Информационный обмен со средой

 

Информационный обмен со средой, приток информации - необходимое условие полноценного существования  человека в социуме.

Играет роль объем и качество, содержание, структура регулярность получения разнообразной информации и характер ее перерабатывания, доступ к информации, получаемой из общения, книг, прессы и, разумеется, электронных СМИ - телевидения,  интернета, социальных сетей

. Человек становится все более зависимым от СМИ, а информационная среда приобретает статус второй реальности.

Информационный обмен со средой становится для человека жизненно важной потребностью, причем место естественной среды все более занимает искусственная среда.

 Когда-то второй реальностью считалась  промышленная цивилизация и социум по отношению к первой реальности природе.

Сейчас на первое место выходит именно информационная среда.

Информационное воздействие  на психику сопровождает всю человеческую жизнь и пронизывает всю деятельность человека, включая общение или коммуникацию, которая происходят как между людьми, так и между неживыми системами, машинами, компьютерами.

Причем под коммуникацией принято понимать процесс передачи информации и самых разных сообщений.

Информационный обмен со средой производится в человеческом сообществе с разными целями,  но прежде всего для поддерживания  государства, общества,  социальных и дружеских связей, решения проблем, отстаивания интересов.

Пресса и СМИ выполняют три социальные функции:

- доведения позиции социальных групп и социальных субъектов по различным вопросам;

- публичное представление и обнародование интересов, актуальных проблем;

- социальный контроль, информирование о том, какие процессы происходят в мире.

Для развития страны и функционирования общественных институтов необходимо, чтобы государство могло доводить до населения нужную информацию, чтобы формировалось и в случае необходимости менялось общественное мнение и чтобы граждане могли нормально ориентироваться в происходящих процессах.

Иначе говоря, информационный обмен со средой становится важнейшим условием сохранения любого государства.

Именно СМИ выполняют эту функцию, удовлетворяя потребность людей знать и понимать, что происходит в мире, в стране, в городе, в их профессиональном сообществе, помогая информированию, социализации, образованию и  профессиональному росту.

Любые виды информационного взаимодействия между людьми могут нести в себе опасность – клевета, ложь, манипуляция.

В случае со СМИ сила информационного воздействия существенно возрастает и оно может играть как позитивную консолидирующую роль как, например, сводки Совинформбюро или советские газеты во время отечественной  войны, так и деструктивную дезинтегрирующую роль как это нередко имеет место быть сегодня.

Однако СМИ могут играть и нередко  сугубо разрушительную роль, превращаясь в своего рода информационное оружие, которое проводит различного рода удары по сознанию отдельного индивида, социальных групп и все нации в целом.

Это оказывает разрушительное воздействие на человеческую психику.

Такой информационный обмен со средой опасен для человеческой психики.

Опасность влияния СМИ на человеческую личность вытекает из манипулятивного характера воздействия СМИ, обусловленного их происхождением.

 Известно, что они  выросли из особых торгово-осведомительских организаций и корреспондентских бюро, информирующих клиентов о своих товарах и услугах.

Такие «прото-СМИ» изначально были ориентированы на убеждение людей в приобретении тех или иных товаров и услуг и не могли быть объективными.

Информационный обмен со средой был для человека с самого начала в какой-то степени манипулятивным.

По мере развития мира, власть предержащие осознали возможность прессы в плане влияния на сознание людей и усилили это влияние, заставив прессу служить не только экономическим, но и политическим целям, предполагающим управление массами людей.

Появляется профессия журналиста, с одной стороны обслуживающего интересы властных структур и владельцев СМИ, а с другой стороны обладающего относительной независимостью, какой в современном обществе обладают все СМИ, называемые «четвертой властью».

 

Целый ряд ученых, в частности  Ю. А. Ермаков  приходят к выводу, что деструктивные  манипуляции массовым сознанием как разновидность ложного, неэквивалентного информационного обмена со средой могут стать одной из самых больших проблем, стоящих перед человечеством в XXI веке.

По мнению Г. В. Грачёва, это обусловлено такими факторами как  массовое распространение практики психологических манипуляций в СМИ, усиленных благодаря применению новейших информационных технологий, значительным увеличением субъектов манипулятивного воздействия (политические структуры, коммерческие организации, рекламные агентства, религиозные  центры и т.д.),  распространением манипулятивных психотехнологий, повышенной внушаемостью значительной части населения России, уставших от реформ и надеющихся исключительно на чудо и, наконец, слабой сформированностью у граждан России механизмов и методов психологической защиты от подобных угроз.

Это делает сознание очень многих людей беззащитными перед экранами телевизора или дисплеем компьютера.

Информационный обмен со средой становится для человека испытанием и риском.

В результате массированных информационных манипуляций сознание одних групп граждан стремительно политизируется и вовлекается в деструктивные социальные эпидемии  вроде небезызвестных событий на Болотной.

 Сознание другой группы людей погружается в своеобразный психологический сон, когда люди вообще перестают смотреть телевизор, интернет и понимать, что происходит со страной и обществом.

Существуют самые разные виды информационно-психологического нападения на человеческое сознание.

 Г.В. Грачев приводит следующий список подобных  угроз, в основе которых лежит манипуляция:

 «Аферы, махинации, мошенничество, блеф, стратагемы, манипуляции, психологические и рефлексивные игры, политические интриги и мистификации, манипулятивное воздействие, провокации, психологические и тайные операции, пропаганда и психологическая война, управление противником, политические игры и рекламные кампании, политическая и коммерческая реклама, дезинформация и оперативные игры — далеко не полный перечень понятий, используемых для обозначения способов и проявлений феномена тайного принуждения человека»[1][].

 

 



[1][] См.: Словарь русского языка. В 4-х томах. — М.: Русский язык, 1981; Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1980; Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: 13 560 слов: Т. 1-2.- М.: Русский язык, 1994; Политология: Энциклопедический словарь/Общ, ред. и сост.: Ю.И.Аверьянов.- М.,1993; Лекарев С.В., Порк В.А. Бизнес и безопасность./Толковый терминологический словарь. — М., 1995 и др.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой