Внутренний диалог как вид движения души. Остановка внутреннего диалога.



Внутренний диалог на троих (тело, эмоции, ум)

Эмоции (вечером): Хочу начать бегать с завтрашнего утра. У меня лишний вес, а подруга пять килограмм сбросила за два месяца тренировок.

Тело (вечером): Неохота рано вставать, охота выспаться.

Ум (вечером): Дело полезное, заведу будильник, а то не уверен, что проснусь.

Тело (утром, после звонка будильника): Совершенно не выспалась... Как я побегу? На улице-то  холодно... Нет, я еще посплю, а сейчас отключу будильник.

Эмоции(утром): Как хорошо, еще посплю!

Ум (утром): Ладно, проснусь -  разберусь.

Эмоции (днем): Опять проспала! Почему у меня так все неудачно складывается? Ни одного решения не доведу до конца!

Тело ( днем)- Хорошо, мне удалось поспать и не бегать по холоду. Правда чувствую себя очень вяло и килограммы лишние давят...

Ум ( днем) : Да, я поздно легла, потому не выспалась и проспала будильник. Но ничего, я заведу его завтра или в крайнем случае с понедельника.

 Что такое внутренний диалог?

 Знакомые диалоги, не правда ли? Наверное каждый человек в аналогичной ситуации ведет внутри себя подобные беседы.

Здесь эта беседа изложена в четкой литературной форме, так и в реальной жизни не всегда говорят.

Что касается внутреннего диалога, происходящего в голове человека, то он на самом деле происходит намного более бессвязно и хаотично.

Очень хорошо  и достоверно эта хаотичность человеческого сознания передана величайшим психологом всех времен и народов Достоевским, почитайте хрестоматийно известные монологи того же Раскольникова из «Преступления и наказания».

Некоторые фразы обрываются и эти обрывки повторятся по многу раз, в других случаях между фразами вклиниваются совершенно посторонние фразы, не имеющие никакого отношения к сказанному смыслу, предложения окрашены разной интонацией.

Все это напоминает радиоэфир, когда человек, находящийся на природе пытается поймать по транзистору футбол и спонтанно переходит на разные каналы.

Иногда мы можем наблюдать как внутри нас разговаривают два человека- мы сами и какой-нибудь наш двойник, алтер-эго, второе я, субличность , сказали бы психологи.

Такой диалог субличностей иногда протекает очень жарко и бурно, в других случаях вяло и спокойно, когда эти голоса просто бубнят некие фразы в нашей голове.

Многие умные люди еще с древних времен осознали, что ум нужно останавливать, поскольку хаос в голове очень часто проявляется и как хаос в действиях.

Потому разные традиции и системы предлагают свои способы остановки внутреннего диалога.

Много советов звучит и сегодня, причем  мне,  ежедневно занимающейся этой практикой более 30 лет забавно читать советы по остановке внутреннего диалога от  многих людей, среди которых к сожалению встречаются и мои коллеги, психологи, совершенно не представляющие о чем они говорят и не занимавшиеся серьезной практикой.

Попытаюсь высказаться об этой разновидности душевных движений более подробно.

Если мы обладаем хотя бы минимальной способностью к самонаблюдению и  самоконтролю и вслушаемся в себя, то мы увидим, что внутри нас идет почти постоянный мысленный разговор, некий внутренний диалог, который серьезно отвлекает нас от обдумывания важных вещей и  решения нужных нам жизненных задач.

Диалог смешивается с потоком сознания и в результате рождается некий ментальный видеоклип, превосходящий по степени хаотичности любые, самые авангардные видеоклипы, созданные по канонам киноискусства.

Внутренний диалог – это спонтанная, непрерывно протекающая активность ума, с большим трудом поддается контролю.

Это поток сознания, в котором думание человека на определенную тему и его попытка принять решение происходит в условиях ментального хаоса и мыслительного «шума». Но оно, это думание, рассыпается на разные голоса.

Почему ментальный хаос, который по сути представляет собой броуновское движение приобретает диалогичную форму?

Психологи, как впрочем и многие философы  утверждают, что сознание по своей сути диалогично поскольку природа человека как homo sapiens социальна и лишь отразившись в зеркале другого человек узнает сам себя.

Наш внутренний мир заполнен освоенным социальным опытом, тысячами «других» и мы почти каждую минуту наталкиваемся на них в своей черепной коробке. В таких случаях трудно не заговорить.

Многие ученые полагают, что наши мысли, продукты памяти и  воображения, а также сны тоже являются разновидностями внутреннего диалога.

Самые разные психологические школы ( классический психоанализ,  гештальттерапия, транзактный анализ, включая мой любимы психосинтез) утверждают, что целостность человеческой личности весьма условна и реально она состоит из ряда частей и они, эти части  постоянно общаются друг с другом  и находятся по отношению друг к другу в некоей оппозиции, нередко переходящей в конфликт.

Человек, ведущий внутри себя диалог со своим внутренним опытом нередко общается внутри себя не с реальными людьми, а с некими их заместителями, с персонажами или психологическими фигурами.

Эти образы или фигуры  персонифицируют проблему или вторую силу, появляющуюся у тех, чье сознание раздвоено (вспомним образ черта у Ивана Карамазова).

Диалог психологических частей человека по-разному анализируется различными школами практической психологи, но все сходятся в том, что нужно примирять конфликт и договариваться в диалоге на некое согласие.

Но примирять конфликтующие части и носящиеся между ними хаотические мысли очень непросто: это все равно, что усмирять стихию.

 Но поскольку сила человеческого духа потенциально сильнее всех стихий, мы можем научиться управлять своим внутренним диалогом.

Как внутренний диалог влияет на человеческую жизнь?

Во-первых, он затрудняет работу логической, упорядочивающей части ума, которой трудно сделать вывод – хаотическая часть ума ведет себя как провокатор, все время подталкивающий наш интеллект во время его работы и сбивающий с курса.

Трудно быть последовательным и логичным, когда тебе кричат или шепчут на ухо всякий вздор. Но, увы, таков наш ум в его обычном состоянии.

Во-вторых, внутренний диалог энергетически истощает мозг,  нервную систему и ум: слишком много сил приходится затрачивать на эту бесполезную, а иногда и вредную ( если мы внутри себя занимаемся самообвинениями или произносим «речи ненависти» против тех, кого не любим).

В-третьих, внутренний диалог создает в нашем сознании определенную картину мира, погружая нас в конкретную реальность, в которой нам приходится жить.

На этом стоит остановиться подробнее.

Мы уже говорили о том, что сознание человека – это в каком-то смысле сложно организованное зеркало с двойными поверхностями – внешней и внутренней.

Помимо двух поверхностей, у сознания есть еще две главные функции – отражать реальность и творить ее.

Внешняя поверхность нашего зеркального сознания отражает и в каком-то смысле творит внешний физический  мир, в котором мы живем, а внутренняя поверхность отражает и творит наш внутренний мир.

С отражением внешнего мира все более или менее понятно, если человек не психический больной и не дальтоник внешние формы мира и его материальный образ  самых  разных людей пусть и не тождественен, но похож, но все равно есть  вопросы - почему ученый видит мир одним способом, бизнесмен         другим, а поэт третьим способом?

Из этих различий в восприятии внешнего мира рождаются различные предпочтения человека и определяется его выбор жизненного пути, который заканчивается разными результатами: один возглавляет кафедру, другой – корпорацию, а третий становится кумиром тех, кто любит хорошие стихи.

Если сравнивать людей по тому, как они видят себя изнутри различий больше: кто-то воспринимает себя как героя (что на самом деле бывает редко), кто-то как обывателя (что чаще всего правда), а кто-то лузером ( что обычно оказывается полуправдой, люди иногда склонны неоправданно занижать себя).

По разному  люди видят и свой внутренний мир – как богатый, где ему хорошо, как бедный и тогда ему хочется на поверхность к людям, как отражение внешнего мира (взгляд материалиста, убежденного, что этот мир развеется со смертью) и как самодостаточную более высокую реальность (религиозно-духовный взгляд, убежденный в том, что душа бессмертна и что по окончанию земного пути ее ждет большое путешествие).

По-разному они воспринимают и свой поток сознания, собственный внутренний диалог.

Внутренний взгляд на себя во многом окрашивает и внешний мир в различные краски и оттенки.

У кого-то больше солнечных бликов, у кого-то пастельных оттенков, а кто-то изнутри красит стены души в постоянно серые  тона и потом удивляется, почему же его жизнь так скучна и безрадостна.

Кто-то творит такой мир, в котором ничего не хочет менять, но есть такие которым жить в мире, куда они как говорил немецкий философ Хайдеггер "заброшены", не доставляет никакого удовольствия.

 Потому они изо всей силы рождают в сознании мечту, а потом меняют свою жизнь в соответствии с ней  - были бедными, стали богатыми, были безвестными, стали известными и далее по списку.

Но все эти отклонения в отражении и творении  мира  у самых разных людей не имеет между собой таких уж больших различий и остаются в пределах погрешности. Если говорить словами Ницше, погрешности «человеческой, слишком человеческой».

А вот если говорить о том чем отличается восприятие мира и себя, и все процессы отражения и самоотражения  у обычного человека и у просветленного мастера, то они кардинальным образом отличаются.

Обычный человек видит себя как движущееся тело, которое перемещается среди материальных предметов и его цель в том, чтобы прожить эту жизнь как можно более спокойно и комфортно, притянув к себе побольше денег и материальных благ.

Мир, окружающий его - это нагромождение плотных кусков материи, из которых цивилизация выстроила комфортный мир потребления, некий супермаркет ( часто встречающаяся постмодернистская модель мира), в котором нужно постоянно и главное не хуже других отовариваться благами, услугами и удовольствием.

Но у просветленного человека совсем иная оптика – он видит себя как сгусток духовного света, помещенный в плотную оболочку, а внешний мир из физической грубой материи как оболочку, сквозь которую просвечивает бесконечный и прекрасный световой мир – наша истинная родина.

Это видение меняет и смысловое восприятие реальности: человек с профаническим сознанием здесь для того, чтобы наслаждаться и торговать пока не погонят сначала на пенсию, а потом и на кладбище, а просветленный  живет на земле, чтобы передать остальным весть о красоте того, главного мира, в который мы должны вернуться из затяжной земной командировки.

Потому он стремится накопить здесь еще больше солнечной энергии духа, стараясь искупить свои прежние ошибки и научиться самым разным видам земного и духовного мастерства.

Но его просветленное видение мира как громадного светового и одухотворенного поля энергии вовсе не мешает ему при необходимости сузить свое восприятие до чисто физического мира материалиста или обывателя, с которым ему приходится общаться.

Не будет же он говорить о своих высоких переживаниях с продавцом в магазине или коллегой по офису ( многие современные духовные мастера тоже работают и постоянно взаимодействуют с социумом) - не поймут, а еще и заклюют, ведь люди сегодня несмотря на все призывы к толерантности весьма нетерпимы к любым формам инаковости.

Духовный мастер будет говорить с обычным, далеким от духовных исканий человеком как с ребенком в какой-то степени подыгрывая ему в его жизненных увлечениях и темах  для общения.

Кастанеда называл этот подход "контролируемой глупостью" и утверждал, что "воину духа" приходится применять метод достаточно часто.

В этой стратегии нет никакого лицемерия или высокомерия, она основана на глубоком знании человеческой психологии.

Главное, что мастер  совершенствования управляет шкалой своего восприятия, в медитациях расширяя его шкалу и  настраиваясь на тончайшие вибрации, а в работе и социальном общении  сознательно сужая его проявления до общепринятого уровня.

Трудно ли ему это делать? Конечно непросто. Но как любят говорить некоторые люди,  "а кому сегодня легко?"

Главное, что игра стоит свеч, не будет же он прогибаться под изменчивый мир настолько, что ради того, чтобы толпа приняла тебя за своего отказываться от открывшегося ему невероятно богатого, полного тончайших переживаний и мощи духовного мира.

Так что же создает различие в этой оптике, когда один видит мир как плоский, серый и одномерный, а другой, как огромный объемный и цветной?

Во многом дело обстоит во внутреннем диалоге, который создает у обычного человека некую тучу, которая у кого-то превращается в огромное грозовое облако, бросающего на землю темную тень, а у кого-то просто остается густой пасмурной облачностью, закрывающей солнце.

Сотканная из миллионов пробегающих  в голове серых бесцветных мыслей эта ментальная облачность набрасывает вуаль на внешний мир, на природу и творения цивилизации и мы в результате видим не столько мир, сколько нашу проекцию.

Это и есть «покрывало Изиды», наброшенная на вселенную нашим несовершенным умом и закрывающая от нас ее тайны.

Эзотерические знания сакральных учений Востока и Запада помогают человеку пробиться сквозь толщу иллюзий, порожденных этим покрывалом и вырваться в солнечный мир истины и света.

Потому нужно остановить внутренний диалог и этот акт остановки разрушает иллюзию, разбивает «зеркало самоотражения» (формула Карлоса Кастанеды), заставляющее человека видеть себя, как маленькое смертное тело, а мир как груду мертвых вещей.

 Внутренний диалог- постоянный вид душевных движений, с которыми практически каждую минуту своего внутреннего времени имеет дело обычный несовершенный человек.

Если в голове крутятся больше мысли или телесные ощущения, то причем здесь душа?

Очень даже причем. Ведь мысли подогреты изнутри желаниями и окрашены чувствами. Человек вкладывает в свои внутренние монологи и диалоги душу, иногда в полном объеме.

Мысленный диалог с одной стороны наполняется душой и  ее эмоциями  как парус ветром, а с другой стороны сам направляет вектор движения души в ту или иную строну.

Чтобы убедится в этом, нужно внимательно изучить в себе игру ума и чувств на площадке души и посмотреть, как они это делают, как они  словно два человека беседуют друг с другом, спорят и договариваются.

Душа выражает себя через этот диалог и если вы хотите понять свою душу, то вы должны ее изучать в том числе и по тем мысленным следам, которые она оставила на стенках сознания.

Виды внутреннего диалога

Поскольку душевная жизнь человека очень многообразна, то многообразны и виды внутренних диалогов, протекающих в нашем сознании.

Диалоги эти могут абсолютно хаотичными, а могут быть  и намеренными, здоровыми и патологичными, чисто ментальными и ментально-эмоциональными или ментально-телесными, когда спорят и взаимодействуют между собой не только идеи и мысли, но и мысли с чувствами и мысли с ощущениями, а также  эмоции и ощущения.

Если диалог хаотичен и человек психологически спит, то значит его мысли крутятся слабо: вулкан выбрасывает на поверхность лишь легкий дымок.

Если же мы подвержены сильной эмоции агрессии, это тоже разновидность сна, только сна активного, то внутренний диалог, который при этом будет вести человек, окажется существенно иным: вулкан сделал сильный выброс пены или лавы на поверхность горы.

Сознательные диалоги человека с самим собой вообще другие.

Например, это разговор с самим собой анализирующего характера, когда мы хоти что-то понять и прояснить тему для себя .

Человек может анализировать сам себя свое поведение и поведение других людей и что-то  говорить самому себе в связи с этой задачей.

Он может убеждать себя в чем-либо, в позитивном смысле, настраиваясь на совершение какого-то важного поступка или в негативном смысле, оправдывая свои действия или бездействие.

Он может пытаться приказать себе сделать что-то необходимое, но трудное, пытаясь заставить свою психику слушаться этой команды, говоря при этом какие-то словесные формулы и представляя образы.

Он может вести диалог внутри себя, выстраивая сложную модель поведения, как например это делал незабвенный Штирлиц, прижатый  в угол и запертый в камере Мюллером, но все же нашедший выход ( в фильме эта разновидность внутреннего диалога показана очень хорошо).

Он может исповедоваться самому себе в своих грехах, переживаниях, подводя при этом какие-то жизненные итоги как герои Толстого и Достоевского ( к сожалению современный человек-потребитель, загнанный жизнью и необходимостью выживать редко в каких случаях способный мыслить столь сложно).

Он может обращаться к более высокой части самого себя, к своему высшему Я, духовному учителю, Богу с молитвой, просьбой, стремлением приблизиться,  вступить в тонкие религиозно-духовные отношения с этой реальностью, слиться с нею.

Он может перейти к этой более высокой форме внутреннего диалога, остановив прежние  несовершенные формы хаотической  активности своего  сознания.

Он может научиться интегрировать импульсы идущие от разных частей, оболочек и тел в единое целое. Как правило, эта форма интеграции достигается с помощью практик самонаблюдения, осознанности и медитации.

Сознательные формы внутреннего диалога  и есть более совершенные формы душевных движений, которыми нужно постепенно овладеть.

Ко мне часто приходят люди, которых замучил внутренний хаос в голове. Не так давно я общался с человеком, ощущающим, что мысли преследуют его как прохожие на улицы или как спортивные комментаторы, залезшие ему в голову. Мои мысли кричат на разные голоса и они не дают мне работать, жаловался этот человек, обладающий высоким интеллектом и работающий аналитиком в банке.

Мы стали работать с ним и он начал познавать свое внутреннее пространство как бы впервые. Даже удивлялся тому, что прожил 42 года, имеет три диплома,  знает много чего, но себя не знает. Больше всего он хотел «добраться до этой проклятой кнопки в своем радиоприемнике и отключить проклятую передачу с голосами». Для него стало большим открытием, что внутренний диалог создают обиженные в детстве субличности, которые заставили его работать как Папу Карло, чтобы доказать им, что он тоже что-то стоит.

 Удивительно, но содержание его мысленных разговоров  по большей частью состояло в мысленном доказывании всем, кто издевался над ними в детстве и подростковом возрасте своей значимости. Когда мы устранили эту обиду и доказывание у него остался один ментальный хаос без  ядовитой эмоциональной примеси и ему стало намного легче.

Но вернемся к внутреннему диалогу как одному из самых распространенных видов душевных движений человека, по сути представляющем  собой форму, в которой происходит пережевывание информации.

Внутренний диалог выглядит как абсолютно хаотичный, не имеющий какой-либо логики разговор человека с самим собой. Его хаотичность заключается  в бессвязности и отсутствии любого  смысла и цели, сопровождающих смену слов, мыслей и образов, мелькающих в голове.

Внутренний диалог можно в какой-то смысле уподобить работе многоканального радио, когда человек бессистемно наживает пульт и попадает с одного канала на другой и натыкается на совершенно разные передачи, дикторов, музыку, темы и смыслы.

При этом оно включает в себя некий разговор, который крутится в человеческом сознании  и предполагает наше  виртуальное общение с неизвестными, а иногда и известными людьми.

Разговор крутится как бы сам собой, без прямого нашего участия, как если бы наше сознание было бы подключено к некоему многоголосому эфиру, наполненному самыми разными голосами, участниками и силами.

Этот диалог составляет некую ткань нашего сознания, фон, который окружает нас и который словно тучи окутывает наше сознание  и эмоциональный центр.

Так кто же внутри нас говорит с нами?

Если мы примем концепцию субличностей - единственную теорию, объясняющую человеческую противоречивость и множественность, то очевидно, что чаще всего между собой переговариваются различные части и субличности.

Тот, кто примирил их между собой, тот существенно сократил саму площадку для такого бессвязного диалога.

Примирение предполагает гармонизацию желаний, наполняющих наши субличности, эмоций, которые бывают противоречивыми и мыслей.

Если он научится наблюдать за потоком мыслей  как бы со стороны, а на самом деле из глубины сознания,  он постепенно истощит хаотическую составляющую ума и подготовит ум если не к полной остановке, то хотя бы к большей упорядоченности.

Примирившиеся субличности перестают или по крайней мере сокращают количество разговоров друг с другом и постепенно интегрируются в единое целостное я, которое не стремится мысленно убедить кого-то в чем-то.

Всегда ли нужен внутренний диалог? Ведь нам далеко не всегда нужно многократно прокручивать в голове одни и те же мыли, образы и сюжеты.

Не имеют внутреннего диалога только люди с серьезными повреждениями психики и совершенные люди ( святые, просветленные, духовные мастера, подвижники), которые путем упорных практик изменили свое сознание и победили внутренний диалог.

Это дало им огромные преимущества по сравнению с обычными людьми, наделило их огромной силой, уверенностью, волей, способностью управлять собой, творчески мыслить и чувствовать тонкие грани бытия столь глубоко, как не может ощущать несовершенный и нетренированный субъект.

На данной стадии человеческой эволюции диалог нужен, только им нужно овладеть, научиться уменьшать его хаотичность, освобождать от негатива, иногда останавливать и направлять в сторону саморазвития и позитива.

Как остановить внутренний диалог?

В первую очередь начать пристально наблюдать за ним. Когда человек смотрит на мельтешение мыслей мудрым, несколько отстраненным взглядом мысли  вначале  начинают крутиться даже немного сильнее, но потом  замедляют свой бег, а иногда и вовсе останавливаются.

Конечно, полная остановка внутреннего диалога – уровень йогов, святых и духовных мастеров, но даже частичное прекращение движения мыслей позволяет решить несколько задач:

- это успокаивает эмоциональную сферу,

-это пробуждает энергетику и делает человека сильнее,

-это помогает глубже понять свои мотивы, желания, комплексы и жизненную программу,

-это позволяет увидеть, какое решение в затруднительных ситуациях лучше принять.

Наблюдение – это внутреннее действие, требующее усилий и возобновление намерения. Кроме того, он требует и жизненной силы, энергии, которая постепенно  истощается

Затем важно осознать глубинную эмоциональную причину, запускающую ментальный водоворот.

Остановка внутреннего диалога помогает  лучше понять  глубинные «подводные течения» мысли – желания, мотивы и, наконец, субличности, наши различные я, стоящие за теми или иными мыслями.

Существует множество эффективных методов победы над своим ментальным хаосом.

Очень хороши дыхательные практики- пранаяма йогов  и та же  буддийская випассана, во время которой человек наблюдает за всеми фазами дыхательного цикла, равномерно отсчитывая ритм: вдох - короткая пауза после вдоха- более длинный, чем вдох выдох и более протяженная пауза после выдоха.

Наблюдать за дыханием нужно очень внимательно, стараясь не пропустить ни одного элемента дыхательного цикла, это очень хорошо успокаивает ум.

Религиозный человек будет молиться, повторяя в сердце имя своего святого или Иисуса Христа, пытаясь пробудить в себе чувство  любви к Спасителю. Это и останавливает хаотический бег мыслей, помогая человеку собраться, и  заменяет один вид диалога на другой, более совершенный.

А духовный искатель, не привязанный к конфессиональным формам духовности может использовать методы Карлоса Кастанеды, предлагавшего своим последователям осознать, что ум формирует реальность и стремившегося максимально заполнить пространство сознания интенсивным сенсорным опытом, чтобы уму было тесно блуждать в условиях хаоса.

Если мелькающие в голове мысли мелькают не просто по причине  хаоса и психологического сна, в котором пребывает человека, но и в результате реального мысленного спора наших субличностей, то сколько бы мы не гасили поток мыслей, они будут всплывать из глубин нашего сознания снова и снова.

Потому нужно выявить субличности, стоящие за мыслями нашего внутреннего диалога  и проявляющиеся как голоса, звучащие во внутреннем пространстве сознания  и постепенно примирить их между собой.

Как это сделать?

 Можно мысленно дать каждой из субличностей высказаться на «площадке« сознания и попытаться сблизить их позиции.

Можно примирить внутренних спорщиков, приведя каждому доказательство, что вторая сторона по сути дела хочет того же самого.

Можно просто мысленно  «слить» две субличности воедино, как соединятся две реки, которые после такого соединения начинают течь в одном направлении.

Конечно, лучше проводить эти практики под руководством специалиста, психолога, владеющего медитативными практиками.

Суфии советовали ученику, ищущему истину соединить воедино органы чувств и  ощущений (слух, осязание, зрение, обоняние), сосредоточив их на цели духовного порядка.

Человек в результате этой практики должен стать одним чувством, одним энергетическим полем, одной силой, синтезирующей в себе и плотную энергетическую вибрацию, и свет, и любовь и мудрость, причем эти ингредиенты растворяются в этой легчайшей субстанции незаметно, как соль в морской воде.

Тело для этого должно расслабиться и перестать посылать в область сознания сигналы, как ему неудобно в той или иной позе, как у него болят какие-то участки и как его душат различные телесные желания.

Оно должно стать прозрачным и легким орудием духа.

Эмоциональная часть должна стать чистой, легкой и позитивной субстанцией, наполненной устойчивой радостью и любовь к миру, находящейся в тесном взаимодействии с миром ума и устремленной к свету и  совершенству.

Мы должны пробудить в себе те стремления, которые всегда приносят радость.

Ум должен превратиться в сильный и устойчивый солнечный луч, который познает мир с помощью вдумчивой концентрации на нужной цели или объекте и который отключил в себе привычку к внутренней болтовне как разновидность низшей, несовершенной вибрации.

Такая практика также уменьшает внутренний диалог, ведущийся телом, эмоциями и умом  и наполняет человека силой, ведущей его по ступеням совершенствования.

Степеней интеграции частей человека и уровней их слияния очень много и они подробно описаны в моих книгах «В поисках Безмолвия: практика медитации и преображение сознания» и «Безмолвие и просветление»,  многие статьи из которых выложены на моем сайте.

Следующий шаг, помогающий  освободиться от внутреннего диалога  достижения состояния безмолвия и пребывание в этом состоянии как можно дольше.

Безмолвие - это особое царство, в которое не пускают кого попало без того, чтобы он не прошел через мощный обряд очищения, особое пространство, требующее достижение высоких вибраций во всем составе человека.

Попасть в пространство безмолвия можно только в том случае, если человек проделает серьезную работу над собой и  по-настоящему сможет интегрировать телесные ощущения, эмоциональные состояния и движения мыслей в единое целое.

Можно сказать, что тело, эмоции и ум, постоянно спорящие между собой  или просто болтающие друг с другом через обмен сигналами  останавливают эти болтливые и праздные вибрации и начинают слушать  язык Океана, окружающего их.

Океан – это высшее Я, посылающее свои могучие вибрации присутствия: Я есмь!

Ставшее единым сознание слушает теперь этот  высший сигнал и напитывается его мощью.

Безмолвие дает могучую энергию, многократно повышающую работоспособность  и ясность сознания, получившего силу послать солнечный луч внимания в любую темную область мира, осветить и понять его.

