Столица Индии - врата в Гималаи.
Любое путешествие – это всегда ворота в какой-то новый мир.
Помимо заявленной цели, существует цель более тайная, иногда совершенно непонятная для самого человека по крайней мере непонятная в момент путешествия и сразу после него.
Мы с участниками нашего тренингового путешествия в самом его начале поставили две цели – попытаться понять и может быть изменить к лучшему свою внешнюю жизнь, а для этого поставить амбициозную внешнюю цель и в точности также поставить и реализовать внутреннюю цель, предполагающую совершенствование.
С этим ощущением мы поехали в Гималаи.
Когда рисуют образ Индии, обычно показывают Тадж-Махал, являющийся визитной карточкой этой великой страны.
Я видел это одно из абсолютных чудес света еще 20 лет назад, но на этот раз нам не повезло. Но зато мы посмотрели Дели, пусть не очень подробно, но все-таки кое-что увидели.
В индийские Гималаи невозможно войти, минуя столицу Индии – 22 миллионный город Дели.
22 миллиона – это не два и даже не 12 миллионов. Густонаселенность и переполненность толпами людей- первое, что бросается в глаза в огромном южном городе, многие кварталы которого видели века и привыкли к ним.
Обилие людей бросается в глаза в любой точке страны.
Причем людей активных, душевных и жизнерадостных. Если попытаться передать мое ощущение от Индии и Дели в двух словах, я сказал бы так: «Восходящая страна».
Действительно, Индия развивается, я бы даже сказал восходит. Куда? К вершинам цивилизации и духовности.
В самом деле, в Индии согласно официальной статистике живет более 100 000 реализованных кундалини- йогов. Эти йоги сумели путем напряженных духовных практик поднять энергию кундалини от кобчика к макушке. Это означает достижение состояния просветления, при котором человек способен любое земное впечатление воспринять как божественное, увидеть и ощутить реальное присутствие Бога в любом человеке.
Много ли таких просветленных находится в нашей стране?
Духовность немногих влияет на душевное состояние миллиарда остальных.
Индия потрясает своей доброжелательностью и позитивом бытовой атмосферы.
Я столкнулся с этим уже в столице Индии Дели. Никаких конфликтов и напряженности атмосферы, которая переполняет наши улицы, города и квартиры.
Люди доброжелательны и предупредительны по отношению друг к другу, несмотря на толпы и скученность на улицах никто не толкается и наоборот всегда уступают дорогу.
Тоже самое происходит на индийских дорогах, где с западной и российской точки зрения царит беспредел: не соблюдается никаких правил, водители то и дело безнаказанно выскакивают на встречную полосу и никаких санкций местного ГАИ за это не производится.
Аварии здесь в столице Индии, как впрочем и в других больших городах происходят часто, это связано с тем, что многие водители не знают правил, но при этом нет ощущения агрессии на дорогах.
Индийские водители не пытаются демонстрировать свою крутость, они просто несутся с большой скоростью, но ухитряются при этом уступать друг другу дорогу.
Что касается атмосферы вне дороги, то она исключительно радостная и позитивная.
Индийцы постоянно улыбаются не только друг другу, но и всем зарубежным гостям страны. Особенно это заметно проявляется в отношении к российским туристам.
За все время пребывания я ни разу не слышал западного сокращенного имени «Раша», которое воспринимается сегодня как некое пренебрежение.
«Руссия», - с улыбкой, полной какой-то нежной интонации говорят о России жители Индии.
Похожим образом к нам относятся только жители православных стран Европы – Черногории, Сербии и Греции, но здесь это проявляется наиболее заметно.
Жители старшего поколения сразу же узнают нас, могут подойти и попытаться заговорить с нами, как это было в сикхском храмовом комплексе в столице Индии Дели.
Пожилой индиец подошел к нам со словами: «Какие у нас проблемы и чем он может помочь нам?», хотя у нас на тот момент проблем не было и о помощи мы не просили.
Он посоветовал не покупать на улице никакой еды и сохранять единство страны, чтобы Россия не повторила судьбу Советского Союза.
Я задавал вопрос нашему гиду Джетендеру, кто научил индийцев доброжелательности и сдержанности – семья, школа или религия?
Он ответил:»Все понемногу, нас с детства к этому приучают».
В первый день нашего пребывания в Дели мы посетили Русский культурный центр, где встретились с его руководителем Федором Анатольевичем Розовским, очень обаятельным, умным человеком, каким наверное и должен быть настоящий дипломат и провели с ним очень интересную беседу.
Он рассказал нам о ситуации в Индии и показал великолепное здание культурного центра, построенного еще в советские годы, где проходит множество выставок, занятий и мероприятий культурного характера.
Мы посмотрели обширную выставку копий картин Николая и Святослава Рерихов, и уйдя из центра побывали в некоем колодце, откуда в древние времена индийцы добывали пресную воду.
А потом пешком отправились в центр гигантского индийского мегаполиса и вышли на площадь знаменитого Палика-базара.
Оттуда пошли к Воротам Индии – огромному архитектурному памятнику, построенному в честь индийских солдат, которые погибли в Первой мировой войне.
Каждый день тысячи туристов со всего мира фотографируют это монумент и стремятся запечатлеть себя на его фоне.
Человек – существо во многом типическое и его действия нередко носят чисто подражательный характер.
Потом и мы вели себя сходным образом как те же сотни тысяч туристов, фотографировались рядом с монументом и сегодня созерцаем свои портреты около знаменитых Ворот.
После этого мы побывали в знаменитых Могольских садах, прекраснее которых я не видел среди аналогичных заведений мира.
Они украшают дворец Паштрапати-Бхвана, считающийся официальной резиденцией президентов Индии.
