не похож на нас и как-то нас задевает, и при этом продемонстрировать миру свою крутость.
Они смотрят на Брейвика или любого другого садиста с восхищением и желанием повторить их преступления.
У них слабая, неустойчивая эмоциональная сфера и они далеки от понимания реальности.
Если их кто-то обидит, то подобная программа проявится в их сознании с очень высокой степенью вероятности.
А есть те, кто совершает преступление не по мотиву обиды, а потому что считают себя спасителями мира и санитарами леса, призванными освободить человечество от тех, кого они считают недочеловеками.
Мы знаем только о тех случаях, о которых раструбили СМИ, но сколько более мелких и преступлений с немотивированной жестокостью совершается в России и мире!
В чем же главная причина этих преступлений?
В том, что их постоянно воспроизводят в СМИ, причем воспроизводят так, что это очень похоже на раскрутку зла.
СМИ влияет на терроризм через механизм приучения населения к неизбежности террора.
Современный способ подачи информации в подавляющем большинстве случаев безоценочен, апелляция к морали и нравственности считается пережитком советского гуманистического прошлого.
О зверствах насильника или «бытового террориста» диктор рассказывает в беглом темпе и с холодной информацией, что как бы узаконивает зло, закрепляя его как неотъемлемую часть современной жизни.
Такая одинаковая интонация как бы уравнивает в оценочных размерах преступление и светский репортаж о явлениях моды или болонке телезвезды.
Нередко такой репортаж разбавляется сентенциями о зле и агрессии как неотъемлемой и неустранимой части человеческой природы.
Люди в результате такого освещения терактов и преступлений привыкают ко злу, оно становится чем-то обыденным и даже необходимым, потому какой-то части людей начинает казаться, что даже телепередачи какие-то пресные, если мы не обсуждаем в очередной раз какой-нибудь теракт.
А молодым неадекватным инфантилам хочется повторить преступление, о котором так много говорят по ящику и в сети и проявить себя как Брейвик или Сатоси Уэмацу, убивший в Японии 19 инвалидов.
Все, что многократно показывается по телевидению, интернету и соцсетям, что тиражируется в виртуале обязательно осуществляется и многократно повторяется в реале- таковы законы информационной эры, в которую вступило человечество.
Показ по ТВ любого преступления у какой-то части людей вызывает желание повторить его в жизни.
СМИ влияет на терроризм, причем может влиять либо в сторону его усиления, либо напротив ослабляя его.
Эта информация может уйти в бессознательную сферу, в подкорку, но она сформировалась как образ, как схема поведения, как мем и потому у слабых и неадекватных обязательно всплывет, проявится вовне.
Можно легко доказать, что сам характер освещения терактов и преступлений работает не на их предупреждение ( хотя иногда преступников находят по фотороботу), не на их моральное осуждение ( хотя такие осуждающие слова тоже произносятся), а на создание атмосферы страха и ажиотажа, что запугивает людей, увеличивает продажи скандальных еженедельников и число людей, прикованных к телевизору.
Будем честными - характер освещения терактов направлен на увеличение числа просмотров и на рост медийной прибыли.
Можно доказать очень многое, но мы «четвертая власть» слабо осознает свою ответственность за все происходящее и не желает понимать, что постоянным показом кадров жесткости и неправильным освещением терактов и преступлений она вербует в ряды террористов все новых и новых членов и подталкивает к повторению преступлений с немотивированной жестокостью.
Преступление притягивается к сенсации, это абсолютный закон современной жизни.
Может быть пора отказаться от таких сенсаций любой ценой? Кроме слепого ажиотажа и разжигания низменных страстей такая медийная сенсационность ничего хорошего в мир не приносит.
Речь идет не о запрете информирования о терактах и превращения нашего ТВ в некий стерильный информационный орган.
Речь идет о таком освещении преступлений, чтобы оно уменьшало их число.
Но так вопрос в современных СМИ вообще не стоит, ведь СМИ- свободны и потому не желают всерьез кооперироваться с теми же правоохранительными органами.
Ложное понимание свободы и автономности собственного института побуждает СМИ освещать теракты неграмотно и провокационно.
Если мы не хотим, чтобы во всем мире и в нашей стране все больше и больше убивали людей по немотивированным причинам, нам пора выработать новые принципы освещения преступлений и терактов.
И здесь недостаточно ретуширования кадров и фотографий, уменьшающих яркость показа живой крови, пора прекратить умножение и тиражирование негативных образов и фактов.
Необходимы другие принципы освещения этих событий, после просмотра которых молодой человек ясно и отчетливо понимал бы, что недочеловеки совершили отвратительный поступок, который неотвратимо будет наказан, что все общество должно объединиться в противостоянии этому злу, что это противостояние управляется мощнейшей государственной системой.
Не нужно бояться, что мы в каких-то моментах воспроизведем советский подход к освещению преступлений. В СССР таких преступлений было в сотни, если не тысячи раз меньше. Пора определиться, что нам важнее - жизни людей или желание во что бы то ни стало сохранить залихватсткий, брутальный стиль информирования?
Необходимы исследования, которые показали бы, что СМИ влияют на терроризм и что освещение преступлений должно осуществляться на других, более научных и выверенных принципах.
Необходимо привлечение к этой теме серьезных специалистов из разных областей жизни и сфер деятельности – историков, философов, социологов, культурологов, медиков, психологов, которые показали бы, что каждая сенсационная неглубокая передача или репортаж на эту тему вызывает у какой-то части населения желание повторить увиденное в жизни.
Необходимо, что журналистское сообщество осознало, как пресса и СМИ влияет на терроризм и выработало бы иные принципы показа терактов и массовых преступлений и рассказа о них.
Я далек от мысли, что все теракты порождаются СМИ и что нет примеров правильного освещение преступлений и терактов журналистами, которые рискуя жизнью добывают необходимые кадры.
Деятельность военных корреспондентов разных телеканалов России достойна восхищения.
Но их начальство использует кадры, добытые ими далеко не всегда правильно.
Потому нужно понимать, в какой реальности мы находимся и все время корректировать свою работу.
Сегодня появление индивидуальных террористов новой формации, порожденных интернетом и гаджетами - новая реальность, с которой нужно считаться.
И мы должны найти путь, чтобы справиться с этой проблемой.