Оно возвращает человека к самому себе, помогая ему открыть ощущение бессмертия и вечности, которая всегда жила в его сердце.

Оно открывает ему высшее Я и дает ему ярчайшее ощущение, что его маленькое личное я – это на самом деле в своей основе и глубине есть Я с большой буквы.

Остановка внутреннего диалога и наступающая вслед за ним тишина вымывает из человека несовершенства, чтобы открыть ему пространство для полноценного и глубокого диалога с Вечностью.

Но зачем нужно обретение Безмолвия? Зачем нужен этот высокий разговор?

Чтобы остановиться и выпасть из жизни, из социума, отказаться от творческой самореализации и стать духовным отшельником?

Многие пытаются встать на духовный путь, не научившись справляться с обычными человеческими  проблемами  и не став мастером жизни.

Занимаясь духовными практиками самостоятельно или механически перенося опыт восточных традиций в современную жизнь, они начинаю останавливать ум, полностью подавляя его творческую природу.

Результат – человек превращается в фанатика своей духовной системы, он перестает читать другие книги, общаться с людьми вне данной школы, решить обычные жизненные задачи, кроме самого примитивного выживания.

Резко снижается его профессиональные достижения, социальная активность, мастерство в работе, навыки общения.

Притупленный, подавляющий себя ум способен только к воспроизведению цитат из близкого человеку учения или системы.

Во многом  это происходит еще и потому, что человек реально не знает, что ему делать с приобретенными навыками самоуглубления дальше.

А во многом потому, что цель остановки внутреннего диалога вовсе не тупое безмыслие неадекватного в современной жизни сектанта, умеющего лишь механически бубнить мантры, но дальнейшее движение, социальная активность, творчество и полет духа.

Нет, остановка внутреннего диалога – это всего лишь стадия в развитии человека и его движении по лестнице бесконечного совершенства.

Ее можно сравнить с вертикальным положением тела, которым человек, передвигающийся на четвереньках и горизонтально  постепенно овладел.

Раньше он, как ребенок ползал, а теперь научился стоять. Вертикальное положение - это огромная победа человека над собой.

Но ведь стояние – не самоцель, дальше нужно учиться, ходить и бегать.

В точности также такая стадия остановки внутреннего диалога как безмолвие – это не самоцель, а средство для дальнейшей активности человеческого сознания.

Тот, кто научился правильно  безмолвствовать,  начинает ощущать, как выросла мощь его мысли, как усилилось его творческое мышление, как возросла его способность реализовывать свои замыслы.

Он научается новым видам движения ума, превратившегося в солнечный луч и новым видам движения мысли, ставшей чем-то вроде световых искр, парящих в небе птиц или благоухающих цветов.

Говорю эти вещи не абстрактно, а как человек реально переживший и продолжающий регулярно  переживать эти состояния и преображенные мыслительные процессы.

Тот, кто вышел на такую  стадию остановки внутреннего диалога как  безмолвие приобретает умение задавать  и удерживать любой вектор мышления, в том числе направление, которое я называю «умение мыслить против потока» и которое предполагает способность человека решать трудные задачи в трудных обстоятельствах.

Другое умение, даруемое тем, кто сумел подняться на эту вершину заключается в даре реализации задуманного.

Все или правильнее будет сказать почти все, что мы создали в своем сознании как мечту начинает воплощаться, причем иногда как бы само собой, без специальных усилий, а иногда в результате приложения нашей воли, на которую нам щедро дается энергия.

Эта высшая стадия остановки внутреннего диалога превращает  человека в творца, в том числе и творца своей судьбы.

Творец, научившийся вставать с колен и пребывающий в вертикальном состоянии может не только ходить и бегать, но и летать.

Следующая стадия работы в внутренним диалогом – это полеты духа.

Так может все-таки попробовать научиться этой глубокой и увлекательной науке, меняющей нашу жизнь также, как изменило ее появление авиации, ракет и космических кораблей?

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой