Заслуги Ассаджиоли перед психологией и психотерапией

  Заслуги Ассаджиоли перед психологией и психотерапией

 

Влияние, которое оказал психосинтез на практическую психологию и психотерапию, трудно переоценить.

1. Именно Ассаджиоли обратил внимание на дезинтегрированный характер человеческой психики и ввел в научно-практический оборот понятие «субличности», позволяющее более глубоко описать динамику процессов, происходящих в человеке. Впоследствии это дало импульс таким направлениям психотерапии, как НЛП, активно использующим данное понятие внутри своей системы, а также Психодрама, работающая с ролями, которые приходится играть людям, и Системные расстановки, стремящиеся упорядочить психологические части человека.

2. Именно в психосинтезе впервые с такой отчетливостью было сформулировано понятие синтеза, интеграции, целостности, которое в дальнейшем было взято на вооружение интегративной и холистической психологией.

3. Именно психосинтез предложил уйти от ориентации исключительно на больную, травматическую личность и направил свое внимание на здорового, стремящегося к совершенствованию человека, что потом получило мощное развитие в гуманистической психологии.

4. Именно психосинтез предложил особую систему работы с психическими образами, что впоследствии было использовано в методах имаготерапии и символодрамы, а также методы работы с сакральными символами, помогающими интеграции психики. Вот что Ассаджиоли писал о символизме «Божественной комедии» Данте Алигьери, которую воспринимал как гениальную художественную версию науки о преображении души:

«Божественная комедия» Данте — уникальное произведение человеческого гения, сравнимое в некотором отношении лишь с «Фаустом» Гете. Одна из ее уникальных черт состоит в том, что Данте совершенно осознанно использовал символизм, о чем он пишет в своем теоретическом трактате Il Convivo, где утверждает, что в «Божественной комедии» можно усмотреть четыре разных значения. Первое — буквальное. Второе — аллегорическое, т. е. символическое, но символизм, как говорит Данте, имеет человеческую и поэтическую природу, чему он приводит пример из мифологии. Третье значение — моральное, предполагающее более высокий уровень, чем аллегорическое значение. Но есть и четвертое значение, еще более высокого уровня, которое он называет анагогическим, т. е. ведущим вверх. Центральное символическое значение «Божественной комедии» — прекрасное изображение процесса психосинтеза. Первая часть — «Ад» — изображает исследование низшего бессознательного. Во второй части — «Восхождение на Гору Чистилища» — показан процесс морального очищения и постепенного поднятия уровня сознания посредством применения активных техник. Третья часть — «Рай, Небеса» — представляет собой разные стадии сверхсознательного познания, вплоть до узрения Вселенского Духа, Самого Бога, соединяющего Любовь и Волю».

5. Именно психосинтез обратил внимание на высшее «Я», представляющее собой глубинный духовный центр в человеке, и тем самым легализовал в психологической науке изучение духовных пластов сознания и мистического опыта, пережитого искателями совершенства, что впоследствии стало интенсивно изучаться трансперсональной психологией. На это обратил внимание Станислав Гроф, заявивший, что «ни одна западная школа психотерапии, за исключением психосинтеза и юнгианской психологии, не признает духовность подлинной и аутентичной силой психики». Ассаджиоли писал:

«Внутреннее переживание духовного «Я», его тесная связь с личным «Я» и проникновение в последнее дают тем, кто обладает им, ощущение величия, внутреннего расширения, убежденность в причастности к божественному».

Итальянский мыслитель призывал к познанию своего глубинного «Я»:

«Если мы признаем существование в глубине нас «Я», обладающего чудесной силой, призыв «Познай Себя» Дельфийского Оракула начинает приобретать новый и более глубокий смысл. «Познать Себя» не означает просто проанализировать свои чувства, мысли и действия, а значит изучить самые интимные уголки своего «Я», ощутить реальное существование своей души и ее поразительные возможности».

6. Именно психосинтез обратил внимание на исключительно важную роль сознательного внимания, что впоследствии было подхвачено такими выдающимися учеными и практиками психологии, как Чарльз Тарт, Михай Чиксентмихайи, Мартин Селигман, Даниэль Каннеман.

7. Именно Ассаджиоли предложил изучать личность с точки зрения психодинамических процессов и легализовал понятие психической энергии как основу психодинамики, что впоследствии получило развитие в телесноориентированной психотерапии, в частности, в биоэнергетическом подходе Александра Лоуэна.

8. Именно Ассаджиоли вслед за Шопенгауэром показал огромную важность для эволюции человека такой составляющей человека, как осознанная, устремленная к самопознанию воля, дал реальные методы ее развития и оказал влияние на целый ряд эзотериков, таких как Георгий Гурджиев, автор системы саморазвития «Четвертый путь». Современники Ассаджиоли высоко ценили его разработки в теме воли. Вот что говорил об этом известный на весь мир буддийский философ Лама Анагарика Говинда:

«Конечно же, когда я говорю о воле, я не имею в виду волю, направленную на удовлетворение своих потребностей эгоистичного человека. Я имею в виду Волю, о которой писал Ассаджиоли, называя ее Трансперсональной, то есть волю, сублимированную и трансформированную в силу, направленную за пределы всех ограничивающих человека целей и желаний, преодолевающую индивидуальные ограничения и, наконец, превращающую личность в канал для движения и действия энергии Воли самой Вселенной».

9. Именно Ассаджиоли одним из первых психологов обратил внимание на большую позитивную терапевтическую роль для исцеления человека, которую могут играть литература и искусство. Вот что он сам говорил о влиянии музыки:Ассаджиоли предлагал использовать искусство в групповой психотерапевтической работе следующим образом:

«На каждой встрече, проводимой, как правило, еженедельно, лидер группы или психотерапевт рассказывает о символах, которые можно найти в текстах опер Вагнера «Лоэнгрин», «Парсифаль» и в различных книгах, посвященных легенде о Граале и рыцарям этого ордена. После описания и объяснения значения символа проигрывается подходящий отрывок из Вагнера. Затем группа должна обдумать символ и поразмышлять над ним — с тем, чтобы осознать его смысл».

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой