Искусство самопознания
Человека лучше всего узнать в трех ситуациях: в уединении, так как здесь он снимает с себя все показное; в порыве страсти, ибо тогда забывает он все свои правила; и в новых обстоятельствах, так как здесь его покидает сила привычки.
Френсис Бэкон
Френсис Бэкон был посвященным и знал, что говорил. Он прежде всего касался темы познания другого человека.
Но мы попробуем применить его слова к искусству самопознания. У нас сложился застывший образ себя и замылился глаз на собственные плюсы и минусы.
А уж об объективном самопознании вообще говорить не приходится: мы предпочитаем либо восхвалять свои реальные и мнимые достоинства, либо уничижать себя и опускать ниже плинтуса.
Мы не владеем искусством самопознания и техниками самонаблюдения и методами изучения себя как бы с нуля, а только так можно увидеть в себе что-то по-настоящему новое.
Когда человек, пусть даже умный, опытный и поживший говорит, что он знает о себе почти все, это означает только одно: в привычных обстоятельствах он примерно предполагает как поведет себя в хорошо знакомых привычных обстоятельствах.
Когда мы находимся в обществе, на нас надета маска, выставляющая нас перед другими людьми в приятном свете. Требуется какой-то серьезный разрыв шаблона, чтобы мы увидели в себе то, что принято скрывать в обществе и чего мы не ожидали от себя.
Если мы пребываем в одиночестве и владеем практиками самоуглубления, то мы многое можем увидеть в себе более глубоко и по-новому, чем в тех случаях, когда мы все время отвлекаемся на деловое или светское общение.
Если наше состояние омрачено какой-то сильной страстью, что нового мы можем узнать о себе в этот момент, кроме этой эмоции, которую мы к тому же не можем в данный момент наблюдать и понимать?
Значит страсть должна быть светлой, чувство окрылять и приподнимать над обыденностью, не выключая разум.
В этом состоянии мы становимся слепыми исполнителями программы эмоции, но никак не вдумчивыми людьми, способными взять луч своего внутреннего наблюдателя как фонарик и заглянуть в черный ящик своего сознания.
Если мы совершаем привычные действия и ничего, кроме них, то мы не владеем искусством самопознания в полной мере и можем познавать себя только в пределах привычных мыслей и чувств.
Потому самые разные духовные школы Востока и Запада все время ставили своих адептов в непривычные ситуации.
Это делалось для того, чтобы стимулировать в человеке развитие искусства самопознания.
В древних мистериях люди проходили через самые разные испытания в подземных лабиринтах, встречались с дикими животными, жрецами-искусителями, их могли поместить в гроб, закопать в землю.
Что может сегодня помочь человеку овладеть искусством самопознания и лучше всего понять себя?
Уединение и медитативная практика, которой его должен кто-то научить и которая поможет ему стряхнуть кокон привычных эмоций и стереотипных представлений о себе.
Сильное чувство любви или влюбленности, заставляющее его забыть о правилах и привычной, выстроенной под его эгоизм размеренной жизни.
Яркое путешествие или попытка осуществить свою мечту, реализовать серьезный проект, выполнение которого потребует нахождения новых путей и борьбы с неизбежными препятствиями.
Но недостаточно для того, чтобы познать себя, просто поставить себя в трудные обстоятельства, временно удалиться от мира или испытать сильные чувства.
Нужно еще по-настоящему овладеть искусством самопознания - пробудить свое сознание, удержать это пробужденное состояние и заглянуть в самую глубину своего «черного психологического ящика», а это самое трудное.
Ключ к самопознанию – это пробужденное состояние, непрерывное самонаблюдение, активное внимание, готовность учиться этому и делать данное внутреннее действие вновь и вновь.
Настоящие духовные мастера тратили десятилетия на то, чтобы понять себя и Бога в себе до конца и не всегда их опыт был гарантированно успешным..
Новое время приносит новые возможности и методы и потому мы должны дополнить слова Бэкона еще одним ресурсом самопознания : встреча с тем, кто намного лучше, чем обычный человек понимает человеческую природу.
Таким человеком может быть либо святой или продвинутый священнослужитель, духовный мастер, просветленный последователь какой-либо традиции, либо опытный психолог-консультант, за плечами которого сотни и тысячи клиентов, чьи проблемы были успешно решены.
Хорошо, если такой психолог не просто узкий специалист и профессионал в западном понимании, но человек широкого кругозора, владеющий искусством самопознания и мастерством познания других людей или создания неожиданных ситуаций, раскрывающих человеческую природу.
Такой человек может стать для вас неким волшебным зеркалом, поворачивающимся к вам во время беседы таким неожиданным способом, который невозможен для самого себя.
Ищите таких мастеров психологии и ваши представления о себе существенно расширятся. И, конечно, испытывайте себя сами во всем. Об этом говорили все мудрецы древности, начиная с Экклезиаста.
Мы даже не подозреваем на что мы способны (разумеется в хорошем смысле) и как много нам дано. Потому попробуем пройти дорогой самоиспытания.
Кто встал на нее сам и прошел весь путь, тот справится с любыми жизненными испытаниями, свалившимися на нас извне.