Цветы и клумбы, на которых растут самые экзотические индийские цветы напоминают различные геометрические фигуры.
Их поливают водой их водных каналов, всюду бьют фонтаны: архитекторы, создававшие это творение старались сделать все так, как это реально было у Могольских императоров.
Сами сады были построены еще на излете английского правления в Индии по приказу жены вице-короля, которая увидела такие же в Кашмире и не могла не восхититься ими.
Впрочем, полюбуйтесь на них сами, они настоящий бриллиант в короне столицы Индии в Дели.
Остаток первого дня мы провели в знаменитой сикхской Гурдваре («ворота гуру») –храм и молитвенный дом сикхов, построенной по индийским меркам не так давно – в конце XVIIIвека. Туда может войти человек любой веры, а не только сикх.
Представьте комплекс необыкновенно красивых индийских храмов с золотыми куполами, окружающих большой прямоугольный водоём.
Ходить по нему можно только босиком, причем ноги обязательно нужно омыть в небольшой канавке.
Без этой процедуры омывания стоп вас точно не пропустят.
На территории гурдвары вас могут угостить необыкновенно вкусной сладкой лепёшкой, которая выпекается здесь же, с молитвами и песнопениями.
Наверное эти сакральные эманации пропитывают тело лепешки и делают ее очень вкусной.
Впрочем и наш церковный хлеб, выпеченный ко дня Рождества или Пасхи в какой –нибудь из церквей куда вкуснее машинного московского батона.
Впечатляют нежные и торжественные песнопения, которые сопровождают сакральный ритуал сикхов, когда они выносят и читают свою священную книгу.
Сикхи относятся к священной книге Шри Гуру Грантх Сахиб или Ади Грантх Сахиб как будто к живому учителю, причем к учителю вечному.
Ее помещают на возвышенную плиту , а это особый трон, украшенный красивыми тканями.
Ее почитают, совершая вокруг нее самые разные действия и перемещая от места ночного отдыха в место, где производятся дневные и вечерние ритуалы.
Особенностью сикхских храмов является ритуальная еда, которую может вкусить не только сикх, но и любой гость.
Лепешка, выпекаемая сикхами сладкая и очень вкусная.
Знаю российских туристов, приезжающих в эти сикхские храмы в основном за этой вкуснотой и не осуждаю их, потому что обряд вкушения пищи может быть повторен и гурманы съедают по 3-4 лепешки зараз.
Мы поехали из гурдвары в наш стоящий на окраине Дели отель уже довольно поздно и мчались на рикше, причем городская духота во время этого путешествия с очень большим ветерком куда-то испаряется.
Водители утверждают, что знают адрес, но в процессе поездки выясняется, что они даже приблизительно не понимают, где правильное направление и во время дороги, растянувшейся на час они останавливались раз семь-восемь.
На следующий день мы посетили гробницу Хумаюна, давно украшающие столицу Индии.
Это грандиозное сооружение времен империи Великих Моголов. Она немного напоминает собой Тадж-Махал в Агре и составляет 44 метра.
Сделанная из красного песчаника с великолепным белоснежно-мраморным куполом, она вызывает у туристов ощущение легкости, полета, воздушности.
Завершили делийскую программу мы посещением Кутаб-Минара. Это самый высокий в мире минарет (72, 6 метров), сделанный из кирпича, который строили целый ряд султанов Дели.
Минарет отличается редкостной красотой и о нем нам вдохновеннол рассказал наш гид Джетендер.
Помимо этого минарета, в комплекс входят ворота Ала-и-Дарваза, другой минарет Ала-и-Минар, высотой в 24, 5 метров, мечеть Кувват –уль-Ислам, стоительство которой началось аж в 12 веке.
Я подумал, а что же было в это на Руси.
Это была Киевская Русь в расцвете периода ее раздробленности, сделавшей через сто лет ее легкой добычей татаро-монголов. Великие Моголы не имеют никакого отношения к татаро-монголам, кроме фонетического созвучия.
В этом комплексе есть таинственная колонна, которая составляет 7 метров в высоту и весит 6 тонн.
Она была воздвигнута в незапамятные времена – во время правления династии Гупта в период примерно 320-540 год нашего времени, когда правила династия Гупта.
Она вошла в состав индуисткого храма бога Вишну ( на колонне осталась надпись, посвященная Вишну и царю Чандрагупте II).
Ученых поражает состав железа, которое абсолютно не подвержено коррозии из-за особой защитной пленки, образовавшейся на ее поверхности. Существуют экзотические теории, что она сделана из метеоритного железа.
Считается, что если встать около колонны спиной и обхватить ее руками, то сбудутся все мечты и человек обретет счастье. Загадать счастье не упускают сильные мира сего, в том числе и из нашей страны.
В конце 90-х годов я видел кажется в «Литературке» или в «Независимой газете» фотографию Анатолия Чубайса, с блаженной улыбкой обхватившего эту скалу.
Подпись гласила: «В грезах о приватизации». И ведь получилось! Почему в данном случае Всевышний почему-то помог реформатору).
Воистине, неисповедимы пути Господни. Наверняка самим индусам, социалистам в душе ближе другие российские политики.
После этого мы поехали на вокзал, пообедали в отвратительном кафе, стараясь есть то, что не может послужить причиной отравлению и сели в поезд, который помчал нас в Амритсар – город Золотого храма и столицу сикхийского мира.
Врата в Гималаи открылись и выпустили нас из живого улья, населенного 22 миллионами человек.
Мы покидали столицу Индии со смешанным чувством усталости и манящей перспективы. Что нас ожидает завтра?
Но о том, как мы ехали в поезде и как провели время в Амритсаре я расскажу отдельно.