Управление собой
Недавно консультировал клиентку, у которой классический набор неудач- она не может подолгу работать на одном месте, от нее уходят мужчины, с ней все реже общаются друзья и она все более одинока и несчастна в жизни. И все из-за скверного скандального характера. Она привыкла все рубить сразу и прямо.
Когда я пообщался с ней подробнее, то увидел, что у нее вообще отсутствует пауза между эмоцией и действием. Она никогда не задумывалась о последствиях своих слов и действий. Когда я спросил ее, готова ли она хоть к какой-то сдержанности. Она сказала, что нет, не готова, хотя понимает, что все из-за того, что она не умеет управлять собой.
Но она совершенно не была готова к идее, что нужно учиться управлять собой. Для нее это казалось каким-то чудовищным насилием над собой. Я сказал ей, что пока она думает так, есть риск, что насильственную функцию будет выполнять сама жизнь. Так и получилось. В результате конфликта с начальством она не просто вылетела с работы, но получила еще запись в трудовой книжке и теперь не может устроиться на работу по специальности.
Все психологические и жизненные проблемы человека проистекают от того, что он не владеет искусством управления собой и различными сферами собственной жизни. Доказать это легко.
Если у нас плохое самочувствие при отсутствии явных заболеваний, значит мы ведем неправильный образ жизни и не умеем расслаблять мышечные зажимы.
Если у нас не хватает энергии не то, что на развитие и достижение каких-то масштабных целей, то вы не управляете собственной энергетикой и весьма вероятно , что не знаете- такое управление не сказки, а реальность.
Если у нас часто бывает плохое настроение, то вы не умеете управлять своими эмоциями и желаниями- либо хотите невозможного, либо стремитесь к чему-то ошибочному и вредному для вас.
Если вам трудно сосредоточиться , вы не моете додумать до конца ни одну мысль, а голове все время крутятся хаотические образы и фразы, то вы не умеете управлять своими мыслями.
Если вам трудно заставить себя совершить какое-то важное, но трудное дело, если вы лентяй, которому трудно встать с дивана, то вы не умеете управлять собственной волей, она не у вас не развита.
Если ваша жизнь полна хаоса, вы все время опаздываете и в результате вам не удается совершить поступательное движение к цели, значит вы не управляете собой в смысле способности действовать.
Если вы часто конфликтуете и вам не удается решить большинство разногласий миром, то вы не управляете своими отношениями с людьми, не владеете собственными эмоциями и сферой общения.
А что значит не владеть искусством управления собой? Это значит не иметь внутри себя хорошо развитого субъекта, или сознательного Я, который внутри вас может разрулить все ваши проблемы, и может мобилизовать вас на совершение любых подвигов во внешнем мире.
Чтобы мысль была более понятной, подумаем вместе вот над какой метафорой. Представим себе фирму, находящуюся в состоянии предбанкротства. Директор этой фирмы для ее спасения нанимает мощную команду антикризисных менеджеров, которые начинают разбираться в этой хаосе. Они выясняют самые болезненные точки в функционировании фирмы и спрашивают у директора: Эта и та функции в работе фирмы фактически не выполняются. А кто у Вас конкретно отвечает за эту функцию? Какие сотрудники? Если таковых не оказывается, то шестеренки фирмы крутятся в холостую.
Начните привыкать к идее, что подобная фирма – это мы сами. Наши плохо обученные внутренние сотрудники, отвечающие за управление собой- это психологическое Я, которое толком не знает как это делать. Это Я внутри себя нужно не просто пробуждать, его нужно создавать и усиливать.
Кто нас учил, что управлять своим телом - это не просто ходить и совершать движения, которым мы научились еще в детстве? Это еще и умение по несколько раз в течении дня осматривать свое тело мысленным взором и убирать мышечные зажимы - ненужные напряжения мускулов, которые у нас есть в данный момент и которые мы постепенно накапливаем в результате малоподвижного образа жизни. Разве нас учили этому умению на уроках труда и физкультуры и даже на факультетах психологии и педагогики?
Кто нас учил тому, что управление собой- это умение сознательно поддерживать свой жизненный тонус на высоком уровне, не тратить энергию попусту, а стараться накапливать ее с помощью разных практик? Никто не учил ни в семье, ни в школе, ни в вузе, как можно накапливать энергию и что для этого нужно делать.
Кто учил нас науке управления собой, своими эмоциями и настроениями? В лучшем случае нам говорили о том, что некоторые эмоции нельзя показывать , поскольку это неприлично, что нужно уметь брать себя в руки. Но никто не объяснял, как это сделать?
Люди думают, что управление эмоциями- это значит стиснуть зубы и заставлять себя либо делать что-то нежелательное, но важное, либо сдерживать в себе что-то страстно желаемое, но вредное для них. Это самая начальная и поверхностная стратегия управления эмоции.
Никто не объяснял им, что один из лучших методов эмоциональной саморегуляции- стать в позицию сознательного наблюдателя, мудрого свидетельства собственных эмоциональных перепадов.
Кто учил нас управление своими мыслями? Эта сфера саморегуляции вообще выпала из рассмотрения в современной педагогике. Считается, что в школах и вузах учат мыслить, что на самом деле весьма сомнительно. На практике видно, что учат забивать голову оторванными от жизни знаниями, а управлению мыслями не учат вообще.
Где нас обучали такому навыку управления собой как тренировка воли? Сказать, что ее совсем не было нельзя, вся система школьного и вузовского образования требовала много усилий, были в конце концов уроки труда, физкультуры. Была и военная подготовка и армия. Мужчинам говорили, что они должны быть волевыми, но системной волевой тренировки не было. Просто человека ставили в трудные ситуации и надо было выплывать, кто-то и утонул- в армии весьма высокий процент суицидов по причине давления такой силы, которого человек не выдерживал.
Где нас обучали такой грани искусства управления собой как мастерство в действиях? Кто и когда говорил нам о необходимости планирования своих действий, умении разбивать путь к цели на части, искусстве создания позитивных мыслеобразов своего действия, науке подключения скрытых ресурсов психики, помогающих действовать более энергично? Кто учил нас навыкам мысленного вхождения в образ мастера, способного быстро обучиться необходимым умениям и решать любые сложные задачи? Увы, учителем была сама жизнь, а она как известно учит с одной стороны очень надежно, а с другой- больно и долго.
Может быть нас кто-то обучал практической конфликтологии, умению жить в мире со сверстниками , соседями и посторонними людьми? Увы, и здесь все было отдано на откуп самой жизни с ее хаотическим и болезненными уроками. Потому мы до сих пор не научились быть успешными, позитивно воспринимаемыми людьми с большим кругом друзей, единомышленников и полезных связей. Нам трудно управлять своими отношениями и коммуникациями.
Мы перечислили несколько сфер, которые наиболее важны для нас в плане сознательного управления собой и теми процессами, которые протекают в них.
Немного раньше я говорил о том, что для управления собой нужен субъект или Я, которое должно взять все эти сферы под свой мудрый, одновременно мягкий и твердый контроль. Но я перечислил множество областей, которыми нужно управлять- иначе человек просто рассыплется на части, став рабом своих желаний.
Означает ли это, что нужно иметь в себе десяток различных Я, каждое из которых будет управлять отдельной сферой- физическое Я физическим телом, эмоциональное Я – миром переживаний желаний? Конечно нет! Умножение сущностей без смысла порождает проблемы.
Всеми этими перечисленными областями человека должно управлять многогранное, сознательное и вместе с тем единое Я. Оно должно хорошо понимать как устроено то, чем оно собирается управлять.
Как устроено тело с его ощущениями, энергетическая структура с тонкими силовыми потоками, эмоциональная часть нас, состоящая из коротких волн настроений и длинных волн переживаний, мыслительная часть нас, состоящая из хаотических мыслей, скрытых убеждений и ума, решающего проблемы.
Оно должно видеть, как устроена волевая часть нас, состоящая из усилий и сконцентрированного внимания, как организована сфера наших действий и сфера общения, то есть наша коммуникативная часть сознания.
Что такое процесс управления собой по сути? Сравним этот процесс с менеджментом, с управлением фирмой. О фирме можно сказать, что она успешно управляется только в том случае, если во главе этой фирмы стоит подготовленный сильный начальник, лидер, босс. Во-первых, начальник должен присутствовать на своей службе. Если он болтается по клубам вместо работы, фирма развалится.
Речь идет не только о начальнике как физическом лице в конкретной фирме, но и о психологическом начальнике в вашем сознании. У вас должен быть этот внутренний контролер или образ себя, из которого вы общаетесь с людьми и пытаетесь управлять своей жизнью. Если вы вместо того, чтобы в процессе жизни помнить себя и стараться все, что вы делаете, делать сознательно, у вас этот внутренний хозяин есть.
Если вы психологически спите, ленитесь, витаете в облаках, то у вас нет внутреннего хозяина. Значит вами управляют слуги- ваши эмоции и желания, которые в конце концов сдаются на милость внешних обстоятельств. Вы превращаетесь в марионетку внешних обстоятельств.
Но управлять собой –это не только присутствовать в самом себе, то есть наблюдать за собой и сознательно помнить себя, чтобы не приходилось делать. Это еще и умение принимать решения, отдавать команды, преодолевать сопротивление, продлевать усилия, менять направление работы, увлекать за собой других людей и постоянно тренироваться, поддерживая себя в хорошей правленческой форме. Все, что перечислено и не метафора и не благие пожелания, но абсолютно конкретные веши.
Все эти задачи управления другими людьми применимы и к самому себе. Человек, хорошо управляющий собой способен принять решение и удерживать себя в этом направлении, как бы на него не давили другие люди.
Он способен отдавать команду самому себе «я буду держаться во что бы то ни стало» и поддерживать принятое решение, преодолевая сопротивление обстоятельств.
Он способен войти в состояние драйва и высокой мотивации к работе и передавать эту мотивацию другим людям, вовлекая их в работу.
Он обязательно владеет различными психотехниками саморегуляции, о которых мы говорим отдельно.